Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

Об отношении к вождям

Многие в наше время искренне верят, что в СССР изначально, мол, относились к вождям с придыханием и благоговением. Например, небезызвестный Илья Стогофф, попытавшийся в своё время написать о революции языком, доступным и понятным для современного "продвинутого креакла", выдал следующий перл: "Тратить деньги на революцию гораздо интереснее и оригинальнее, чем на установку дома золотого писсуара. Отдыхать на Багамах — это банально. Другое дело, когда ты стоишь на трибуне Мавзолея, а мимо идут тысячи молоденьких физкультурниц, и каждая несёт твой портрет."
Однако реальные революционеры, участвовавшие в Октябре, выслушав в те дни подобные "мечтания" от какого-нибудь прадедушки Стогоффа, думаю, без обиняков заявили бы их автору, что он — прожжённая насквозь буржуазная контра, и законное место его — у стенки. (Причём так сказали бы и те, чьи портреты реально спустя 20 лет стали носить на физкультурных парадах).
Вот, в качестве небольшой иллюстрации тогдашнего отношения к вождям, рисунок советского художника Константина Елисеева (1890—1968) из журнала "Красный перец" за 1923 год.


Он был помещён со следующей короткой заметкой:
"Ко дням революционных праздников наблюдается громадный спрос на портреты вождей революции. Красный Перец, идя навстречу интересам художников молодых и старых, начинающих и кончающих, не жалея последней страницы, даёт здесь руководство к массовому и недорогому изготовлению подобных портретов.
Для этого берётся за основу лицо, лишённое особых примет, и служит шаблоном (№ 1). В дальнейшем поступают так: портрет т. Ленина получается путем прибавления к шаблону (№ 1) комплекта особых примет под № 3, что и приводит к желанному результату (№ 2). Принадлежности №№ 5, 6 и 7 дают т. Калинина (№ 4). Реквизит № 9 и 10 (кроме очков, которые берутся взаймы у т. Калинина) создаёт т. Радека (№ 8). Т. Троцкий (№ 11) делается гримом № 12. Наконец, приложения № 14, 15, 16 создают Карла Маркса (№ 13). Таким же образом изготовляются любые прочие лица, для чего необходимо бойко подписать под портретом: тов. такой-то. Это увеличивает сходство портрета. Наконец, предлагаемый способ незаменим в том смысле, что даёт возможность комбинировать принадлежности из разных комплектов. В этом случае получаются портреты, которым обеспечен самый широкий сбыт во всех серьёзных изданиях, если под ними четко подписать что-нибудь в роде: неизданный портрет Степана Халтурина (из частной коллекции NN) и т.п. Один из таких "синтетических" портретов показан под № 17.
Благодарности и поздравления соответствующих художников по случаю опубликования вышеизложенного руководства принимаются в редакции "Красного Перца" ежедневно с 3 до 5 ч. дня".

Любопытен и набор вождей, выбранных для шуток: Ленин, Троцкий, Калинин, Радек, Карл Маркс. Генерального секретаря тов. Сталина в этом списке нет (хотя не надо думать, что в "Красном перце" за тот же 1923 год не было шаржей и на него — были, и весьма хлёсткие, например, на одном он изображался в виде козла, с натуральными рогами и копытами).
Так относились к собственным вождям и карикатурам на них революционеры. Что тут сказать? По-моему, правильно относились, в общем. С такого отношения на будущее и стоит брать пример...
Tags: 1920-е, ХХ век, искусство, история СССР, карикатура, революционеры, рисунки, текст, юмор
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments