Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote in foto_history,
Призыв македонянина.
serg_slavorum
foto_history

Category:

Хайк Овсепян Мехр, протестантский пастор из Ирана.

Оригинал взят у serg_slavorum в Иранский христианский мученик Хайк Овсепян Мехр.
Хайк.jpg

Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

(Послание к евреям святого апостола Павла, глава 13 стих 3).

Хайк Овсепян Мехр (Haik Hovsepian Mehr) – иранский христианский протестантский проповедник и епископ (пятидесятник), армянского происхождения.

Он родился в 1945 году в Тегеране в армянской семье из среднего класса, принадлежавшей к Армянской Апостольской Церкви. В возрасте 15 лет присоединился к протестантам - пятидесятникам и стал пастором в церкви в Маджидие, пригороде Тегерана. Отслужив в армии Хайк женился в 1966 году на армянке Такуш Гинагосян и переехал с семьёй в Горган (Gorgan), город в провинции Мазендаран, где возглавил христианскую протестантскую общину, созданную им ещё во времена воинской службы. В 1969 году он пережил страшную трагедию – в автомобильной аварии он и его жена получили тяжёлые травмы и погиб их первый ребёнок. Но пастор стойко пережил тяжёлые испытания и только укреплялся в вере. Он возглавлял общину в Горгане в течение 14 лет, несмотря на постоянные угрозы местных мусульман, один раз даже пытавшихся поджечь его церковь. Во время Исламской революции в 1979 году только вмешательство местного муллы спасло церковь от разрушения.



В 1981 году пастор Хайк Овсепян переехал в Тегеран, где занял пост суперинтенданта «Пятидесятнических ассамблей Божьих Церквей». Таких церквей в Иране было семь, а после того как Овсепян стал суперинтендантом, их появилось ещё пять, несмотря на все трудности, чинимые исламским фундаменталистским правительством. В 1986 году все протетстанские церкви объединились в «Объединённый Совет Протестантских Церквей», а Хайк Овсепяна избрали его президентом. Надо сделать важное пояснение – почему из всех христианских деноминаций в Иране именно протестанты подвергались и подвергаются жестоким гонениям исламских властей. Армянская Апостольская Церковь или Ассирийская Церковь Востока являются в Иране этноконфессиональными группами, удовлетворяющими религиозные потребности проживающих в стране армян и ассирийцев. Эти традиционные Церкви не занимаются прозелитической деятельностью и пользуются расположением властей. В отличие от них протестантские ассамблеи ведут христианскую проповедь среди мусульманского населения и подавляющее большинство прихожан – принявшие Христа бывшие мусульмане, фарсиговорящие. Обращение мусульман в христианство – очень серьёзное преступление по законам шариата, за которое полагается смертная казнь – и проповеднику и неофиту. Правда, c 1990 года смертная казнь в отношении отступников от ислама не применяется (последним казнённым был иранский пастор Хуссейн Судманд) как по причине широкой огласки фактов преследования международными правозащитными организациями и, как следствие, давления на иранское правительство мирового сообщества, так ввиду стремления иранских исламистов выглядеть респектабельно в глазах европейцев и американцев (бизнес, сэр и ничего более). Тем не менее иранских фарсиязычных христиан продолжают прессовать и до сего времени – закрывают молитвенные дома, сжигают Библию и другую христианскую литературу на фарси, бросают в тюрьму за проповедь о Христе.

Хайк1.jpg
Хайк Овсепян произносит проповедь

То же самое было и во времена епископа Хайка Овсепяна, только всё было ещё хуже. Епископ был решительно настроен на проповедь о Христе мусульманам и  как мог противостоял гонениям правительства. Он был одним из двух церковных лидеров, отказавшихся подписать навязываемую властями иранским христианам декларацию, содержавшей запрет на евангельскую проповедь среди иранцев – мусульман.

Декларация содержала следующие пункты:
1. Церковные службы не могут проводиться на персидском языке (фарси), являющемся официальным языком Ирана;

2 Членам Церкви должны быть выданы членские карточки и производиться учёт посещаемости;

3. Список членов, в комплекте с адресами, должны быть переданы в государственные органы;

4. Встречи и молитвенные должны проводиться в воскресенье, а не в пятницу (официально признанный день мусульманского культа);

5.
Только члены церкви могли посещать воскресные собрания;

6. Новые члены церкви могут быть допущены на молитвенные собрания после того, как Министерству информации и исламского управления будет направлено уведомление.


Как видите все эти порядки, заведённые исламистами, очень напоминали порядки в коммунистическом СССР и были установлены для того, чтобы восприпятствовать свободной христианской проповеди.

Епископ Овсепян категорически отверг все эти пункты и вызывающе заявил: "Никогда он и его пасторы не склонятся и не будут соблюдать такие бесчеловечные и несправедливые требования" и "наши церкви всегда будут открыты для всех желающих".

Хайк при этом руководствовался словами Священного Писания «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.» (Деяния апостолов, глава 5 стих 29). А Господь заповедал «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…" (От Матфея святое евангелие, глава 28 стих 19).».

Епископ Овсепян составил детальный отчёт о фактах нарушения религиозной свободы в стране. Он пригласил профессора Рейнальдо Пола (Pohl), спецпредставителя ООН, в Иран для встречи с протестантскими священнослужителями и правительственными чиновниками для широкого и гласного обсуждения вышеуказанных фактов. Овсепян встречался и с Министром Исламского управления меньшинствами и через него пытался убедить правительство ИРИ уважать права религиозных меньшинств, между прочим гарантированных революционной конституцией 1979года.

Активная политическая и жизненная позиция стоили епископу Овсепяну жизни.

Хайк_Джибаи.jpg
Епископ Хайк Ованесян и пастор Мехди Дибадж. Оба приняли мученическую смерть за свидетельство об Иисусе.

В 1993 году один из членов его ассамблеи Джамаат - е Раббани (одна из крупнейших общин пятидесятников, 80% членов которой обращённые мусульмане, остальные - обратившиеся из других христанских деноминаций Ирана. Богослужения проводятся на фарси и армянском), новообращённый мусульманин, пастор преп. Мехди Дибадж был брошен в тюрьму и приговорён шариатским судом к смерти за вероотступничество. Епископ Хайк сделал всё, чтобы донести до зарубежной общественности и правозащитников подробности данного дела. Благодаря этому под давлением мировой общественности иранским властям пришлось выпустить Дабаджа на свободу. Но исламские экстремисты затаили злобу и решили, раз не получается «законным» путём, разделаться с непокорным пастором бандитскими методами.

Епископ Хайк был похищен на улице в Тегеране 19 января 1994 года. Власти объявили о его смерти семье 30 января. В июне 1994 года был найден повешенным на дереве и пастор Дибадж.

Семья епископа Хайка - жена Такуш и четверо детей - Ребекка, Джозеф, Гилберт и Андре эмигрировали в США, в южную Калифорнию, где нашли приют и защиту у представителей армянской и иранской диаспоры. Брат Хайка тоже стал пастором и руководит общиной за пределами Ирана.
Хайк2.png

На иранском протестантском сайте о пасторе говорится в следующих словах:

Хайк был Божьим человеком, верящим в Богом данные человеку права верить согласно его совести. Он любил людей Ирана – христиан и мусульман. За их религиозную свободу он отдал жизнь. Пастор Хайк не поддавался на давление властей и возвещал миру о бедственном положении иранских христиан. Он говорил: «Если мы собираемся претерпеть тюремное заключение или умереть за нашу веру, мы хотим, чтобы весь Христианский мир знал, что случилось с их братьями и сёстрами».

Tags: 1980-е, 1990-е, история Ирана, личности, религия
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments