Коллекционер баянов (altyn73) wrote in foto_history,
Коллекционер баянов
altyn73
foto_history

Categories:

«Зачем нам Деточкины в век баллистических ракет?»



50 лет назад на экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в которой скромный и застенчивый страховой агент, по совместительству актер самодеятельного театра Юрий Деточкин ведет непримиримую борьбу за справедливость. В городе Горьком фильм показывали во всех кинотеатрах, а премьера состоялась в новом широкоформатном кинотеатре «Октябрь» на улице Свердлова. Сейчас, когда «Берегись автомобиля» уже давно вошел в список культовых отечественных фильмов, трудно представить, что во время выхода его восприняли чуть ли не как антисоветское кино!

А ВЕДЬ И ПРАВДА, ВОРУЮТ МНОГО!

Путь легендарного фильма на экраны оказался непростым. Первоначальный сценарий с рабочим названием «Угнали машину», написанный Эльдаром Рязановым и кинодраматургом Эмилем Брагинским, вызвал в Госкино некоторое недоумение. Как это так, главный положительный герой – вор?! Получается, что советский гражданин, узнав о нетрудовых доходах других граждан, вместо того, чтобы идти в ОБХСС, фактически вершит самосуд! А председатель Госкино Алексей Романов и вовсе испугался, что люди, посмотрев фильм, начнут массово угонять друг у друга машины или просто обкрадывать в духе «Грабь награбленное!». В результате Рязанову и Брагинскому пришлось переработать сценарий в повесть, которая была опубликована в 1964 году в журнале «Молодая гвардия». Фактически это была своеобразная «разведка боем»: какова будет реакция?

Положительные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, после чего на съемки фильма все же было дано добро. Однако опасения остались! Во-первых, уж очень ярко в фильме выглядела тема спекуляции, воровства и хапужничества. Одна только фраза Юрия Деточкина на суде: «Ведь воруют, много воруют!» – невольно наводила на размышления. «А ведь и правда, воруют много!» – могли подумать впечатлительные зрители, просто оглядевшись по сторонам. Кроме того, фильм несколько портил имидж тогдашней «мечты миллионов» – 21-й «Волги». Ведь по сюжету получалось, что на «мечте миллионов» разъезжают одни взяточники и хапуги, а также католические пасторы (что во многом соответствовало действительности). Наконец, возникал вопрос: если жуликов так легко мог изобличить простой страховой агент, то куда смотрит наша доблестная милиция? Уж не покажется ли гражданам, что Деточкин – настоящий герой, современный Робин Гуд, а милиционер, который его изобличил, – наоборот, злодей, потворствующий жулью?

В итоге фильм все-таки выпустили на экраны, но решили сопроводить его подробными рецензиями и комментариями. Чтобы советские люди ничего не напутали и сделали только «правильные» выводы.

«ДЕТОЧКИН НЕ В ЛАДАХ С ДИАЛЕКТИКОЙ, СЛЕП ПОЛИТИЧЕСКИ»

Во время премьеры в «Горьковском рабочем» была опубликована большая статья под названием «Как непрост этот Деточкин» (такие случаи были крайне редки). Описывая вкратце историю с угонами «Волг», автор рецензии, журналист Г. Косолапов, задавался вопросом: «Значит, Деточкин не вор?» И сам же отвечал на него: «Трудно зачислить Юрия Деточкина в разряд людей, борющихся с такими социальными уродами, как вымогатель, жулик и т.п., хотя он сильно их ненавидит и делает всё, чтобы лишить их нечестно, не трудом нажитой собственности. Почему? Да потому, вероятно, что коэффициент полезного действия деточкинской борьбы практически равен нулю. Ну угонит он у хапуги одну автомашину, ну доставит ему несколько неприятных минут. И что? Через год тот обзаведется новой, еще более совершенной моделью. Деточкин И. Смоктуновского не в ладах с диалектикой, слеп политически. Он забыл или не понимает, что борьба с жульничеством, воровством, другими социальными ненормальностями (борьба до победного конца) под силу лишь всему обществу. Деточкины же здесь, с их примитивной методологией, беспомощны… И потом, разве не напоминают о Деточкине некоторые наши способы борьбы с хапугами, мошенниками, хулиганами, пьянчужками? В наше время мало быть человеком добродетельным, надо быть еще и деятельным, осмысленно деятельным. Словом, в век баллистических ракет стоит ли воевать с помощью примитивного, малоэффективного кортика?»

Досталось от рецензента и персонажу Анатолия Папанова: «Есть в его разоблачениях что-то от разоблачений Деточкина. Вот он вроде кричит на зятя – спекулянта и жулика, вот вроде вскрывает его насквозь омещанившееся и проворовское нутро, но при внимательном, близком рассмотрении всё это в нем – только рисовка, бравада, только игра в «принципиальность», «смелость» и «правдолюбство». На самом деле он такой же, как и его зять, стяжатель, жулик, такой же, как и его дочь, мещанин. Легко, изящно разглагольствующий о проделках и темных делишках собственного зятя, он так же легко принимает в дом всё то, что нажито и приобретено нечестным путем».

ЭПОХА ТЕАТРАЛЬНЫХ СУДОВ

Фильм запомнился еще и сценой суда над Деточкиным, тоже ставшей, по сути, нашим культурным достоянием. Многие присутствующие выступают в защиту обвиняемого, а фразы следователя Подберёзовикова («Деточкин нарушал закон, но нарушал из благородных намерений») и тестя Семицветова («Свободу Юрию Деточкину!») по сей день являются популярными мемами. Как и патетичное выступление Семицветова, обвинившего Деточкина в покушении на «самое святое, что у нас есть: на Конституцию». В общем, не суд, а настоящий театр! В действительности и здесь сценаристы ничего не выдумали, а всего лишь сделали пародию на советские суды той эпохи.

« – Встать! Суд идет! Встань, Филиппов! Подними голову! Видишь битком набитый зал, слышишь возмущенный гул голосов? Это люди пришли судить тебя, убийцу!» – так начинался репортаж из зала Горьковского областного суда в июле 1966 года. Собственно, показные процессы в СССР были всегда, только при Сталине так судили за политические преступления, а вот суды над простыми уголовниками (вроде киношных Горбатого и Фокса) и хулиганами, напротив, проходили тихо и буднично. При Хрущеве ситуация изменилась, политические процессы сошли на нет, зато убийц и грабителей, наоборот, начали судить с громкими речами и с привлечением общественных обвинителей. Приговоры тоже изменились: если в 30-е – 40-е годы даже за двойное убийство и бандитизм можно было отделаться большим тюремным сроком, то в 60-е за банальную пьяную «бытовуху» нередко подписывали «вышак». Характерно также, что убийцей (а вовсе не подозреваемым) обвиняемого называли еще до начала процесса, принцип презумпции невиновности игнорировался.

Типичным примером стал и суд над упомянутым Алексеем Филипповым. Совершенное им преступление было вполне банальным. Студентка политеха Галя Соева 1 мая организовала у себя в комнате небольшую вечеринку. Парни и девушки обсуждали предстоящую сессию и пели задорные студенческие песни. А потом явился пьяный хозяин квартиры Филиппов, у которого Соева снимала комнату, со своей сожительницей. Тому репертуар песен, видимо, не понравился, и он приказал студентам убираться вон, пригрозив всех зарезать. Большинство гостей благоразумно удалились, а вот Виктор Тумаков решил поинтересоваться, на каком основании ему следует выдворяться. За что и получил ножом в живот…

Суд, как и в фильме про Деточкина, проходил с гневными речами, криками: «Ведь это же зверь какой-то!», «Не можем простить злодейское убийство нашего товарища» и т.п. Конституцию, которую нагло попрал Филиппов, тоже вспоминали.

«Скоро объявят приговор, – рассказывал репортаж с патетическим названием «Именем народа!». – Две подружки-студентки большими, удивленными глазами смотрят на спокойно сидящего Филиппова. Напряжено морщинистое лицо пенсионера В. И. Сухотина, который приехал из Сормова, чтобы выразить свой гнев. А рядом о чем-то спорят знакомые парни-дружинники…

– Встать! Суд идет!

– Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики…

В зале напряженная тишина.

– …приговорить Алексея Филиппова…

Сотни глаз устремлены на председателя суда.

– …к высшей мере наказания!

Именем народа!»

Стоит отметить, что уже к концу 60-х годов показные суды, как один из пережитков правления Хрущева и, соответственно, «правового волюнтаризма», постепенно сошли на нет.

Виктор МАЛЬЦЕВ




Tags: 1960-е, история СССР, кино, криминал
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments