Хроники "Вьетнамских комсомольцев" (andrey_19_73) wrote in foto_history,
Хроники "Вьетнамских комсомольцев"
andrey_19_73
foto_history

Categories:

Американские самолеты в ВВС Красной армии.

Фрагмент интервью с генерал-майором авиации И.П. Лебедевым, опубликованном в "Военно-Историческом журнале", № 2 1990 г. По окончании боев в Сталинграде, Лебедев находился в Правительственной комиссии СССР в США, на авиазаводе в г. Оклахома, принимал бомбардировщики А-20 "Бостон", предназначенные для отправки в СССР.

Игорь Петрович, не секрет что долгое время вопрос о поставках по ленд-лизу оставался в тени, истинные данные о размерах этой помощи со стороны нашего союзника в войне умышленно искажались. Каковы, по вашему мнению, показатели поставок авиационной техники из США?

Действительно, после Великой Отечественной войны создавалось мнение, что поставки самолетов были незначительными, боевые характеристики машин слабые и вообще, мол, ленд-лиз играл незначительную роль в обеспечении советских ВВС боевой техникой. На самом же деле поставки по ленд-лизу составляли от выпуска отечественной промышленности по фронтовым бомбардировщикам 20 проц., а по фронтовым истребителям – 16…23 проц. В СССР поставлялись фронтовые бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-25 «Митчелл», фронтовые истребители Р-40 «Томахоук» и «Киттихоук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», «Харрикейн» и «Спитфайр», летающие лодки «Каталина» и военно-транспортные самолеты С-47 и С-46.
… Основная масса авиатехники поступала с 1943 по 1944 гг., т.е. после перелома в войне, когда советская военная промышленность уже наладила выпуск современных отечественных самолетов.

Каким образом американские самолеты доставлялись на территорию Советского Союза?

Перегонка самолетов осуществлялась вначале через Иран (г. Абадан), куда они поступали в разобранном виде на судах, которые обходили Африку, а с открытием так называемой «северной трассы» - через Аляску (г. Фербенкс). Кроме того, перевозка морем шла через Мурманск, Архангельск и Владивосток.

… Завершая разговор, хочется сказать, что авиационный ленд-лиз сыграл существенную роль в боевых действиях нашей авиации на фронтах Великой Отечественной войны, не говоря о той моральной поддержке, которую ощущали советские воины, видя что и американцы участвуют в нашей борьбе против фашизма.



ист. "Военно-исторический журнал", № 2 1990 год.

Ну и в заключении выписка из секретного протокола Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании от 1 октября 1941 года, в части касающейся поставок в СССР авиационной техники.

"...Список предметов снабжения следующий:
самолеты. Заявка СССР: - по 400 шт. в месяц, из них 300 шт. бомбардировщиков ближнего действия и 100 шт. истребителей.
Удовлетворение: - по 400 самолетов в месяц, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей. В этом числе из Великобритании - по 200 истребителей в месяц и из США по 100 истребителей и по 100 бомбардировщиков в месяц..."
ист.: "Советско-Американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-45 гг.", Т. 1, М. Издательство ПЛ, 1984 г.


на фото летчики 9-й гв. ИАД у истребителя P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: А.Ф. Клубов (дважды Герой Советского Союза), Г.А. Речкалов (дважды Герой Советского Союза), А.И. Труд (Герой Советского Союза) и командир 16-го гв. ИАП Б.Б. Глинка (Герой Советского Союза).
Tags: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, авиация, документы, история СССР, история США
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments