Сергей Красиков (eska) wrote in foto_history,
Сергей Красиков
eska
foto_history

Category:

Сергей Васильев, фотографии из цикла "Сельская баня", Челябинская область, 1981

Оригинал взят у eska в Сергей Васильев, фотографии из цикла "Сельская баня", Челябинская область, 1981
Единственный в России обладатель четырех всемирных наград «Золотой глаз-World Press Photo» (Амстердам) и приза «Золотой глаз России–2003» фотожурналист из Челябинска Сергей Васильев известен далеко за пределами родного города. Выставки его работ регулярно проходят не только в столице Южного Урала, но и в Москве, Екатеринбурге, Таллине, Тарту, различных европейских странах. Особую известность фотокорреспондент газеты «Вечерний Челябинск» получил за серии фотографий на женскую тему.

tumblr_mk68a6mLTf1qa4p4xo1_1280
Первый приз на конкурсе World Press Photo в категории Повседневная жизнь




Интервью Сергея Васильева брал Петр Лукьянов, 2005 год:

– Сергей Григорьевич, вы помните, с чего началась ваша карьера фотохудожника?

– Конечно. В 1957 году после армии я начал работать на Челябинском трубопрокатном заводе на ударной комсомольской стройке «Стан 820». У одного парня в нашем общежитии – Бориса Минина из Магнитогорска – был фотоаппарат «Смена». Вместе с ним мы и начали его осваивать. Однако первые самостоятельные снимки я сделал другой «Сменой». Ее подарили на день рождения девушке, с которой я тогда встречался. Помню, фотоаппарат висел у нее в комнате на гвоздике – в качестве украшения. И я решил исправить это недоразумение.

Сначала вместе с друзьями фотографировал знакомых девчонок, снимки, естественно, все раздаривал, и мне вскоре это надоело. Не чувствовал в этом творчества. Тогда я купил свой первый фотоаппарат «ФЭД–2» и начал искать что-то новое. К тому времени жизнь моя резко изменилась. Райком партии решил направить меня на службу в органы милиции. Сначала я наотрез отказался, но когда мне предложили поехать в школу милиции в Елабуге, подумал и дал согласие. Пареньку из деревни, а я приехал в Челябинск на армейскую службу из чувашского местечка Малые Кибечи, хотелось получить юридическое образование. Школа милиции давала такую возможность.

В Елабуге я проучился два года. По сути, там и получил первую серьезную фотографическую практику. В свободное от учебы время, в основном, конечно, ночью, уходил в фотолабораторию, кстати, очень хорошо оснащенную, проявлял пленки, печатал фотографии. Бродил по берегам Камы, искал красивые виды. Однажды в местной библиотеке мне попался на глаза журнал «Советское фото». И какие-то струнки во мне это задело. Решил, что обязательно буду заниматься творческой фотографией. Правда, когда вернулся из Елабуги в Челябинск в погонах лейтенанта милиции, приходилось иногда делать специфические снимки – с осмотра места происшествия, следственных экспериментов. Проработав несколько лет в уголовном розыске Центрального райотдела Челябинска, я подготовил несколько альбомов с фотографиями рецидивистов. Потом их показывали потерпевшим для опознания преступников.

– А когда вы сделали свой первый снимок, такой, как в «Советском фото»?

– Где–то в 60-ых годах в Челябинске, когда я уже начал сотрудничать с городским фотоклубом. Надо было сделать несколько творческих снимков для открывавшейся под его эгидой выставки. В свободное время пошел в лес. Помню, забрел в район поселка геологоразведки. Там до сих пор стоят домики, просека и ЛЭП, которая уходит в сторону северо-запада. И сразу за этой просекой нашел подснежники. Маленькие три цветка торчали из сухой травы. Я лег на землю, чтобы снять их снизу, напротив солнца – при этом пушистые подснежники красиво смотрелись в контровом свете. Приготовился снимать. И в это время, как будто специально для меня над подснежниками нависла пчела. Прилетела, словно маленький вертолетик. Получилась, на мой взгляд, очень красивая фотография. Она побывала на многих выставках. И даже в «Советском фото» ее напечатали.

– Насколько важен в вашей работе элемент случайности?

– От счастливого случая в творчестве многое зависит. Иногда у тебя в голове уже сложилось сюжет будущей фотографии, однако такая неожиданность все меняет. Как правило, получается хороший снимок. Таких моментов у меня было немало.

– Как вы пришли в «Вечерку»? И почему храните ей верность на протяжении стольких лет?

– Когда в Челябинске начали создавать вечернюю газету, встал вопрос, кого выбрать в качестве фотокорреспондента. Меня вызвали в сектор печати обкома партии и предложили эту должность. В то время я уже активно сотрудничал с газетой «Челябинский рабочий», которая, пожалуй, и сформировала меня как фотокорреспондента. При этом мой гонорар в газете был больше, чем зарплата оперуполномоченного уголовного розыска. Особых перспектив для себя в милиции я не видел. Человек я достаточно мягкий, а там нужна была жесткость. Поэтому подумал и согласился. Так что я в «Вечерке» с первого дня ее существования. Конечно, были предложения из других изданий, в том числе и из «Челябинского рабочего». Меня звали в Москву, в газету «Известия». Мою кандидатуру даже утвердили на редколлегии этого издания. Но я не хотел никуда уезжать из Челябинска.

– Почему?

– Видимо почувствовал в Челябинске свою вторую родину. Сейчас не представляю свою жизнь без этого города. Уверен, столица Южного Урала – лучшая площадка, лучший город по географическому положению, где можно работать и творить. Здесь и люди особые. Мне везде шли навстречу – в любой организации и системе. Я всегда находил поддержку у тех, с кем работал, даже у девушек, которые относились ко мне с доверием. А почему я храню верность «Вечерке»? Наверное, потому что я однолюб.

– Сергей Григорьевич, вот мы и добрались до самого главного. Поговорим о женщинах. С чего началось это направление в вашем творчестве?

– Я не знаю, может быть у меня есть художественное видение этого. Большинство мужчин интересует женщина как женщина. А я в первую очередь вижу в ней неповторяемую красоту, которую сотворила природа. И нет ничего другого на земле, что способно ее перебить. На этом можно поколения воспитывать. У нас, к сожалению, часто по-другому подают женскую красоту – в эротическом плане.

– А на ваших снимках разве нет эротики?

– Любая обнаженная натура – часть эротики. Но выполненная художественно она становится произведением искусства. Поэтому фотографии с обнаженной натурой высоко ценятся на Западе. А началось это направление у меня опять же со знакомства с журналом. Совершенно случайно в челябинском киоске «Союзпечати» возле Главпочтамта я наткнулся на «Фотографии» – чешское фото-ревю с черно-белыми снимками обнаженных девушек. А в нем увидел работы рижского мастера Гуннара Бинда. Мне захотелось снимать так же, как он. Позже я познакомился с Гуннаром лично. Не раз бывал у него в гостях в Риге, он также приезжал в Челябинск.

– Как прошла ваша первая «ню-съемка»?

– С первой девушкой меня познакомил друг на «Бродвее» – так называли участок проспекта Ленина от улицы Цвиллинга до улицы Свободы. Ей было 17 лет. И она с удовольствием согласилась стать моделью. Мы поехали на озеро Чебаркуль и в течение двух дней проводили там фотосессию. Снимки были достаточно безобидные – обнаженная девушка, разбрызгивая воду, забегает в озеро, позирует возле берез. Ее кусали комары, но она стойко выдержала все испытания. Эти фото обошли многие выставки и везде имели успех. А она сама до сих пор звонит мне, поздравляет с днем рождения и другими праздниками.

– Проблемы с цензурой у вас были?

– К счастью, почти нет. На ежегодных отчетных выставках челябинского фотоклуба обязательно нужно было представить два-три таких снимка. И никогда ничего не запрещали. Как ни странно, цензура порой появлялась в других более продвинутых, как считалось, городах. Однажды на выставке в Таллине оргкомитету запретили показывать фото «В бане», которое к тому времени уже получило «Золотой глаз» в Амстердаме. Несмотря на этот запрет, фотография все равно была удостоена там серебряной медали. Аналогичная история произошла на выставке в Свердловске. Там запретили показывать снимки из серии «Рождения», которая также была отмечена премией «Золотой глаз». В Свердловске они получили золото.

– А проблемы с самими девушками или их вторыми половинами возникали?

– С самими девушками – никогда. А вот с их вторыми половинами иногда возникали недоразумения. Одна девушка из Миасса жаловалась на своего парня, который начал сильно ее ревновать. Ситуация разрядилась просто: они пришли ко мне в гости, и мы мило поговорили. Я никогда не допускал в отношениях с девушками какого-либо флирта, не говоря уже о другом. Это убивает творчество. А девушка сама спровоцировала ситуацию – повесила фото в своей спальне. Ее мама все правильно поняла, заметив лишь, чтобы так фотографироваться, надо было немного похудеть. А вот парень поначалу не понял…

– У вас есть любимая модель?

– Скорее не модель, а модели. Конечно, каждая девушка по-своему красива. И у каждой есть своя индивидуальность. С любой обнаженной натурой можно сделать хорошие работы, невзирая на ее возраст и внешние данные. Это доказывает успех моего альбома «Дива», в котором напечатаны фото пышных женщин. Но иногда среди моделей встречаются такие индивидуальности, которые полностью захватывают тебя в творческом плане. С ними очень легко работать. Появляется внутренняя связь. Понимание. С ними у меня завязывается длительное сотрудничество.

– Сергей Григорьевич, сколько фотоальбомов вы уже выпустили? И чем собираетесь порадовать челябинцев в ближайшее время?

– Три полноценных альбома за рубежом и четыре в Челябинске. Сейчас готовится к изданию следующий. Хотя я был твердо уверен, что после «Дивы» делать ничего не буду. Предварительное название нового альбома – «Виражи времени». В нем будут отражены разные периоды моего творчества. Там будут фото из горячих точек, сельские пейзажи, производственные работы, и, конечно, снимки женщин. Без них и в жизни плохо, и альбом будет не тот. Возможно, в нем появится ню-раздел «Знаменитые женщины». А кто там будет представлен, говорить пока не буду.


Оригинал материала: http://chel.ru/text/from_74/10823.html


0_116359_51597ae5_XL

Tags: женщины, история СССР, история фотографии, ню, пятничная красавица
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Community