mikhailtula (mikhailtula) wrote in foto_history,
mikhailtula
mikhailtula
foto_history

Category:

Набережная Алушты.

01_01.png

В облике современной набережной теперь уже сложно найти черты той прибрежной полосы, омываемой ничем не сдерживаемыми морскими волнами, которая представала перед взорами путешественников, открывших для себя Алушту как место для морских купаний еще в начале XVIII века.

Впервые об использовании алуштинского берега, как места для принятия морских ванн, упоминается в одном из томов 6-томного сочинения швейцарского путешественника Дюбуа де Монпере «Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым»: «...в 1832 году я преодолел ущелья Чатыр-Дага в обществе четырех любезных дам, ездивших на морские купания в Алушту». Однако вплоть до конца XIX века, говорить о наличии в Алуште набережной, как таковой, не приходилось, несмотря на то, что уже тогда алуштинское побережье иностранные специалисты курортного дела считали местом, пригодным для создания лучшей в Европе набережной.

01_02.png

Сегодня набережная Алушты условно делится на три зоны – центральную, восточную и западную. Ее центральная часть, начиная с 1826 и вплоть до 1953 года, была частью шоссейной дороги, соединявшей Симферополь, Алушту и Ялту. Чтобы дорогу не разбивало волнами в период штормов, в конце 19 столетия прибрежный участок оградили каменной стенкой, а в 1910 году ее укрепили двумя рядами деревянных свай. В одной из газетных публикаций того времени читаем: «Вообразите себе колею аршина в четыре ширины, всю состоящую из ряда ям и бугров, покрытую слоем мельчайшей глиняной пыли вершка в 2-3 глубиной… А что здесь делается при проезде экипажа или проходе стада коров! Облако желтой пыли, мелкой, как пудра, поднимается к небесам и окутывает непроглядной пеленой все окружающие предметы… Путники, застигнутые в дороге, задыхаются в этой атмосфере, не могут отчихаться и отчиститься от пыли, наполнявшей рот, нос, легкие и платье…» Ввиду такого положения дел набережная еще не могла служить местом для прогулок.

01_03.png

Создание в Алуште собственно «места для гулянья» было сопряжено с конфликтом интересов городских властей и частных землевладельцев, которые неохотно уступали свои права на владение прибрежными участками. Однако среди хозяев алуштинских имений были и такие, которые умело совмещали заботу об общественном благе с личной выгодой. В их числе – Н. Д. Стахеев, происходивший из известного рода города Елабуги и снискавший себе в Алуште славу ее крупнейшего благотворителя. Немало средств им было вложено и в благоустройство набережной. В 1898 г. при его финансовом участии была построена новая пристань на железных сваях, сразу получившая славу излюбленного места для променада и остававшаяся таковым не одно десятилетие. Тем не менее, береговая полоса все же постепенно принимала облик набережной.

01_04.png
Та ее часть, которая находилась на территории владений Стахеева, освещалась фонарями, была оборудована скамейками, доступна для гуляющей публики и даже обрела собственное название - «стахеевская набережная». Существовала на ней и небольшая пристань, поскольку хозяин предпочитал добираться до своих владений морем. На одном из прибрежных участков, принадлежащих Н.Д. Стахееву, с его позволения местными любителями театрального искусства был устроен деревянный театр, раковина которого располагалась на месте памятника первому правительству Советской социалистической Республики Таврида. Тогда площадь даже получила название - «Театральная». На Театральной площади, через неделю после отречения императора Николая II, состоялся митинг, на котором алуштинцы узнали об этом событии. Бывшая вилла Стахеева и прекрасный парк с редкими видами деревьев, который долгое время считался одним из лучших парков Южнобережья, являются сегодня территорией Алуштинского Центра детского и юношеского творчества (ЦДЮТ).

01_05.png

Изображения на почтовых карточках того времени с видами на Алушту и ее набережную, хранящиеся в фондах Алуштинского историко-краеведческого музея, показывают, что фотографы производили эти снимки с так называемой Стахеевской горки, холма расположенного восточнее здания дачи Н.Д. Стахеева. Этот холм упоминается в 1774 году в связи с одним и событий русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Несмотря на то, что уже был подписан Мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, 18 июля 1774 года восточнее деревни Алушты высадился турецкий десант под командованием Гаджи-Али-бея. Преодолев сопротивление егерей Московского легиона, турки взяли алуштинскую крепость и поставили лагерь на холме, который впоследствии получил название Паша-Тепе (холм Паши). Именно оттуда осуществлялось руководство турецким десантом. Сражение русских войск с турками в июле 1774 года завершились поражением последних под деревней Шума (Нижняя Кутузовка).

01_06.png

Непосредственно «городская» часть набережной начиналась с того места, где участок дороги, ведущей из Симферополя на Ялту (совр. ул. Ленина), поворачивал направо и проходил непосредственно по берегу моря. На месте кафе «Амиго» располагалась дача «Орлиное гнездо» - собственность О.М. Соловьевой, владелицы известного курорта «Суук-Су», построенного архитектором Н.П. Красновым. Непосредственно на берегу, далее, к западу располагались городские купальни, построенные на средства Стахеева в 1904 г. по проекту все того же Н.П. Краснова.

01_07.png

Украшенные богатой деревянной резьбой, они обеспечивали отдыхающих холодными и теплыми ваннами с морской или пресной водой. Всего было 10 номеров по две ванны в каждом. Ими можно было воспользоваться, заплатив за разовое посещение 60 коп., по абонементу – 50 коп. Купание в море в пределах купальни стоило 7 коп., по абонементу – 5 коп. Рядом с купальнями на сваях размещалась кондитерская Касабова, и далее - ресторан "Порт-Артур", а рядом с ним – будка таможенной службы. Напротив, по правой стороне набережной, располагалось двухэтажное здание кордона пограничной стражи. За зданием кордона в 1908 году появились два новых здания - почты и телеграфа (сегодня на их месте отель с рестораном "Лидия" и здание Главпочтамта). За ними непрерывно, до самого моста через р. Улу-Узень, тянулся ряд магазинов. Прямого выхода на улицу Садовую (ныне Горького) тогда не было. Заборы частных владений, сады, лавочки с разнообразными «товарами курортного спроса» располагались довольно близко к берегу моря, оставляя гуляющим лишь узкую полоску побережья.

01_08.png

Прямо на берегу, в непосредственной близости к пристани, располагалась гостиница «Европейская», которая упомянута в путеводителе Н.А. Головкинского 1894 года в числе трех городских гостиниц: «…Европейская», на берегу моря, первая от въезда из Ялты (нумеров 20, от 75 к. до 3 р. в сутки)».В 1912 году мадам Альянаки открыла в Алуште один из первых в Крыму кинотеатров - иллюзион «ОрионЪ», который, скорее всего, располагался в здании гостиницы. Позже здание меняло владельцев и название. После революционных событий в России местные жители именовали его «Эрмитажем». В нем работали магазины, бильярдная и кинозал. Как вспоминал один из старожилов Алушты Г. Сергеев, показывали преимущественно американские боевики, в том числе, и популярный фильм «Железный череп» в 8-ми сериях. На сцене этого кинозала шли также постановки местного драмкружка, пользовавшиеся большим успехом.

За зданием гостиницы располагалась пристань, которая была гораздо длиннее нынешней. Жизнь на пристани кипела: вся она была заставлена мешками, бочками и ящиками, предназначенными к отправке морем (грузы в основном транспортировались на парусных грузовых судах). Пассажирские перевозки осуществлялись колесным пароходом «Феликс Дзержинский» и винтовым судном «Феодосия», курсировавшими между Одессой и портами Азовского моря. Ближние перевозки осуществляли паровые катера «Гурзуф» и «Алушта». Пристань была отстроена заново в 1958 году, тогда же рядом появилось и здание морского вокзала. В то время они были лучшими на побережье.

Начиная с 1907 года, после того, как городским старостой был избран Мустафа Мурза Давидович, преобразования Алуштинской набережной продолжаются: она продлевается за счет строительства дороги в Профессорский уголок. Дальнейшее развитие городской набережной было обусловлено успехом алуштинской городской управы: в 1913 году на второй Всероссийской гигиенической выставке, проходившей в Санкт-Петербурге, Алушта была награждена Большой серебряной медалью за заботы «об улучшении климатолечения». В том же 1913 г. Городское управление за 122 тыс. руб. выкупило в собственность участок у моря с превосходным пляжем и садом "Ялы-Бахча" (сад у моря).

01_09.png
На этом участке управа начала возведение городского доходного дома - трехэтажного здания гостиницы "Ялы-Бахча" с магазинами и библиоткой (в настоящее время это здание является первым корпусом отеля «Radisson»). Новая гостиница строилось напротив одной из старейших гостиниц Алушты - здания «Гранд-отель» постройки конца XIX века. В дореволюционное время в нем проходили заседания алуштинского Общественного собрания. В советское время здание сохранило статус гостиницы, но получило новое название, сохранившееся до наших дней - «Волна».

Участок побережья рядом с устьем речки Улу-Узень представлял собой довольно обширную, живописную гавань. Здесь размещались рыбацкие баркасы и лодки, на которых к берегу доставляли грузы с более крупных судов, если те не могли подойти непосредственно к берегу. Слева, от места впадения речки в море, в свое время располагались торговые склады, где хранилась продукция алуштинской долины, дожидавшаяся своей очереди на погрузку. Имелась и небольшая пристань для рыбацких баркасов, которые строили и чинили здесь же, на берегу. Этот участок побережья связан с одним любопытнейшим историческим эпизодом из алуштинской жизни. В статье заведующей библиотекой «Таврика» Н.Н. Колесниковой «Рисовал Айвазовский» рассказывается о четырех томиках альбомов под заглавием «Гравюры из памятных книжек» за 1829 -1884 гг., хранящихся в библиотеке. Эти альбомы принадлежали ученому и археологу А. Бертье-Делагарду.

01_10.png
На одной из гравюр, которая называлась «Приезд государыни императрицы Марии Александровны в Алушту в 1861 году», изображено селение Алушта на фоне гор, на переднем плане — пароход, от которого к берегу отходит шлюпка с августейшими пассажирами (как мы уже знаем, пристани в Алуште тогда еще не было) На втором же рисунке — «Посещение государынею императрицею Мариею Александровною селения Алушты в 1861 году» - башни все той же крепости переднем плане, вокруг татарские домики с плоскими крышами, с которых наблюдают за происходящим любопытные женщины. Только теперь почтовая карета везет утомленную прогулкой по Алуште государыню обратно к берегу, от которого шлюпка доставит ее на корабль... Достойного ее величества транспорта не имелось, и, возможно, именно этот случай посодействовал возведению в Алуште нового здания конно-почтовой станции (старая, построенная еще 1826 году, сгорела в годы Крымской войны). В 1864 году Н. Жуков, который путешествовал по Крыму в июне 1864 года, в своей книге «Заметки в пути на Южный берег Крыма», читаем: «Наконец приезжаем в… деревню Алушта. Нашли пристанище в станционном доме. Здесь сказывали нам, что императрица недавно, во время пребывания в Крыму, посетила Алушту с парохода и что ее величество, устав от прогулки, ехала обратно на берег в почтовой телеге шагом. Честь, оказанная этому экипажу, была столь неожиданна и случайна, что прогулка эта изображена на картине, хранящейся во дворце в Ливадии».

История развития транспорта в Крыму содержит в себе довольно интересную страницу, рассказывающую о планах одной из американских компаний наладить движение омнибусов из Симферополя на южный берег. Из-за революционных событий эти планы не были осуществлены, и остовы двух двухэтажных автобусов долгое время ржавели рядом с бывшим имением Соловьевой и были любимым местом для игр алуштинской детворы.

Совсем другая набережная предстает перед нами в начале 20-х годов прошлого века в эпопее Ивана Шмелева «Солнце мертвых»: «Все - пустыня. И городишко вымер. Ветер чисто подмел шоссе, все подсолнушки вымел в море. Гладко оно перед береговым ветром, и только в дальней дали чернеет полоса шторма. Пустынной набережной иду, мимо пожарища, мимо витрин, побитых и заколоченных. На них клочья приказов, линючие, трещат в ветре: трибунала... Ни души не видно. И их невидно. Только у дома былой пограничной стражи нахохлившийся, со звездой красной, расставив замотанные ноги, пощелкивает играючи затвором».

01_11.png

Оживилась жизнь на алуштинской набережной в годы НЭПа. Снова заработали магазины, привлекая покупателей прежним разнообразием товаров. Георгий Сергеев в книге воспоминаний «Алушта. Начало ХХ века» рассказал о своих детских впечатлениях от посещении магазина «Отрада». Он располагался неподалеку от здания почты (название магазина было выложено красным кирпичом прямо перед витриной): «Я помню «Отраду» еще с 1913 – 1914 года. Чего там только не было! Все, что душе угодно, вплоть до колониальных товаров. Это была отрада в прямом смысле слова… А какая культура обслуживания! Невольно встают в памяти сияющие красной эмалью и сверкающие никелированными частями машины для нарезания колбас. – Вам потоньше или потолще? – спрашивает приказчик в белоснежном халате. Получив ответ, он устанавливал указатель на нужном делении и, быстро вращая рукоятку, нарезал колбасу. Я стоял, разинув рот». Кроме магазинов и торговых лавок, на набережной появились сразу две конторы по предоставлению автоуслуг – «Крымкур СО» и «Крымский шофер», конкурирующие друг с другом.

01_12.png

В 30-е годы алуштинский берег активно осваивается, озеленяется и благоустраивается. Изменил облик набережной разрушительный зимний шторм конца 1940 года. Волны разбили здание бывших стахеевских купален, ресторан «Поплавок», разметали деревянную часть городской пристани. Деревянные фрагменты пристани и огромные камни волны швыряли в незащищенные витрины зданий. Особенно пострадало здание сберкассы: помещение было залито водой и засыпано песком и камнем. Этот разрушительный шторм стал своего рода предвестником последовавших вскоре военных событий. За два с половиной года оккупации набережная превратилась в пустынное пространство, заваленное камнем, опутанное колючей проволокой и изрытое воронками. С первых дней после освобождения Алушты в апреле 1944 года, люди с энтузиазмом взялись за восстановление родного города. Две недели потратили 17-летние девушки и юноши, прошедшие месячную подготовку по саперному делу и объединенные в два отряда, на разминирование более 45километров побережья.

На некогда цветущей набережной не осталось ни клочка зеленого пространства, ни единого деревца. На месте будущей ротонды и рядом с пристанью располагались развороченные снарядами бетонные доты... В этот тяжелый во всех отношениях период настало время "собирать камни" и в переносном, и в буквальном смысле, и, прежде, чем вернуть набережной ее довоенный вид, необходимо было произвести расчистку «военного сора». В конце 40-х годов начались работы по реконструкции набережной. Люди выходили на эти общественные работы с радостью, а вот материалы для строительства пришлось собирать буквально с миру по нитке в течение трех лет. Но результат того стоил. В 1952 году набережную украсила знаменитая ротонда, или «арка» (так называли ее алуштинцы, хотя правильнее было бы - колоннада). Она стала визитной карточкой города. Идея ее со принадлежала инженеру коммунального хозяйства Александру Гризо и была поддержена секретарем райисполкома Ниной Великановой и общественностью города. Первая фотография ротонды появилась 2 июля 1953 года в Алуштинской районной газете «Ленинский путь».

01_13.png

В той же газете 20 сентября 1969 года появилось маленькое стихотворение Ю. Монковского – «Арка». Идти мне по берегу жарко. А южное солнце палит; Воздушная белая арка У синего моря стоит. Колонны, как тонкие струны, С ветрами ведут разговор. Отчетлив на фоне лагуны Ее легкокрылый узор… "Граждане СССР имеют право на отдых". Эта известная некогда всем фраза из Конституции СССР долгие годы украшала фасад ротонды.

01_14.png

Одновременно с ротондой появились и знаменитые «яруса» - террасы и лестница, спускающаяся к фонтану «Мальчик с рыбой», излюбленное место отдыха и «фотосессий» горожан и гостей курорта. Был восстановлен ресторан «Поплавок», разрушенный штормом в конце 1940-го года (в 1969 году «Поплавок» снова был разбит волнами и впоследствии не восстанавливался). Был построен летний кинотеатр «Чайка». В 1953 году у пристани, на месте бывшей гостиницы Европейская, торжественно открыли памятник И.В. Сталину.

01_15.png

У кинотеатра «Чайка» был установлен памятник Ленину и Сталину. Скульптурная группа представляла собой сидящих на скамье и мирно беседующих советских вождей. Вплоть до 1953 года набережная так и оставалась частью шоссе, соединявшего Симферополь и Ялту (так было и в дореволюционное время). Въезжая в город со стороны Симферополя, автотранспорт двигался по ул. Ленина, проходил по набережной, и в конце ее, за зданием гостиницы «Волна», сворачивал направо и вверх, вплоть до выезда на Ялтинскую трассу.

01_16.png

Набережная неоднократно страдала от сильнейших осеннее-зимних штормов (наиболее разрушительные – 1910, 1940, 1967, 1969, 2007 и 2011годов). Так, участок набережной от ротонды и до юго-западной окраины Рабочего (ныне Профессорского) уголка радикально изменил сильнейший зимний шторм 1969 года, когда огромные волны, разбив опорные стены, искорежили не только асфальтовое покрытие, но и газоны прибрежного сквера. Пострадали даже витрины зданий почты, телеграфа и ближайшего магазина. Еще в 1966 году руководство города (председателем исполкома городского совета – мэром - с 1963 по 1987 год был М.Я. Варичев) начинает активно заниматься проектированием и строительством берегоукрепительных сооружений. Этот процесс затянулся на долгие годы. До 1985 года было обустроено 9 км берега. Стоимость 1 погонного метра берегоукрепительных работ составляла 4000 руб., а общая стоимость – более 36 млн. руб., причем на эти цели Облисполком и Госплан УССР средств не выделяли, строительство же велось за счет дольщиков – различных министерств и ведомств союзных республик. На эти средства построили обводную дорогу в Рабочий уголок, дорогу над морем длиной в 1,5 км, вдоль которой были посажены итальянские сосны - пинии, сохраненные в ходе последующих реконструкций набережной и строительства новых объектов, существенно изменивших облик этой ее части.

01_17.png

Вплоть до открытия обводного участка дороги в 1985 году, транспорт в Рабочий (Профессорский) уголок шел по прибрежной полосе, которая была довольно узкой и периодически разрушалась штормами. В 2012 году набережная Профессорского уголка была восстановлена после очередного удара стихии. В рекордно короткие сроки – за 2,5 месяца – эта ее часть длиной около полутора километров приобрела вполне европейский вид и стала своеобразным подарком городу ко дню его 110-летия. В ходе реконструкции набережной Профессорского уголка были сохранены здания дореволюционных дач – вилл «Анна» и «Марина»

01_18.png

Восточная часть Алуштинской набережной формировалась в процессе благоустройства дороги к пляжам здравниц, расположенных на этом участке побережья, начиная с конца 70-х годов прошлого века. В последние годы здесь появились элитные курортные комплексы с эллингами, дорога к которым постепенно обустраивается. Эта часть набережной, вслед за центральной и западной, в перспективе также может стать вполне привлекательным «местом для гулянья».



Автор: Т.А. Лебедева, старший научный сотрудник АФ КРУ «ЦМТ»
Tags: Крым
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments