Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote in foto_history,
Παγκράτιο
mu_pankratov
foto_history

Археографические экспедиции в старообрядческие скиты (Рудный Алтай, р. Уба, 1970-71г.) 2 часть.

Оригинал взят у mu_pankratov в Археографические экспедиции в старообрядческие скиты (Рудный Алтай, р. Уба, 1970-71г.) 2 часть.
1 часть- http://mu-pankratov.livejournal.com/479865.html

По реке Уба (Алтай, Восточный Казахстан), помимо старообрядческих скитов, на заимках жили староверцы миряне. Поморское согласие хоть и безпоповцы, но приемлят брак. В полном смысле слова венчания нет как таинства, на брак благословляет- наставник общины.
(про безпоповские и Поморское согласие- http://mu-pankratov.livejournal.com/245215.html)

Заимка Перфила.




Поморец с р.Уба


Заимка на реке.


Евтихий, живет на заимке у скита м. Манефы.


Иван Тарасьевич за переплетным станком для книг. Хозяин огромной библиотеки старинных книг.


Жена Ивана Тарасьевича, за плетением на плашках пояса.


Наставник поморской общины поселка Серебрянка.




Скит матушки Афанасии, вид со стороны р.Уба


Моленная в скиту м.Афанасии.


Скит матушки Манефы, вид с перевала.


Моленная в скиту м.Манефы.


Моленная в скиту матушки Мастрадеи.


Матушка Мастрадея (Гладкова) в юности.


Она же в 1970 году.


Две фотографии 1910 года, монахини старообрядческого поморского Покровского монастыря на Убе. (ныне разорен)




Монахини женского поморского монастыря на Убе (имена неизвестны). Риддер, 1920-е гг. ВКЭМЗ


В 20-х годах, в монастыре находилось- 60 монахинь.
1928 год, ознаменовавшийся началом коллективизации и борьбы с кулачеством в крае, стал переломным в жизни монастыря и его обитателей, да и всего старообрядчества на Убе. С 1929 г. происходит массовое закрытие сельских церквей в крае, передача зданий в ведение сельсоветов для использования их под культурно-просветительные учреждения, начинаются репрессии против крестьянства. Это вызвало большую миграционную волну среди населения. Боясь раскулачивания, люди бросали обустроенные заимки и уезжали в Сибирь, в Красноярский край, в частности на золотые прииски в п. Ольховка, в город Минусинск, где находили временный приют в женском монастыре, основанном в 1914-1915 гг. В.И.Егоровым. Не избежали этого и монахини, жившие в монастыре. Многие из них были посажены в тюрьмы. По рассказам старожилов во время разорения края монахини прятали в каменных россыпях по Убе самое ценное, что у них было: иконы, книги и др. Отдельные культовые предметы раздавали людям, имеющим отношение к монастырю. В статье А.Безгодова сообщается о том, что «игуменья Ирина отдала всем насельницам по иконе и скитскому покаянию, чтобы они, разойдясь по домам, не оставляли молитвы. Старицы все горько плакали, не хотели покидать обитель. В монастыре заранее были вырыты ямы, в которых схоронили имущество: зерно, воск, книги, иконы».

То что не уничтожила советская власть, сохранилось в дальних скитах и заимках. В 60-70-е годы, ученые из Москвы и Новосибирска, начали охоту за древними книгами. Преуспел в етом- Н.Н. Покровский (профессор (1977),член-корреспондент АН СССР (1987),академик РАН (1992).

Вот он с м.Меланией.


А вот тут, уже в годах, показывает трофеи.
Старейшей среди книг является Торжественник середины XV века. В этой рукописи кроме многих текстов знаменитых византийских отцов церкви есть целая подборка сочинений русского писателя XII века епископа Кирилла Туровского. Здесь же сочинения ученика Мефодия, одного из изобретателей славянской азбуки, Климента Охридского. Другой сборник относится к концу XVI – началу XVII вв и содержит житие Василия Блаженного, а также рассказ о знаменитом московском пожаре 1547 г. Это классический Московский сборник, хотя и «добытый» в Сибири. Как удается заполучить такие древности?
-«На этот вопрос мы не отвечаем, – говорит Николай Покровский и, смеясь, добавляет: – Ничего незаконного, все по доброму согласию. Каждый археографический центр имеет свой обменный фонд – это один из главных путей. И потом у тех староверов, что веками хранили книги с опасностью для жизни, подчас бывали потомки совсем иного склада…»

Подробнее: http://academ.info/node/14245



Хорошо если книги попадали в руки ученых... а то зачастую, у бабушек, выменивали книги 16-17 века за пачку вермишели или печенья. Потом всё уходило на черный рынок.






Tags: книги, монастыри, староверы
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments