?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Мои корни. Часть3. Запасный старший писарь из Лебедяни 
26th-Mar-2016 09:03 pm
  Юношеских и детских снимков моего прадеда не сохранилось. Да и были ли они? Однако есть несколько неплохих фотографий периода, когда Григорий Григорьевич Филатов и Людмила Андреевна Егорова уже создали семью, а сам прадед работал бухгалтером в торговом доме.

  Скажем, вот этот снимок.

1 прадедушка2







Очень интересны и обороты дореволюционных фотографий

2 прадедушка2 оборот


  Вернемся, однако, к началу. Откуда стало известно о малой родине прадеда? Из чудом сохранившей "Выписи из метрической книги о родившихся за 1901 год" узнаем, что 25 сентября родилась, а 7 октября в "С.- Петербургской Вознесенской, что на Адмиралтейских слободах, церкви" крестилась особа "женска пола" Зинаида. О чем и была произведена запись под номером 547. Девочка Зинаида, первенец в семье Филатовых - это моя родная бабушка.

  В графе "Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания" читаем: "Запасный старший писарь из крестьян Тамбовской губернии Лебедянского уезда Слободской волости и села Григорий Григорьев Филатов и законная жена его Людмила Андреева, оба православные и первобрачные". Впрочем, вот фрагмент выписи:

3 фрагмент выписи 2

  Крестными новорожденной девочки стали "Запасный писарь из крестьян Тамбовской губернии Козловского уезда села (неясно) (имя отчество - неясны) Хабаров и С.Петербургская мещанка девица Мария Андреева Егорова".
Вот фрагмент выписи о восприемниках.

4 фрагмент выписи 3

  "Мария Андреева Егорова" - это Мария Андреевна Егорова, родная младшая сестра моей прабабушки, о которой я упоминал во второй части. А "запасный писарь Хабаров" - это, по всей видимости, сослуживец и друг моего прадеда. И тоже -  из Тамбовской губернии. Вот туда мы сейчас и отправимся.

  Когда родился прадед, достоверно неизвестно. Но лишь до той поры, пока я не почитаю "ревизские сказки" по селу Слободка в ГАТО (Государственный архив Тамбовской области).

  В 1924 году Постановлением ВЦИК (от 11 февраля) территория Лебедянского уезда вошла в Липецкий уезд. А в течение 1928-1929 годов была проведена административно-территориальная реформа, в ходе которой упразднялось деление на губернии, уезды и волости, и вводились новые административные единицы: области, округа и районы.

  Сейчас и город Лебедянь, и село Слободка административно входят в Липецкую область. Есть кое-какие метрические книги по нашему селу и в ГАЛО (Государственный архив Липецкой области) - всего 26 книг. Как видим, работа по изучению родословной прадеда предстоит огромная. И хорошо, что есть специалисты (и в Липецкой, и в Тамбовской областях), разбирающиеся в архивном поиске, вхожие в госархив и готовые помочь в изучении родословной.

  Но уже сейчас благодаря Интернету, еще до изучения архивов, можно кое-что в общих чертах и рассказать. Представить общую картину о жизни в Тамбовской губернии в тот период времени, можно полистав вот такой справочник.

5 титульный лист тамбовская епархия  спарвочник


Итак, что же представлял из себя Лебедянский уезд? Ниже приводится карта уезда за 1911 год. Село Слободка находится чуть левее и немного вверх от самой Лебедяни.

6 карта лебедянского уезда 1911 год

  А теперь заглянем в уже упомянутый справочник и прочитаем о селе Слободка. Нас ждет много удивительных открытий.

7 Слободка описание.


  Прочитав это небольшое описание села Слободки, я выделил для себя несколько моментов.

  Первое. Удивительно, но еще при царском режиме люди жили фактически коммуной, ну или иными словами - коллективным хозяйством, колхозом. Частных наделов нет, есть общие поля для посевов. Посчитали, что нужна церковь, скинулись, построили. Из собственного бюджета платят священнику и псаломщику. Построили и открыли школу. Покосы, лесные угодья, выгоны - все было в общем владении.

  Второе. А что такое четвертное право?  И вновь нам помогает Интернет.
Четвертное право - это один из видов землевладения. Владельцы этих земель - потомки дворян, служилых людей, получавших землю за службу. В дворянах оставались те владельцы четвертной земли, у которых все дети служили. Владельцев, которые не хотели идти в службу, переводили в однодворцев. Сами четвертные владельцы называли себя "лапотными дворянами".

  Третье. А кто такие однодворцы? Это потомки тех, кто нес дозорную и сторожевую службу на южных границах. В начале 18-го века ситуация меняется. Южная граница государства отодвинулась далеко в степь, и служилые люди оказались уже не на границе, а внутри страны.

  Однодворцы не имели большинства дворянских прав и привилегий, платили налоги и несли повинности, однако могли владеть землей и крепостными крестьянами. Дворяне, к слову, налоги не платили. Однодворцы наряду с дворянами уже в 17-м веке имели фамилии и в документах упоминались только с ними.

  С начала 19-го века с общим изменением отношения правительства к дворянскому сословию меняется и положение однодворцев, которых начинают рассматривать не как бывших дворян, а как государственных крестьян. Окончательно они были переведены в крестьянское сословие в 1866 году, однако еще долго осознавали себя в более высоком статусе.

  Фактически однодворческая группа занимала промежуточное положение между дворянами и крестьянами, но так и не слилась ни с первыми, ни со вторыми. Именно этим, пожалуй, и обусловлено культурно-бытовое своеобразие однодворцев.

  Чем дольше я вглядываюсь в фотографии прадеда, тем меньше я вижу крестьянского сына, какая-то вековая порода, достоинство чувствуется и во взгляде, и в каждой черточке его лица. А ведь по документам - крестьянин.

  Четвертое. Читаю я, что в Слободке в 1911 году дворов было 158, душ мужского пола - 530, женского пола - 543. То есть, больше тысяч. Достаточно крупное село.

  А сегодня, век спустя в Слободке по переписи населения 2010 года проживает 286 человек. В четыре раза меньше!  Да и посмотрите, что с церковью стало. С той самой, на возведение которой собирали всем миром.

8 церковь в слободке

  и вот еще

9 Никольский храм в селе Слободка


  Умирает Слободка. Теперь вот еще и школу собрались закрывать. Умирает не просто потому, что разъехались по городам и весям потомки тех, кто веками защищал и осваивал эту землю.

  Непоправимый урон нанесла селу Великая Отечественная Война. Когда на день Победы произносили слова о том, что нет ни одной семьи в нашей стране, которая не понесла бы горькую утрату, я всегда думал о том, что кручина по счастью обошла нашу семью стороной. И это действительно так. Все известные мне родственники вернулись с войны.

  Но вот недавно я нашел ЖЖ Алексея Логинова ( http://loginov-lip.livejournal.com/ ). Алексей занимается очень важным делом - ведет альбом памяти - "Имена на обелисках". Благодаря ему я увидел памятники павшим в селе Слободка и деревне Старый Копыл, которая входит в Слободкинский сельсовет.

  Так вот на монументе в Старом Копыле среди погибших - двадцать два героя носят фамилию Филатов. А в Слободке на монументе написаны еще девять Филатовых. Тридцать одни человек!

  Зная о том, что однодворцы весьма щепетильно относились к институту брака и в жены себе выбирали представительниц своего сословия, то можно сказать, что все Филатовы, павшие на поле боя, это мои родственники: двоюродные, троюродные и четвероюродные....

  Честь им и слава. И вечная память! И еще, я знаю, с какой фотографией я пойду на парад на День Победы. Вот с этой (фото я взял из ЖЖ Алексея Логинова).

10 фрагмент филатовы


  Но вернемся к Григорию Григорьевичу Филатову. Итак, мы знаем, что он - старший запасный писарь. Это означает, что, во-первых, прадед был образованным человеком. Во-вторых, что какое-то время он служил в армии.
Поможет ли это узнать год рождения Григория Григорьевича? Точно - наверняка нет. А приблизительно? Итак, что же нам известно о службе в армии?

   До 1874 года службу в армии несли рекруты (крестьяне и мещане). Сначала воинская повинность была бессрочной, с 1793 года срок службы был сокращен до 25 лет. Постепенно уменьшался и он, и к моменту военной реформы рекруты служили в армии 7 лет.

  1 января 1874 года был издан "Указ о всеобщей воинской повинности". Согласно Указу, каждый год с 15 сентября по 1 ноября проходил один воинский призыв, к которому допускались все, кому на 1 января текущего года исполнилось 20 лет.

  Призыв осуществлялся путем вытягивания каждым призывником жребия. Одна треть (то есть те, кто вытянул жребий) отправлялись в войска, а остальные - зачислялись в ополчение. Причем в ополчении человек числился до 40-летнего возраста.

  Первоначальный срок действительной службы составлял в сухопутных войсках 6 лет. А затем еще 9 лет отслуживший числился в запасе. В сухопутных войсках пограничных районов Сибири и Дальнего Востока служили 7 лет и 3 года в запасе. Во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Вышедшие в запас дважды в течение срока призывались на срочные военные сборы по 6 недель каждые. По истечении срока запаса человек переходил в ополчение.

  Казалось бы выстраивается следующая схема. Григорий Григорьевич призывается в 20 лет, служит 6 лет, выходит в запас, едет с другом (земляком и сослуживцем) Хабаровым в Питер, устраивается на работу, знакомится с девицей Людмилой Андреевной Егоровой, свадьба, рождение дочери в 1901 году. То есть, запасному старшему писарю к 1901 году исполнилось лет 27 или 28.

  Но! Оказывается, призванные по жребию получали льготные сроки службы при наличии у них какого-то образования. Так, если ты обучаешься в ВУЗ в мирное время, то получаешь отсрочку до окончания учебы в ВУЗе.

  Если уже есть высшее образование, это 1-й разряд, то срочную ты служишь полгода, а в запасе числишься в течение четырнадцати с половиной годков.

  Если у тебя среднее или неполное среднее образование после обучения в гимназии или реальном училище (т.е. 2-й разряд), то в армии ты - полтора года, а в запасе - тринадцать с половиной лет.

  Лица с неполным средним образованием прогимназий, городских и уездных начальных училищ (3-й разряд) служат 3 года и 12 лет - в запасе.

  Ну и наконец, последняя категория, лица с начальным образованием (4-й разряд) служат 4 года и 11 лет в запасе.

  Вспоминаем, что армейская специальность прадеда - старший писарь, да и после службы прадед начинает работать бухгалтером, то есть какое-то образование у него имеется. Какое - неизвестно. Но главное, он служит не 6 лет, а гораздо меньше. И что это нам дает? А ничего...

  Важно другое. После службы он на самом деле едет в столицу и действительно через какое-то время знакомится с молоденькой мещаночкой. С которой вскоре и создает новую семью. Но об этом - в следующей части.






Читаем по теме:

Мои корни. Часть 1. Фотография 1936 года http://dmytrynikanorov.livejournal.com/32413.html
Мои корни. Часть 2. Мещане Егоровы http://dmytrynikanorov.livejournal.com/32591.html



Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
26th-Mar-2016 06:14 pm (UTC)
пращур ваш был не запаснОй, но - запаснЫй.
т.е. находящийся в запасе.
26th-Mar-2016 06:19 pm (UTC)
Да, правильно. Спасибо, сейчас поправлю))
27th-Mar-2016 12:44 pm (UTC)
... сам прадед работал бухгалтером в торговом доме//

Согласно справочников Весь Петроград за 1915 и 1917 годы, ваш прадед работал бухгалтером в торговом доме "И.И. Кислова" и проживал по адресу: Сестрорецкая жд. ст. Раздельная (ныне Лисий Нос), Земский 27.
27th-Mar-2016 01:56 pm (UTC)
Да, спасибо.
Выписку из справочника я хотел привести в следующей части. На сайте Family space на вкладочке "библиотека" есть справочник "Санкт-Петербург 1901", так вот там на стр. 605 о прадеде написано, что жил он тогда в Дровяном пер,3, работал бухгалтером в Т.Д. И.И. Кислова, и у него был телефон, что для 1901 года, как мне кажется, редкость. Телефон был такой 3202, то есть всего 4 цифры))
Спасибо Вам огромное, сейчас хоть известен адрес в Лисьем Носу. Почему-то в моих документах упоминается улица Высокая, может Земский (переулок, проезд, проспект?)после революции переименовали в Высокую?

Посмотрел справочник за 1913 год, прадед жил уже по указанному Вами адресу, а телефон, что интересно, остался прежний))

Edited at 2016-03-27 02:17 pm (UTC)
27th-Mar-2016 02:07 pm (UTC)
Кстати, во второй части я на Вас ссылку сделал))
28th-Mar-2016 03:07 am (UTC)
Спасибо :)
28th-Mar-2016 06:22 pm (UTC)
Из введения к работе "Имена на обелисках" (550 с.), которую сейчас готовлю к печати:

"...Тот труд, который проделан, обусловлен искренней любовью к Родине и десяткам поколений защитников нашего Отечества, а не пустой демагогической декларацией этой любви. Автор не ставил свое целью проведение абсолютного исчерпывающего исследования. К сожалению, такая работа невозможна в принципе – сотни тысяч людей (из которых тысячи – профессионально!) активно занимались этими вопросами на протяжении десятилетий. Сотни тысяч будут целенаправленно заниматься схожей деятельностью и после нас. Именно поэтому данная работа является всего лишь промежуточным результатом на пути к полной систематизации мемориальной работы, посвященной ратной памяти наших предков – как минимум, на территории Липецкой области. И эта работа должна затронуть не только каждое сельское поселение Липецкой области – но каждый регион России. Идея «Бессмертного полка» хороша, но миллионы воинов не оставили после себя потомков и некому нести их портреты. Именно поэтому должны действенно решаться на местах вопросы коллективной памяти, визуализация которой предметна, конкретна и постоянна – это имена на обелисках в населённых пунктах, где есть места памяти.
В этой связи хотелось бы привести публикацию из блога Дмитрия Никанорова, который подтвердил этот давно выдвинутый в рамках проекта «Имена на обелисках» собственными выводами. В своей семейной историко-архивной публикации от 26 марта 2016 года «Мои корни. Запасный старший писарь из Лебедяни» он пишет:
«Непоправимый урон нанесла селу Великая Отечественная война. Когда на день Победы произносили слова о том, что нет ни одной семьи в нашей стране, которая не понесла бы горькую утрату, я всегда думал о том, что кручина по счастью обошла нашу семью стороной. И это действительно так. Все известные мне родственники вернулись с войны.
Но вот недавно я нашел ЖЖ Алексея Логинова (http://loginov-lip.livejournal.com/ ). Алексей занимается очень важным делом - ведет альбом памяти - "Имена на обелисках". Благодаря ему я увидел памятники павшим в селе Слободка и деревне Старый Копыл, которая входит в Слободкинский сельсовет. Так вот, на монументе в Старом Копыле среди погибших - двадцать два героя носят фамилию Филатов. А в Слободке на монументе написаны еще девять Филатовых. Тридцать одни человек!
Зная о том, что однодворцы весьма щепетильно относились к институту брака и в жены себе выбирали представительниц своего сословия, то можно сказать, что все Филатовы, павшие на поле боя, это мои родственники: двоюродные, троюродные и четвероюродные.... Честь им и слава. И вечная память! И еще, я знаю, с какой фотографией я пойду на парад на День Победы. Вот с этой (фото я взял из ЖЖ Алексея Логинова) (фото Филатовых с памятника в с. Старый Копыл – прим. автора)» .

Только позавчера говорил знакомой о "Бессмертном полке" и "Именах на обелисках". А тут и Вы подтвердили.

Спасибо за добрые слова.
This page was loaded Oct 20th 2019, 1:36 am GMT.