sazikov (sazikov) wrote in foto_history,
sazikov
sazikov
foto_history

Category:

Жить стало лучше, жить стало веселее



Период с 1935 по 1940 год в отечественной истории известен, как время относительного товарного изобилия. Именно тогда, в 1935 году, Сталин, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев, заявил: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».

[Читать дальше]


В это время пищевая промышленность ускоренными темпами наращивала объемы производства. Были построены современные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, холодильники, молокозаводы, комбинаты по переработке сельскохозяйственной продукции, предприятия по изготовлению стеклотары.



В конце 1935 года выходит в свет постановление Наркомвнуторга СССР № 1462 «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборота», обозначившее начало создания новой централизованной системы рекламирования, пришедшей на смену рыночной стихии нэпа. В том же году утверждены первые советские правила содержания витрин и вывесок.



1 февраля 1936 года был упразднен Торгсин. Освободившиеся помещения были реконструированы и в них разместили магазины «Гастроном». Для государственных и кооперативных магазинов наладили выпуск торгового оборудования, элементов наружного и внутреннего оформления.



В феврале же при Госторгиздате Наркомата внутренней торговли СССР было создано Рекламное бюро. Плакаты, листовки, афиши, этикетки, справочники, радиореклама, световые стенды, светореклама, развеска рекламы в трамваях, аренда афишных стендов, наружная реклама — все это входило в обязанности Рекламбюро. В том же 1936 году решаются вопросы о порядке расходования средств на рекламу – издержки на рекламу утверждаются в размере 0,1% к обороту.



В конце 1937 года Наркомвнуторг создает всесоюзную контору «Союзрекламторг», призванную обслуживать хозорганизации системы наркомата всеми видами рекламы, производить и продавать рекламный инвентарь и оборудование. Тогда же, путем слияния Бюро рекламы Наркопищепрома СССР и рекламного отдела Главпарфюмера, была создана контора «Союзпищепромреклама». К работе на вновь создаваемых рекламных предприятиях во множестве привлекались опытные профессиональные художники.













Плакаты и наружная реклама знакомили покупателей со всеми торговыми новинками, выпускаемыми в то время в изобилии: фасованное мясо и сливочное масло, пастеризованное молоко в бутылках, натуральные соки, фруктовые воды, пельмени, мороженное, крекеры, сосиски, плавленый сыр, бульонные кубики, майонез, кетчуп, фигурный шоколад.





Из множества полиграфической продукции рекламных комбинатов отбирались наиболее эффектные плакаты и при помощи трафаретов переносились на фанерные щиты брандмауэров. При этом, разумеется, плакаты приходилось сильно увеличивать и порой менять композицию, подгоняя под размер и конфигурацию стены.



Такое масштабирование зачастую приводило к самым неожиданным результатам. Так плакат художника комбината «Союзпищепромреклама» С. Прокопцева, 1938 года, изображающий щуку и молочного поросенка с банкой майонеза, при увеличении и переносе на стену не только помножил присущее ему изначально безвкусие, но и породил жутких, пугающих монстров. Пятиэтажные «жертвы гастрономии» рекламируют майонез, под которым их следует употреблять в пищу.





Свёртывание торговой рекламы началось в 1940 году, одновременно с возникновением проблем в снабжении населения продовольствием и промышленными товарами, вызванных подготовкой к войне. С началом войны всякая рекламная деятельность в СССР было полностью остановлена.


В статье использованы материалы из книг: А.В.Сазиков, Т.Б.Виноградова «Наружная реклама Москвы: история, типология, документы». М., 2013; А.Ф. Шклярук «Реклама в плакате. Русский торгово-промышленный плакат за 100 лет». М., 2007.

Tags: 1930-е, Москва, история СССР, тексты, фотографии
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments