saga_zp (saga_zp) wrote in foto_history,
saga_zp
saga_zp
foto_history

Category:

Романтические виды старого Киева. Часть 3-я

Оригинал взят у saga_zp в Романтические виды старого Киева. Часть 3-я
"Киев, более двадцати раз бывший добычей пламени и столько же раз осажденный, взятый приступом и разоренный, есть для нас место классическое. Столь много всяких событий являлось в стенах его, столь много крови и слез пролито на землю эту! Теперь Киев, как седовласый старик, в семье Русских городов, величественно возвышает чело свое, увенчанное лаврами бессмертия и просиявшее лучами святости". Н. Закревский [1]

Государев, или Царский, дворец
В 1749 г. июня 8, императрица Елизавета Петровна, посетив Киев и очарованная красотою его местоположения, пожелала построить в нем дворец на случай приезда царской фамилии и лично указала место для дворца.
С 1750 г. дворец начат постройкою и окончен в 1753 году; это было каменное одноэтажное здание с верхним деревянным этажом. По сторонам главного здания, собственно дворца, построены одноэтажные каменные флигеля. По записям современников, тот дворец был извне и внутри украшен превосходною лепною работою, во внутренних покоях вызолоченною. Огромные зеркала, драгоценные шелковые материи, драпировка стен, редкая работа паркетов, мебель и все устройство комнат было в высшей степени изящно и драгоценно. В том дворце от 29 января до 29 апреля 1787 г. пребывала Екатерина II и отсюда она писала к доктору Циммерманну: „ Подлинно Киев имеет романтические виды “.
Виды Киева 190-? гг. Фотоальбом.The New York Public Library

Здание дворца сделано во вкусе рококо строитель его архитектор Е. Я. Маевский. Пред дворцом устроен цветник. Противоположная сторона дворца упирается в сад, куда можно спуститься по ступеням каменной террасы. Кроме главного руководителя, К. Я. Маевского, здесь трудились еще два архитектора, в качестве помощников: гг. Канилле и Шилле; устройство системы вентиляции и отопления принадлежит архитектору г. Гешвенду.

По достоверным сведениям, видно, что все постройки и устройство сада обошлись около 300 тысяч руб. сер.; внутреннее же убранство, как то: меблировка, бронза и проч., около 110 тысяч руб. В дворце этом, во время путешествия своего по России в 1876 г., итальянский наследный принц, нынешний король Италии, Гумберт с супругой своею Маргаритою Савойскою прожили 22—25 июля.

Бывшая Дворцовая, до 1869 г. плац—парадная, площадь,
простиравшаяся пред дворцом, между Дворцовым участком и Печерскою крепостью, с трех сторон была усажена тополями; в 1869 году увеличена присоединением к ней значительного свободного пространства, находившегося со стороны крепости. В прежние времена на этой площади производились императорами и главными военными начальниками смотры войск. В 1874 году площадь эта обнесена прекрасною чугунною решеткою, на ней разведен молодой хорошо устроенный Парк и на окраине её построено большое каменное здание Удельной Конторы.[2]


2. Нынешний каменный, украшающий Киев, Андреевский храм, находится между Трехсвятительскою и Десятинною церквями, стоит как бы на отдельном холме, подымающемся над уровнем Днепра на 42 саж., на углу северного бастиона бывшей Софийской крепости. На этой местности в древности стоял княжеский терем, а потом — Воздвиженская церковь.

В августе 1744 г. императрица Елисавета собственноручно заложила ныне существующий Андреевский храм, место для коего освятил Киевский митрополит Рафаил Заборовский. План и фасад храма составлен знаменитым архитектором графом Растрелли, во вкусе рококо, века Людовика ХV.

Андреевский храм созидался двадцать три года, освящен 19-го августа 1767 года митрополитом Арсением Могилянским. Вид храма этого — величествен, он возносится на своей горной высоте над Подольскою и Плоскою частями Киева и над всем луговым широким пространством многоразливного Днепра, представляя издали самую очаровательную местность прекрасного вида г. Киева из-за Днепра.
Виды Киева 190-? гг. Фотоальбом.The New York Public Library
Вокруг основания Андреевского храма, собственно на крыше двухэтажного жилья, на коем, как было сказано, высится храм, устроена обширная паперть, поднятая на 50 ступеней от поверхности Старого Киева. Пол паперти и ведущая к ней лестница выложены в 1845 году, чугунными плитами.

В храме запрестольная картина, пожертвованная ко дню освящения храма императрицею Екатериною II, изображающая Тайную Вечерю, приписывалась кисти Леонарда да Винчи. Картина от сырости и недосмотра совершенно утеряла свое первоначальное достоинство, которое окончательно исчезло под кистью доморощенных иконописцев, многократно ее поновлявших.

В небольшом ковчеге, поставленном пред иконостасом, хранится частица мощей первозванного апостола Андрея, внесенная в этот храм 30-го ноября 1858 года и привезенная из Италии А. Н. Муравьевым. [2]

3. Памятник Богдану Хмельницкому
На пути из первоначального града Киева — града В. К. Ольги и В. К. Владимира, к Великому граду, созданному В. К. Ярославом, или, между Монастырем Михайловским и Софийским собором ныне находится обширная площадь, занимающая центр собственно Старокиевской местности; северная часть этой площади, прилегающая к Михайловскому монастырю, называется Михайловскою, а южная, прилегающая к Софийскому собору— Софийскою площадью. В самом центре площади распространяется длинное, кирпичное, в три с половиною этажа, здание присутственных мест начатое постройкою 15 июля 1854 г., оконченное и освященное 1 ноября 1857 года. Здесь, кроме разных губернских присутственных мест, помещаются Окружной Суд и Судебная Палата.[2]
Виды Киева 190-? гг. Фотоальбом.The New York Public Library
Судьба этого памятника довольно любопытна.
Мысль о постановке памятника, знаменующего присоединение Украины к Русскому государству, возникла в половине минувшего столетия, и в семидесятых годах была открыта повсеместная подписка для этой цели. Подписка шла довольно вяло, и только пособие от государственного казначейства и пожертвование морским ведомством 1600 пудов меди дали возможность приступить к работам.

Модель памятника была сделана знаменитым скульптором М. С. Микешиным и, согласно заданию, изображала фигуру гетмана на коне, попирающем тела еврея, поляка и иезуита. Однако, по Высочайшему повелению, на пьедестале была оставлена только конная статуя гетмана, которая и была отлита в 1879 г. на петербургском заводе Берда. По отливке, монумент был доставлен в Киев, но, за неимением денег на постройку пьедестала; долгое время хранился в полицейских участках. Только в 1888 году, благодаря тому, что крепостное инженерное управление подарило 30 куб. саж. гранита на сооружение постамента, памятник был установлен, и 11 июля того же года торжественно освящен.

Легкие разногласия при установке памятника были вызваны направлением хвоста лошади, так как с одной стороны на Софийскую площадь выходит Михайловский монастырь, с другой — Софийский собор и с третьей — присутственные места.

Фигура памятника выполнена безукоризненно и производит художественное впечатление. Памятник окружен железной решеткой. Лицо Богдана Хмельницкого устремлено на колокольню Киево-Софийского собора, с входом на погост храма.Освободитель Малороссии изображен верхом на разгоряченном коне в полном гетманском одеянии; в правой руке — гетманская булава, которой он указывает на Север, по направлению к Москве, а левой рукою сдерживает своего ретивого коня. Но пьедестал памятника, изображающий гранитную скалу, не грандиозен и не красив. Скрашивает его зелень дикого винограда, Постамент украшен с двух сторон надписями, на одной: „Волим под Царя восточнаго православнаго", а на другой: „Богдану Хмельницкому — единая неделимая Россия. 1654—1888". [3]

4. Городской дом (Городская дума)
На бывшей Крещатицкой площади, от которой на высоты Старого Киева подымаются Костельная, Михайловская, Малая Житомирская, Софийская и Козьеболотская улицы, 29 июля 1874 года заложен и, в 1876 году, окончен наружною постройкою, каменный городской дом, главный корпус которого в три, а боковые, в коих устроены торговые магазины, в два этажа; на главном корпусе устроена башня для часов.

Архитектором и строителем дома был А. Шилле. 29 января 1878 года дом этот освящен и в нем Городская Дума имела первое свое заседание, в торжественной зале этого дома. На главном корпусе устроена башня для часов с пирамидальным куполом, наверху которого, на шаре, поставлена 20 августа 1876 г. цинковая полая статуя, изображающая Архангела Михаила поражающего чудовище. Статуя исполнена по рисунку г-жи Куликовской; модель сделана в Берлине и отлита на заводе Кастнера, принадлежавшем Гейсу. Шар и статуя были позолочены. Ценность статуи 1,100 р. с. а позолота, доставка, заказ статуи и постановка ее на башню обошлась до 1,000 р. с. Часы башенные изделия заграничного с боем, установлены в 1878 году. Дом, внутреннею отделкою, окончен в 1877 году; за городским домом насажден Сквер. В нижнем этаже этого дома с 1877 г. помещается рисовальная школа.

Крещатицкая площадь, составляла в древности с крещатицкою улицею дно Перевесища, и еще в недавнее время местность эта была занята ручьем, озером и болотистою зарослью. [2]
Виды Киева 190-? гг. Фотоальбом.The New York Public Library

Начало: Часть 1-я и Часть 2-я
Продолжение следует

Источники:
1. Летопись и описание Киева. Н. Закревский. 1868 г
2. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. Н.Сементовский , 1881 г.
3. Спутник по городу Киеву. Иллюстрированный путеводитель по Киеву и его окрестностям. М. Богуславский.1912 г.
4. Нью-Йоркская публичная библиотека (The New York Public Library)



Tags: 1900-е, история Киева
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments