Category: дизайн

Category was added automatically. Read all entries about "дизайн".

Средства визуальной коммуникации в интерьере торговых предприятий

Оригинал взят у sazikov в Средства визуальной коммуникации в интерьере торговых предприятий




Некоторое время назад я рассказал о системе пиктограмм советской торговли. Эта система была составной частью другой, более сложной унифицированной системы средств визуальной коммуникации, созданной для использования в интерьере торговых предприятий. В начале 1970-х годов эту систему разрабатывали специалисты в/о "Союзторгреклама". Сегодня, главный художник отдела торгово-производственной эстетики "Союзторгрекламы" В. Филипочев расскажет нам об основных принципах этой системы.

Collapse )

По страницам журнала "Реклама", 1973 г.
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.

Система визуальной информации Вильнюсского главпочтамта

Оригинал взят у sazikov в Система визуальной информации Вильнюсского главпочтамта




Я уже показывал вам пиктограммы разработанные во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики для советских школ, переходящих в начале 1970-х годов на кабинетную систему обучения. Еще раньше были пиктограммы разработанные конструкторским бюро "Союзторгрекламы" для ориентации в магазинах системы Центросоюза и Минторга СССР. До них показал пиктограммы московской Олимпиады и Олимпиады в Мехико. Сегодня - система визуальной информации Вильнюсского главпочтамта, разработанная литовским дизайнером Ф.Ф. Даукантасом (Государственный художественный институт, Вильнюс). Рассказал о этой системе в 1970 году со страниц журнала "Техническая эстетика" А. Бельскис, сотрудник Вильнюсского государственного художественного института.

Collapse )
  • cccp

Дизайн США

В 1989 году в нескольких городах СССР прошла выставка "Дизайн США". По тем временам любая иностранная выставка была грандиозным событием. А эта охватила почти все сферы жизни - архитектуры, компьютерных технологий, автомобилестроения и т.д. И, соответственно, вызвала огромный фурор. Конечно, там раздавали буклеты, пакеты, значки... Предлагаю вам скан этого буклета:

Collapse )

Московские витрины 1950-х годов

Оригинал взят у sazikov в Московские витрины 1950-х годов




“Художественно оформленная витрина — это не только "лицо магазина". Украшая магазин, она является существенным элементом в оформлении улицы города” — вещали в 1952 году теоретики витринного дела Александр Захарин и Николай Мотылев в книге "Витрина магазина. Пособие для торговых работников и декораторов". И это было истинно так. В 1950-е годы к дизайну витрин предъявляли повышенные требования. Прежде всего, обратили внимание на наружные стекла витринного окна, которые, по возможности, должны были быть цельными без мелких переплетов. Предпочтительнее считались металлические или легкие дубовые переплеты окон. На середине стекла, расположенного в задней стенке, если оно не разрезано в центре переплетами, часто помещалась фирменная торговая марка магазина.

Collapse )



ЮЗЛикП

Памяти великого архитектора: 10 работ великолепной Заха Хадид

Оригинал взят у sergpodzoro в Памяти великого архитектора: 10 работ великолепной Заха Хадид
31 марта 2016 года, от сердечного приступа скончалась Заха Хадид, ирако-британский архитектор и дизайнер, которая стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Ее работа не только поражает своей изящностью и новаторством, она вдохновляет тысячи других творческих людей - и именно в этом, возможно, и состоит самый весомый вклад Заха Хадид. В ее руках была возможность изменить мир - и она не упустила эту возможность.
Заха Хадид (1950-2016).
Заха Хадид (1950-2016).
Заха Хадид  (Zaha Mohammad Hadid) не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше! Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир.

Collapse )


Модульный киоск



В октябре 2010 г. столичное правительство развернуло масштабную компанию по борьбе с «объектами мелкорозничной торговли», в ходе которой количество торговых павильонов в городе существенно поредело. Недавняя акция московских властей, получившая народное прозвание «ночь длинных ковшей» стала вторым актом этой драмы. Впрочем, сейчас речь не об этом.

[Читать дальше]
Подобные действия власти удивительно напоминают ситуацию из далекого прошлого Москвы. Речь идет о том времени, когда после победы в Северной войне, Петр I, только что принявший титул императора всероссийского, усилил реформы направленные на модернизацию уклада жизни русских городов. В частности, для борьбы с распространившимися по всему городу торговыми шалашами и лавками, мешавшими проходу и проезду, в 1722 г. в Инструкцию Московской полицмейстерской канцелярии был включен такой пункт:



В наши дни к нарушителям стали относиться гуманнее – батоги им уже не грозят. Но не только в этом проявился гуманизм московского правительства – была разработана новая схема размещения «объектов мелкорозничной торговли» и проект новых киосков, призванных заполнить собой отмеченные на схеме торговые точки.



Чиновники, как будто, руководствовались благими намерениями — освободить Москву от чрезмерного количества разномастных ларьков и киосков, уродующих город, искажающих восприятие городского пространства и архитектуры, затрудняющих навигацию и передвижение по улицам и площадям. Как уже было сказано, помимо сокращения действующих торговых точек, предполагалась полная замена оставшихся киосков на павильоны нового типа — эстетически и функционально улучшенного. Подразумевалась «посадка» торговых модулей согласно специально разработанной схеме размещения, с обязательным благоустройством прилегающей территории. В состав благоустройства должны были войти скамьи, урны, декоративное озеленение, установка декоративных светильников и т.д.



Москомархитектура, по заданию правительства, в кратчайшие сроки разродилась проектом типовых модульных киосков трех типов: «Модерн», «Классика» и «Свободный стиль». Модульных, потому что состоят из типовых элементов и, как отмечают в Москомархитектуре, строительство киосков напоминает сбор конструктора Lego. Трех типов, для того чтобы вписаться в любую градостроительную среду.



Над вопросом о киосках на протяжении нескольких месяцев трудилась не только Москомархитектура, но и городские префектуры и администрация нового мэра. Этот проект вошел в историю, как едва ли не первое нововведение Сергея Собянина.



Первый торговый модуль нового образца появился на Тверской улице вечером 22 июня 2011 г., это был киоск «Мороженое». О том, что получилось в итоге, прекрасно сказал архитектурный критик Григорий Ревзин: «С художественной точки зрения представленный проект можно рассматривать как курсовую работу студента второго курса, выполненную на "хорошо". Все три стиля освоены студентом поверхностно, соединить их с функциями киоска удалось мало, а с точки зрения технологии массового изготовления и сборки классический вариант и вариант модерн продуманы второпях <...> Обсуждать их с точки зрения улучшения образа города или улучшения логистики торговли не представляется возможным».



Сейчас, по прошествии времени, к вышесказанному можно добавить, что новые киоски оказались и чрезвычайно недолговечными. Те из них, что были установлены первыми, уже давно потеряли презентабельный вид и требуют замены или уже были заменены. Прекрасная сама по себе идея модульности, продиктованная, в том числе и экономическими соображениями, воплотившись в киоске собранном из некачественных материалов по непродуманному проекту, дискредитировала саму себя. Но, как не трудно догадаться, не в модульности дело. Анализ финансовых и технологических схем и реалий современного российского производства скорее прерогатива экономистов и экспертов следственного комитета, здесь же мне хотелось рассказать о том, как можно было бы иначе реализовать поставленную перед анонимными проектировщиками задачу. Показать не умозрительно, а на конкретных примерах, позаимствованных из относительно недавнего прошлого.



В нашей стране впервые идеи модульности и мобильности обсуждались в 1920-х годах художниками-производственниками. Многие проекты строились тогда конструктивистами с использованием модульных каркасов (деревянные решетки, металлические каркасы по типу башенных кранов и т.д.). Реально этот принцип впервые заявил (именно как комбинаторный) Эль Лисицкий в 1929 году в проекте «комбинатной мебели».



Новое рождение идея модульности получила в 1960–70-е годы, в эпоху возросшего интереса к функционализму и проблематике городской среды. В это время создается целый ряд проектов, экспериментирующих с мобильными и модульными конструкциями, например пошедший в массовое производство Футуро Хауз (1968) Матти Сууронена, детские площадки Альдо ван Эйка в Амстердаме (1958-60) или офис страховой компании Сентрал Бихир в Апельдорне Германа Хертцбергера, Голландия (1968-72). И, наконец, проекты метаболиста Кисё Курокава и в первую очередь его башня-капсула «Накагин» в Токио (1970-72), состоящей из 140 жилых сборных модулей или «капсул».







В 1966 г. словенский архитектор и дизайнер Саша Мэхтиг, один из основателей школы промышленного дизайна в университете Любляны, разработал дизайн модульного киоска K67. После получения патента в 1967 году, K67 был подготовлен для массового производства, стартовавшего в 1968 году с первых прототипов, выставленных в Словении в провинциальном городке Лютомера.



Система К67 была основана на использовании пяти модулей, сделанных из армированного полиэстера и полиуретана. Киоски могли быть использованы по отдельности или объединены в крупные конфигурации, способные вписаться в любой средовой контекст, любую градостроительную ситуацию.



Функциональное назначение системы К67 так же могло варьироваться в самом широком диапазоне — киоски использовались для продажи газет, как небольшие мастерские, цветочные магазины, закусочные, платежные терминалы, информационные офисы, билетные кассы, туристические бюро и т.д.



Во многих промышленных комплексах киоски Мэхтига были использованы в качестве небольших бытовок, для защиты от заводского шума и пыли. Многофункциональная модульная система К67, выпускавшаяся серийно фирмой IMGRAD из Лютомера, стала бестселлером во многих странах и за пределами Словении, в основном в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Иногда эти киоски встречаются и в Западной Европе, США, Японии, даже Новой Зеландии.



В апреле 1970 г. в английском дизайнерском журнале была напечатана статья «Повседневная жизнь улиц» в которой речь шла о киоске K67, как следствие, Музей современного искусства в Нью-Йорке включил его в свою коллекцию дизайна 20-го века.



Производство K67 на предприятии IMGRAD в г. Лютомера было прекращено лишь в начале 1990-х гг. в результате радикальных изменений словенской экономической системы.



Система К67 стала специфическим дизайн-символом определенной эпохи в истории Восточной Европы.



Так, в 2010 г. при постановке Хорватским национальным театром из г. Загреба пьесы «Драма о Мирьяне и тех, кто рядом с ней», в декорациях спектакля был использован киоск К67 в качестве общественного элемента распадающейся коммунальной инфраструктуры, благодаря чему драма получила конкретный пространственный и временной контекст эпохи реформ.



Интересно, что еще в 1920-х годах в югославском журнале «Zenit» был целый рассказ, где действие происходило «у Родченково киоску». Таким образом, использование киоска, как центрального элемента декорации приобретает ярко выраженный драматургический контекст.



В нашей стране, в системе ВНИИТЭ неоднократно разрабатывались проекты городского оборудования. В том числе были проекты и комбинаторного оборудования на основе модульных элементов, когда из некоторого ряда получалось абсолютно все: скамейки, телефонные будки, киоски, урны, витрины, фонари и т. д. Отчасти это была дизайнерская вариация панельного домостроения на уровне предметного наполнения улицы. Использование малых архитектурных форм должно было, по замыслу проектировщиков, привнести в городскую среду человеческий масштаб.



Самым ярким примером такого рода проектов стала разработка художественно-конструкторского предложения городского оборудования для экспериментального жилого района Дигоми, г. Тбилиси, выполненная группой дизайнеров ВНИИТЭ под руководством Д. А. Азрикана.



С самого начала дизайнеры поставили перед собой задачу научиться проектировать городскую предметную среду полноценной и живой, производимой быстро и массово, при этом способной к переменам в разумные сроки.



В основе проектного предложения лежал принцип многоступенчатой типологии. Первая ее ступень — типология социальных процессов, протекающих в городской среде и требующих обеспечения тем или иным оборудованием. Вторая ступень выделяла типичные ситуации, в той или иной степени входящие во все процессы, а также типичные персонажи и неживые объекты этих процессов. Третья ступень — набор форм порожденных той или иной типичной ситуацией. И, наконец, четвертая ступень — система исходных конструктивов, возникающая на основе интерпретации набора форм в конкретные антропоморфные величины.



В результате этой работы были предложены образцы универсального городского оборудования для самых различных ситуаций жизнедеятельности человека в городской среде.



В состав разработки входили сиденья, столы, кабины, навесы, перголы, киоски, детские площадки, носители визуальных коммуникаций, комплексы оборудования дворов, пассажей, улиц, транспортных остановок, это был первый в отечественной практике проектный эксперимент по комплексному решению городского оборудования. Этот проект, по сути, представляет собой развитую дизайн-программу по средовой организации строящегося района.



Вот несколько примеров из этой разработки. Наиболее массовый элемент уличной и дворовой мебели - сиденье. Пример конструкции низшего, элементарного уровня, которая однако задает закономерности формирования более развитых структур, в некотором роде "грамматику" дальнейших "высказываний".



Варианты столов для дворов, уличных кафе, ярмарок и других нужд. Во дворах могут собираться большие столы для празднеств, застолий и т.п.



Варианты более высоких чем столы опор для человека или каких-либо объектов - прилавки, стойки и т.п. Предусматривается максимальное использование стеновых панелей киосков, ограждений и т.п. для пластического выявления человекосообразности конструкций, предоставления человеку разнообразных возможностей для комфортного расположения.



Варианты урн, цветочных вазонов, питьевых фонтанчиков.



Варианты носителей системы визуальных коммуникаций - отдельно стоящие, подвесные, консольные, с подсветкой и без.



Носители общественной информации - газет, афиш, плакатов, объявлений, вывесок, наглядной агитации и т.п.



Варианты телефонных кабин традиционного и открытого типов.



Варианты малых навесов для мелких уличных торговых и других нужд.



Варианты емкостей и контейнеров для временных торговых точек и других городских нужд.



Трансформирующийся лоток открытого типа для продажи газет и журналов.



Трансформирующийся киоск для чистки обуви.



Киоск "Союзпечати". Устанавливается как в пассажном пространстве, так и на улице. Оборудован санузлом.



Вариант решения группы оборудования улицы. Существующая практика изготовления одиноких объектов может быть удобна для производителя, но не жизненна в городе: киоски, независимо от воли проектировщика, сбиваются в плотные группы, тяготея при этом к транспортным остановкам.



Вариант оборудования двора. Принципы комплектации оборудования в целом те же, что и на улице. Отличия состоят в том, что оборудование расставлено более свободно и включает единичные объекты, например, переносные сиденья.



Вариант оборудования детской площадки. Согласно исследованиям психологов, развитию творческой активности ребенка наиболее способствует такое оборудование, которое, легко трансформируясь, будит воображение, позволяя превращать его то в корабль, то в дом, то в стадион и т.п.



Итак, хотя идея модульности в приложении к типовому оборудованию мелкорозничной торговли и не нова, все же представляется перспективной. Решающее значение здесь имеет подход к осуществлению этой идеи — кто и как будет ее реализовывать. Я привел всего лишь два примера из не такого уж далекого прошлого, которые на контрасте с собянинским провалом, показывают принципиальную возможность создания модульных систем городского оборудования, их богатый потенциал, культурное значение и вероятный вектор реализации принципа модульности и универсальности в дизайне объектов мелкорозничной торговли.


После велопрогулки.

Шик советского экспорта...

Оригинал взят у zina_korzina в Шик советского экспорта...
  • Каталоги Внешпосылторга и прочие выставочные буклеты, выпускаемые в СССР не для ширнармасс, а с иными целями, прекрасны, прежде всего, как образец полиграфических достижений, дизайна и - моды. Вот, например, отменный образец того, что видел иностранец, желая ознакомится с советскими товарами. «Автоэкспорт» начала 1970-х от cccp. Машины, девушки, юноши... Кликабельно!

    Collapse )
  • товарищ Сталин

    Трансильванский не вампир

    Этот человек 21 год ведал дизайном в компании Ford и одном из главных творцов знаменитых T-Bird, Mustang, Capri, Escort и многих других.

    Джозеф Е. Орос-младший (Joseph E. Oros, Jr.) родился 15 июня 1916 года в Кливленде, штат Огайо, в семье эмигрантов из румынской Трансильвании, переехавших в САСШ в 1910 году. Родители не владели английским языком - это упоминают все источники специально. С детства он замечательно рисовал. Окончил среднюю школу в Детройте. Закончив в 1939 году одним из лучших в потоке Кливлендский институт искусств (отделение промышленного дизайна), он становится студентом в Школе автомобильного дизайна General Motors, детище Великого и Ужасного Харли Эрла и попутно работал в дизайн-студии Cadillac вместе с Элвудом Энджелом (Elwood Engel), позже ставшим главным дизайнером в Chrysler Corporation и Джорджем Уокером (George W. Walker), затем вице-президентом по дизайну в Ford Motor Company. Можно смело утверждать, что именно благодаря стараниям Эрла автомобильный дизайн стал из ремесла талантливых кустарей-одиночек развитой индустрией, но о нём я расскажу как-нибудь в другой раз.

    В том же году они поженились с Бетти Тэтчер (Elizabeth Anna Thatcher). Бетти тоже была из Огайо и тоже была автомобильным дизайнером! Они вместе учились в Кливлендском институте искусств, оба закончили его с отличием, после чего её пригласили работать в Hudson Motor Company, где она стала первой женщиной-автомобильным дизайнером. Она внесла весомый вклад в экстерьер и интерьер модельного ряда Hudson 1941 модельного года.
    Когда же муж начал работать в кадиллаковской дизайн-студии, она предпочла уйти из Hudson, дабы избежать "конфликта интересов". Харли Эрл, славившийся тяжёлым характером и деспотизмом, мог сильно попортить карьеру Джо, узнав, что его жена работает на конкурентов (и вполне успешно!).

    Отслужив в армии во время Войны, Джо Орос пришел работать к приятелю Джорджу Уокеру в его фирму промышленного дизайна. Туда же он притащил ещё одного приятеля - Элвуда Энджела. До 1947 года они работают для Hudson (видать, там без доброй памяти о Бетти Тэтчер-Орос не обошлось!), после чего команду приглашают в Ford.


    В качестве иллюстративного материала покажу "закулисье" создания Ford Custom '1949, ставшего вехой как для марки, так и для самого Джо Ороса.

    1.
    Oros66.jpg
    Collapse )