kazagrandy (kazagrandy) wrote in foto_history,
kazagrandy
kazagrandy
foto_history

Categories:

Сталинские бракоделы.

img863



5 августа 1931 года было решено наградить орденом Ленина отличившихся работников Сталинградского тракторного завода (СТЗ)
во главе с директором завода В.И. Ивановым.
Награждение повторилось в мае 1932 года, но в этом случае орден Ленина получили не восемь, а сорок работников завода.
Одновременно на заводе создали доску почета для ударников и "орден верблюда", которым награждали медленно и плохо работающие цеха.
Однако уже 16 сентября 1932 года на Политбюро вновь разбирали вопрос о плохой работе Сталинградского тракторного завода.
Газеты обязали печатать сводки о положении дел на это предприятии. Но если ситуация и улучшалась, то лишь на некоторое время.




img864

23 апреля 1934 года нарком земледелия СССР М.А. Чернов докладывал Сталину:
"Поданным на 21 апреля, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы из причитающихся Наркомзему до 1 мая 23 050
тракторов отгрузили 18 745 штук. Остается догрузить 4305 тракторов.
Тракторные заводы, снимая с конвейера трактора, задерживают их отгрузку из-за некомплектности.
На Сталинградском тракторном заводе количество некомплектных тракторов в последних числах марта и в первой половине апреля
доходило до 1600 штук.
Трактора снимаются с конвейера и ставятся на заводскую площадку вместо отправки их в МТС и совхозы на полевую работу.
Вследствие перебоев с укомплектованием тракторов на Сталинградском тракторном заводе скопилось 986 тракторов, в настоящий момент
уже укомплектованных и не отгружаемых из-за отсутствия платформ, а на Харьковском заводе стоит 786 тракторов, не
укомплектованных радиаторами".
Не улучшалась и ситуация с качеством.
31 марта 1935 года начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л.Г. Миронов
сообщал Сталину:
"Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом.
Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя
техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит
к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле.
Вот факты:
1. Рама (деталь №1) систематически изготавливается и выпускается с большими перекосами отверстий под полуосевые рукава и
промежуточную передачу, что приводит к неправильному соединению шестеренок венца дифференциала (детали №98 и №112),
зубья которых, находясь в неполном зацеплении, вызывают ускоренный износ шестеренок.
Бракованной рамы за время с октября 1934 го-да по март 1935 года выпущено 11 ООО штук.
Несмотря на протест ст. инспектора 2-го отд. Соха, требовавшего прекращения выпуска не-годной детали, заместитель технического
директора инж. Чарнко и начальник цеха Панков, при попустительстве главного инспектора Сазонова, распорядились дефектные
рамы пустить на сборку.
Причиной брака рамы является изношенность станка "Ингерсоль" и недостаточная точность в обработке рамы на станках.
2. Полуось (деталь №121) систематически изготовляется без термической обработки длинного конца, что вызывает быстрый
износ шлицов полуоси и порчу ступиц заднего колеса. Таких бракованных полуосей выпущено в сборку тракторов
и запчасти до декабря месяца 1934 г. около 40 ООО штук.
Первый выпуск был сделан 22.VII-34 г. по указанию тех. директора Сателя, предложившего изготовить 350 штук полуосей
без термообработки, в виде исключения, в порядке аварийного технологического процесса.
В последующем, однако, нач. цеха Панков и нач. термической мастерской Травинов, по распоряжению зам. технического директора
Чарнко и Шлейнмана, нач. тех. отдела Станкевича, главного металлурга Кузьмина и главного инспектора Сазонова, ввели
это в систему.
3. Блок (деталь №163) в течение всего 1934 года изготовлялся и поступал на сборку с перекосом отверстий до 0,10-
0,15 мм, вместо допустимого максимума 0,05 мм.
Выпуск брака этой детали, ввиду неисправности приспособлений, привел к тому, что изготовляемые стандартные распределительные
шестерни (№184 и №189), вследствие неправильного сцепления, делают невозможной сборку мотора.
Нач. 1-го отдела Беттин, нач. цеха Панков и гл. инспектор Сазонов вместо одного стандарта ввели четыре стандарта
(разных допусков) шестерен, и при сборке мотора производится индивидуальная подгонка их.
Запасные части шестерен выпускаются также четы¬рех стандартов, и это обстоятельство приводит к большим затруднениям
при замене шестерен в совхозах и МТС, так как последние не имеют запчастей всех четырех стандартов.
4. Коробка скоростей (деталь №37) на протяжении последних пяти месяцев изготовляется и пускается в сборку недоброкачественной
(перекос фрезеровки плоскостей до 0,3-0,4 мм осей валиков под шестерни 0,2 мм).
Брака коробки скоростей за время с октября 1934 г. по февраль 1935 г. выпущено 8300 штук.
При наличии указанных дефектов происходит неправильное соединение и взаимодействие шестерен коробки скоростей, что приводит
к преждевре¬менному износу коробки скоростей и подшипников.
Несмотря на явный брак данной детали и протесты ст. мастера 17-го пролета Полосаткина (член ВКП(б)) и ст. инспектора Соха,
по распоряжению нач. 2-го отд. Пугашева и ст. инспектора цеха Ко-сенко, детали продолжают изготовлять¬ся и пускаются в сборку.
5. Шестерня первой и второй скорости (деталь №50) изготовляется без закругления зубьев, несмотря на то, что
тех. условиями предусмотрены срезы...
Брака детали шестерня первой и второй скорости за время с ноября 1934 г. по март 1935 г. выпуще¬но 12 ООО штук.
Применение указанной недоброкачественной детали ведет к преждевременному износу зубьев и необходимости замены шестерни.
Нач. цеха Панков, нач. тех. отдела Станкевич, нач. тех. отдела це¬ха Котляр (член ВКП(б)) и гл. инспектор Сазонов,
признавая недоброкачественность этой детали, вместе с тем приказали мастерам и инспекторам продолжать выпуск шестерен
и в сборку, и запчасти".
Как докладывал Миронов, Сталинградское управление НКВД выяснило, что часть виновных в выпуске брака — старые
троцкисты и контрреволюционеры:
"Из указанных лиц — Белохвостов, Сазонов и другие являются активными троцкистами и эта к-р троцкистская группировка
сомкнулась во вредительских целях с частью к-р специалистов, в состав которой также входили бывш. троцкисты, на-правив
свою к-р работу на подрыв качества тракторов".
В докладе Миронова утверждалось, что выпуск некачественных деталей они организовали сознательно:
"Работа инспекции завода, вследствие засоренности ее к-р троцкистскими элементами, свелась к сознательному пропуску
негодных деталей в сборку тракторов и отправке бракованных деталей на базы Автозапчастьсбыт.
Негодные детали, забракованные на местах, обманным путем сдавались инспекторами завода, командированными главным инспектором
Сазоновым, который давал прямые указания разъездным инспекторам объяснять все это недочетами в эксплуатации тракторов".

Естественно, виновных арестовали и отдали под суд.
Но и этот способ борьбы с браком не помог. Ведь набранные на завод не¬квалифицированные рабочие эксплуатировали дорогостоящее
импортное оборудование так, что оно вскоре потребовало капитального ремонта.
А на его проведение не было ни средств, ни времени, поскольку правительство безостановочно требовало от СТЗ увеличить выпуск
тракторов.
Сталин к тому времени утратил интерес к своему детищу, возродившийся лишь во время Великой Отечественной войны,
когда рабочие СТЗ шли в бой на только что выпущенных танках Т-34.

.
Tags: Сталин, история СССР, люди, промышленность
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments