Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote in foto_history,
Призыв македонянина.
serg_slavorum
foto_history

Categories:

Хорватский поэт Иван Гундулич.


Открытие памятника Ивану Гундуличу в Дубровнике в 1893 году.


Хорватский поэт Иван Гундулич, один из наиболее выдающихся представителей южно – славянской литературы. В Сербии, правда, его считают сербским поэтом, но, думается, без достаточных на то оснований.

Иван Гундулич родился 8 января 1589 года в Дубровнике, столице республики Рагуза, древнейшего города-государства на Адриатике, в аристократической семье – Доме Гундуличей. Семья Гундуличей (по итальянски Gundula или Gundolae - как все представители дубровничской аристократии они именовались двойные - итальянские и славянские имена и фамилии) происходила из Италии из города Лукка, но их предки в 930 году переселились в Дубровник и ко временам жизни Ивана целиком и полностью ославянились. Сам Иван, хоть и именовался также по итальянски Джанфранческо Гондола (Gianfrancesco Gondola) всегда был славянским патриотом. Для примера – незадолго до своей смерти, в 1637 году по случаю женитьбы герцога Тосканы Фердинандо Медичи, Гундулич посвятил ему поэму предварив её словами: весь славянский народ (в оригинале Slovinski narod) воздаёт тебе почести по этому поводу.





Отец Ивана— Фран (Франческо) Гундулич, сенатор, дипломат и советник Римского Папы, а по совместительству известный историк, заинтересовал сына античностью, в частности ее литературой, а также современной поэзией.

Учился Иван Гундулич в дубровницкой гимназии, где особенно пришел в восхищение от творчества Торкватто Тассо, автора прославленной поэмы «Освобождённый Иерусалим», воспевавшей подвиги рыцарей – крестоносцев.

В 1608 году в возрасте 19 лет он стал членом Великого Совета Дубровника (Veliko vieće), Впоследствии занимал ряд государственных должностей в родном городе – дважды, в 1614 и 1619 года был кнезем (губернатором) Конавле, области к юго-востоку от Дубровника, в 1636 году стал сенатором, в 1637 году – судьёй, в 1638 году – членом Малого Совета Дубровника (Malo vieće). Под конец жизни Иван предположительно был выбран кнезем Дубровника – высшая почётная должность в республике, на которую избирались самые благородные, достойные и уважаемые люди города. Он умер от воспаления лёгких 8 декабря 1638 года, немного не дожив до своего полувекового юбилея.

Иван Гундулич был женат на Николетте (Нике) Соркович (Сорго) (+ в 1644 году) от которой имел троих сыновей – Франо (Франческо), Маттео (Мато) и Сиско (Сигизмунда) и двух дочерей Марию (Мару) и Дживу (Джованну).

Его старший сын Франо поступил на службу в австрийскую армию, достиг там самых высоких званий и между прочим некоторое время исполнял обязанности посла Австрии в Московии. В своём дневнике Франо записал, что русский царь Алексей Михайлович был несказанно рад видеть в качестве посла человека славянского происхождения (od slovinskoga iesika), с которым он мог общаться без переводчика (вот так!). Кроме того, Франо принял участие в знаменитой битве у Вены 1683 году, где христиане под руководством польского короля Яна III Собесского разбили турок – османов и остановили победное шествие ислама по Европе. В той же битве, как мы помним, сражался и погиб другой великий просветитель и панславист хорватского происхождения Юрий Крижанич. Младший сын Ивана Гундулича Сигизмунд неоднократно избирался кнезом Дубровника.

Теперь о вкладе Ивана Гундулича в южно-славянскую литературу

Литературные вкусы Гундулича формировались на античных образцах, на лучших произведениях итальянской литературы, а также на современной ему отечественной ренессансной литературе.


Картина "Сон Гундулича" хорватского художника Влахо Вуковаца (Vlaho Bukovac)

В литературе имя Гундулича известно с 1610 года, когда появились его первые переводы произведений Торкватто Тассо и других итальянских писателей. В этот же период он выступил и как автор драм на античные сюжеты: «Галатея», «Клеопатра», «Ариадна», «Адонис» и другие Драмы получили популярность и шли на сцене театра в Дубровнике.

После 1620 года. Гундулич пережил творческий кризис, который был связан с контрреформацией, с наступлением католицизма в странах Европы, в том числе в Дубровнике. Гундулич в это время создал религиозно-дидактические произведения «Покаянные псалмы царя Давида» (1621), поэму «Слезы блудного сына» («Suze sina razmetnoga», 1622) и др. Под влиянием обстоятельств писатель отрекся от своих драматических произведений и поэзии как «греховных».

Все это несколько противоречило тем гуманистическим идеалам, на которых был воспитан Гундулич. Свидетельством перелома в расположении духа поэта была его драма «Дубравка» («Dubravka»), поставленная на сцене в 1628 году. В ней Гундулич развил славянскую проблематику, которая позднее стала ведущей в его творчестве. Именно в этой драме отобразились свободолюбивые мысли поэта, его поддержка национально-освободительной борьбы, которую вели славянские народы против чужеземного ярма. В аллегорической форме поэт прославляет свой родной город, высказывает волю его граждан к свободе:

O liepa, o draga, o slatka slobodo,
dar u kom sva blaga višnji nam Bog je do,
uzroče istini od naše sve slave,
uresu jedini od ove Dubrave,
sva srebra, sva zlata, svi ljudcki životi
ne mogu bit plata tvoj čistoj lipoti
.

О красная, любимая, сладкая свобода,
Ты дар, в котором все блага народа,
В тебе была истина нашей славы,
Ценное украшение старой Дубравы,
Ни серебро, ни золото, ни человеческие щедроты,
Не смогут купить твои чистые красоты!


(Здесь и дальше пер. Шевченко)

Поэт предостерегает своих земляков от увлечения роскошью, клеймит падение морали, пороки общества, которые, по его мнению, подрывают, разрушают, разрушают традиции свободы, которые веками формировались в Дубровнике.
Гундулич в своем творчестве ставил вопросы борьбы христианства и мусульманства. По его словам, переводя «Освобожденный Иерусалим» Торкватто Тассо, он хотел раскрыть эту тему «всему нашему славянскому народу». Эта борьба вдохновила поэта на создание грандиозной эпической поэмы «Осман» («Osman», 1621—1638), которая стала вершиной его творчества.
Традиции гуманистической литературы, соединившись в поэме с элементами народнопоэтического творчества, стали эстетичным основанием произведения, а идеи патриотизма, национально-освободительной борьбы славянских народов против османского ярма — его политической платформой.

В поэме изображены реальные исторические события — в 1621 году турецкие войска под руководством султана Османа II начали захватнический поход против Польши. Под городом Хотином польские войска, в состав которых входили представители и других славянских народов, отразили турецкое нападение. Такова историческая основа поэмы.

Произведение Гундулича многоплановое, в нем десятки действующих лиц (исторических и выдуманных), события переносятся от ратных полей под Хотином до Царьграда, от владений молдавского воеводы до Греции и в славянские земли. Автор создал широкое художественное полотно, где современность соединилась с ретроспективным изображением прошлого, с мыслями о будущем.

Основная идея, которую вложил в поэму Гундулич, — призыв к борьбе славянских народов против турецкого ярма. Поэт прославляет свободу, которая даст народам мир, высказывает идею славянского единства. Идеализированный образ родного города Дубровника стал символом воли, независимости:

За ослушание царь сердитый
Бесчисленные бросит лавы,
Чтобы Дубровник тот скрутить,
Ввергнуть в пожар кровавый.
И Дубровник со свободы
Сплавил силу и мощь короны,
Гордый, неподкупный сроду
Чести и слав…
Так стоит Дубровник свободный
Со своим древним троном,
Верой и законом сильный,
Между Львом и Драконом…*


* Под Львом подразумевается Венеция, под Драконом – Османская империя.
Гундулич сочувствует славянским народам, которые стонут под ярмом чужеземного захватчика:

…Все соседи изнемогают
В ярме тяжелой судьбы —
Вольности они не имеют,
Что тебя на престоле…


Славянский мир в поэме во всем противостоит миру турецкому, который поэт изображает жестоким, коварным, темным. Вместе с тем Гундулич видит расписание феодального порядка в Турции и предусматривает ее падение.

Через антитурецкую направленность произведение не могло быть напечатано при жизни поэта, оно распространялось в рукописных списках и вышло в печать лишь в 1826 году.

Поэма обозначена значительным влиянием народного фольклора, особенно там, где поэт изображает природу, создает образы простых людей:

…И девушки и молодицы
С сельскими парнями
Идут гуртом на вечерницы,
Заплетены цветками.
Это в танце они кружат,
То ведут сладкие пения,
То в разные игры играют,
Все счастливые и красивые…


Художественные ценности, эпическая широта, глубокое проникновение в тогдашнюю жизнь славянских народов дают основания отнести это произведение к высочайшим достижениям не только славянских литератур эпохи Возрождения, а и к казне мировой литературы. Поэма прошла испытание временами, она переведена на многие языки народов мира.


Составлено по:
http://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_Gunduli%C4%87

http://www.testsoch.net/velichajshij-predstavitel-dubrovnickoj-literatury-ivan-gundulich/


Памятник в наши дни.

Подробнее о памятнике:

http://lubava.livejournal.com/905767.html

http://www.tzdubrovnik.hr/rus/vodic_novost.php?id=1545&id_main=1517#.UqTPLK3xs2x


Tags: 1890-е, XVII век, Балканы, живопись, памятники, поэзия
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments