far01 (far01) wrote in foto_history,
far01
far01
foto_history

Categories:

Рассказ о женщине-штурмовике. Часть первая

Туапсе Кубанский плацдарм

Она потеряла мужа - Алексей Орехов не вернулся с боевого задания. Она кормила своего сына, на крыле Ил-2. Она стала летчиком-штурмовиком - сорок боевых вылетов. О ней писали фронтовые газеты - дважды орденоносец. Она погибла в бою, защищая небо Кубани.

О Варе Ляшенко не раз было написано в современных источниках. Где кратко, где с небольшими подробностями. То, что я расскажу, собиралось более года. Мной, моими товарищами. И наверное, на сегодняшний день, это будет наиболее полный и правдивый материал. Я разобью его на части – потому, что много нужно рассказать.

[Далее]

Туапсе Кубанский плацдарм

Часть первая.
В конце лета 2015 года, работая на обнаруженном месте падения штурмовика Ил-2, среди обломков бронекапсулы, мы нашли останки летчика. Маленького роста. Одного. Но прежде чем поведать о днях сегодняшних, я вернусь в 1943 год. И к тому, что было раньше.

Родилась Варвара Савельевна Ляшенко в Николаеве. Школа, потом – аэроклуб. Летчицей она стала в 1937-ом, окончив Херсонскую школу летчиков-инструкторов. Тогда ей исполнилось двадцать лет. В 1941-ом, она уже инструктор летной школы в Алма-Ате. Там же, она познакомилась с летчиком Алексеем Ореховым. И мирным еще летом, сыграли свадьбу.

Туапсе Кубанский плацдарм

Выпуск Херсонской школы. В трерьем ряду слева - Варя.

Туапсе Кубанский плацдарм

1941 год, Алма-Ата. Варя - инструктор, среди курсантов 2-й летной группы.

А потом началась война. С первых дней войны Варя с мужем просились на фронт, преподавательский состав не отпускали, надо было учить и готовить летчиков. Только в начале 1942 года Алексею разрешили воевать. Семья Вари, мать и сестра, перебралась в Краснодарский край, Украина была уже оккупирована. В некоторых источниках, совершенно беспочвенно написано, что Варя летала и воевала до рождения сына. Что она прилетела домой, и по располневшей талии ее сестра и мать поняли, что с ней, и буквально через несколько дней, буквально перед оккупацией Краснодара, Варвара родила. Это не так. Мать Вари перебралась в Краснодар только после его освобождения. 12 августа 1942 года, из Сухуми в Адлер, Варе отправлен денежный перевод, а в Краснодаре в это время уже идут бои.



Да, Варя была беременна. И родила она, скорее всего в Адлере. На свет появился Саша Орехов. Но до рождения сына, Варвара не воевала. Документы награждений точно указывают – «В Великой отечественной войне участвует с августа 1942 года».

Туапсе Кубанский плацдарм

Я не знаю точно, когда отпущенный в краткий отпуск по ранению, с незажившей раной, Варвару с сыном нашел ее муж. летчик-истребитель Алексей Орехов. Скорее всего, это было именно в Адлере. Сохранились сведения, что он успел подержать сына на руках. А потом опять вернулся на фронт. По воспоминаниям летчика Скоморохова, о котором я расскажу ниже, Алексей нашел Варвару буквально через несколько дней после рождения сына.
Сашке было около месяца, а его мама опять села за штурвал У-2. Как удалось установить по документам военного архива – с 10 августа 1942 года она служит в 502 ШАП. Полк базировался на аэродроме Адлер. Возила пакеты, офицеров связи. За малышом ухаживала ее сестра. В небе над Кубанью, летчики гибли десятками за день. И каждый живой был на счету…
Так же я не знаю, когда Варвара получила страшную весть.

Туапсе Кубанский плацдарм

Работая по судьбе ее мужа, мы нашли предельно мало сведений. Он не вернулся с боевого задания 18 августа 1942 года. Очевидно, о смерти Алексея, Варя узнала лишь несколько недель, а скорее – несколько месяцев спустя. По адресу проживания ее нет. Краснодар занят немцами. Военная почта – идет долго…
В документах – неточность. 6-й отдельный учебно-тренировочный (а не транспортный) авиационный полк, летом 1942 года, входил в состав 4-й воздушной армии. Алексей продолжал учить молодых летчиков. И воевать. Пока мы не установили, где и как он погиб. Может быть, прочитав этот рассказ, откликнется кто либо из коллег-поисковиков или краеведов, местных жителей.

В 1944 году мать Варвары, обращалась в военкомат - оформить пенсию на оставшегося сиротой внука.

Туапсе Кубанский плацдарм
Туапсе Кубанский плацдарм

Бить врага. Тогда это было порывом, состоянием души, острием ненависти к топтавшим нашу землю фашистам. Мстить за отцов, мужей, детей. И Варвара попросилась с «кукурузника» на штурмовик.

Туапсе Кубанский плацдарм

Женщина за штурвалом «летающего танка» - Ил-2? Это само по себе было невероятным. К слову, всего две женщины-штурмовика воевали на Кубани. Варвара Ляшенко и Анна Тимофеева-Егорова. В общем, когда командир 502 штурмового авиаполка прочитал рапорт Вари, он ответил отказом. На штурмовик? Имея маленького сына на руках? Но позднее решение было изменено. Варя была опытным летчиком, инструктором, к тому моменту - 40 боевых вылетов на У-2 в составе 502 ШАП, ни одного невыполненного задания. За нее вступились и просили командира девушки из БАО – заряжальщицы, укладчицы парашютов. Наконец, на аэродроме служила ее сестра. Все девчонки говорили, что на время вылетов, они будут присматривать за Сашкой. Думаю, что командир части тоже был человеком, и понимал, каково приходится женщине, потерявшей мужа. Летчика.
После нескольких месяцев обучения, перегона полученного ей Ил-2 из Куйбышева в сложных метеоусловиях, Варвара 15 января 1943 года стала летчиком-штурмовиком. При этом, оставаясь матерью маленького сына, все свободное время проводя с ним. Когда она была на учебе или боевых заданиях, Сашку нянчила сестра Александра, да девчонки аэродромной службы.

Из книги-воспоминаний "В гремящем небе Кубани": "Наконец получено первое боевое задание. Варя летит на штурмовку вражеских позиций под Туапсе. Она смело вела себя в бою, а потом, с каждым вылетом совершенствовала летное мастерство, действовала отчаянно и смело. Летчики всячески оберегали Варю.Они видели, как она рисковала, выходя на цель. Молодая женщина, заряжала их отвагой, а в промежутках между вылетами, бежала кормить грудью малыша. Иногда сестра или мама, приносили ребенка прямо к самолету..."

Спустя месяц она получает первый орден – Отечественной войны I-й степени.

Туапсе Кубанский плацдарм
Туапсе Кубанский плацдарм

502 ШАП перебазировался в Майкоп, потом на аэродром Белореченская. И там Варю фронтовые небесные дороги свели с летчиком-истребителем Скомороховым Николаем Ивановичем. После войны, он много сделает для памяти о Варваре. Летчик с позывным «Скоморох», не раз в составе истребителей прикрытия, сопровождал штурмовики полка на боевые задания. В его фронтовых воспоминаниях несколько эпизодов посвящены летчице Ляшенко. К тому времени Варя - уже командир звена.

Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Н.М.Скоморохов:

"...Варя владела самолетом мастерски. Ее ведомые любили и понимали своего командира и старались, видимо, вовсю, так как строй был плотный, атаки смелы, дерзновенны. Над целью они делали, как правило, так много заходов, что еле-еле хватало горючего для того, чтобы добраться до своего аэродрома в Майкопе. Иногда и без горючего садились на наш аэродром. После подобных полетов в нашем сознании что-то переворачивалось, происходила переоценка собственных возможностей. Как много значит иной раз встреча с таким человеком! В нашей школе мужества, сама того не зная, лучшим педагогом стала именно Варвара Савельевна Ляшенко. То, что сделала для нас она, ничем не взвесить, не измерить. Она вошла прочно в наши сердца, чтобы нас сделать чище, сильнее, самоотверженнее..."

Полк перебазируется в освобожденный Краснодар. Только с этого аэродрома у Вари – 12 боевых вылетов на штурмовку противника.
Армейская газета, от 8 марта 1943 года с фотографией Вари: "Отважная дочь советского народа Лейтенант В. Лященко успешно громит фашистскую нечисть. На её боевом счету 41 вылет на штурмовку живой силы и техники противника".

41 боевой вылет на Ил-2. Это при том, что средняя «жизнь» летчика-штурмовика в середине войны, составляла 15 вылетов…
Орден Отечественной войны. И Орден Красного знамени.

Туапсе Кубанский плацдарм
Туапсе Кубанский плацдарм

Скорее всего, Варя не успела получить Орден Красного знамени. Как видно из приказа, окончательно он подписан 3 мая 1943 года. А именно 3 мая Варвара Савельевна Ляшенко не вернулась с боевого задания.

Туапсе Кубанский плацдарм

И донесение заместителя командира полка по политической части Майора Шрамова, было уже посмертным.
"Лейтенант Ляшенко Варвара Савельевна, кандидат ВКП(б) с 1943 года, имеет 12 боевых вылетов, за проявленные мужество и отвагу в борьбе с немецкими оккупантами дважды награждена правительственными наградами".

Вырезка из послевоенной газеты.

Туапсе Кубанский плацдарм

Это был второй Варин вылет в этот день. А потом был третий. Последний.

Из воспоминаний Скоморохова Н.И.
«… а 6 Мая того же года как гром среди ясного неба нас поразила трагическая весть: Варя Ляшенко погибла. Этому никто не хотел верить. Мы попросили командира полка связаться со штабом дивизии, уточнить: так ли это ? Оказалось, всё правда. Варя вместе со своим стрелком - радистом погибла в районе станицы Крымской. Сбитый прямым попаданием зенитного снаряда "Ил" упал на северо - восточные скаты высоты 117,0.
В полку штурмовиков состоялся по этому поводу траурный митинг. Мы не были на нём, но траур носим в душе до сих пор. Каких людей безжалостно забрала война! Зная привязанность лётчиков к Варе Лященко, комиссар полка порекомендовал поэскадрильно провести беседы: "Отомстим фашистам за смерть отважной боевой лётчицы!". Это были беседы, каждое слово которых обжигало нас, звало к мщению. Варя стала в нашем сознании в один ряд с Зоей Космодемьянской, Василием Клочковым, и за её гибель врагу воздалось сполна.
»

Круговерть военных дней, годы прошедшие после войны, конечно, отражаются на точности воспоминаний. Скоморохов ошибся в дате – 6 мая. Так же – в определении высоты, где упал штурмовик. И ошибся в том, что Варя погибла вместе со своим стрелком-радистом. Он был убит в предыдущем вылете, а скорее – даже днем раньше. И нам удалось, с помощью коллег найти этому документальное подтверждение.
Стрелок-радист на штурмовике Ил-2, выражаясь современным определением – был расходным материалом. Если летчик был защищен со всех сторон бронекапсулой, которая уверенно защищала его от пулеметных пуль и осколков снарядов, то стрелок радист находился вне броневой защиты – за летчиком, в деревянной хвостовой части фюзеляжа. А подавляющее число атак на самолет, шло именно сзади. И очень часто, штурмовики возвращались на аэродром с убитым стрелком. Их катастрофически не хватало, и хотя приказ запрещал вылет без стрелка, бывало в напряженной боевой обстановке, летчики вылетали без него, надеясь на истребители прикрытия.

3 мая 1943 года, эскадрилья капитана Сивочуба, где командиром звена была Варвара Ляшенко, делает третий за это утро вылет на штурмовку войск противника в район Крымская. С боевого задания не возвращаются два штурмовика. Комэска Сивочуба, и Варин. Варе было 26 лет.

Продолжение следует.

Январь 2016 года, Алексей Кривопустов, «Кубанский плацдарм».

Tags: 1940-е, Великая Отечественная война, авиация
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments