froged55 (froged55) wrote in foto_history,
froged55
froged55
foto_history

Categories:

Мотопробег Омск - Новосибирск - Омск, 1928 год

16 сентября 1928 года у здания омского горсовета, где располагались также городской комитет ОСОАВИАХИМ и Омский автомобильный клуб, скопилось непривычно большое количество автомобилей и мотоциклов. Это провожали в путь участников мотопробега "Омск - Новосибирск - Омск". Вот что писала об этом мероприятии омская газета "Рабочий путь" в номере за 18.09.1928:

"В воскресенье 16 сентября 1928 г. был дан старт первому в Сибири мотопробегу «Омск – Новосибирск - Омск». Задачи пробега - «Мотоцикл в массы». Если в результате проводимой по союзу кампании «Автомобиль-трудящимся» мотоцикл не завоевал себе полных прав гражданства, то здесь не учитывается та громадная польза, которую он может принести в наших условиях. За последнее время мотоциклы получили самое широкое распространение во всех странах мира как с плохими так и с хорошими дорогами. Мотоцикл должен стать у нас промежуточным звеном в замене лошади автомобилем. Проходящий сейчас мотопробег Омск-Новосибирск-Омск должен сыграть большую роль в деле популяризации мотоцикла Сибири. Пробег проходит по самым обыкновенным сибирским дорогам и в пробеге участвуют мотоциклы, несущие повседневную работу в учреждениях города. Пробег совсем не преследует спортивных целей. Он даст возможность сделать ряд практических выводов о нашем дорожном строительстве и типах машин, пригодных к эксплуатации в наших условиях."

На фото, кроме пары грузовичков, которые я пока не опознал, можно увидеть и два мотоцикла: справа - немецкий D-Rad, а слева - британский BSA, но это явно группа поддержки, потому что, судя по имеющейся информации, в пробеге участвовали всего три мотоцикла: один "Харли-Дэвидсон" и два "Индиана".

Мотопробег 1928

Вот они: спереди "Индианы", за ними - "Харли". На каждом мотоцикле ехало по два человека, на фото одного члена экипажа не хватает, по вполне понятной причине. :) Где это снято, неизвестно, скорее всего в Новосибирске или где-то по пути.

Мотопробег 1928 03

Место съёмки то же, только в кадре один мотоцикл - "Харли-Дэвидсон", модели JD или JE. А за ним - интересный грузовичок, чуть ли ни "Форд Т".

Мотопробег 1928 05

Найдите отличия в этих картинках. ;)

Мотопробег 1928 04

Это, скорее всего, встреча участников пробега в Новосибирске.

Мотопробег 1928 08

А это могло быть снято и в Омске, и в Новосибирске. Видно, какой большой интерес у горожан вызвал мотопробег.

Мотопробег 1928 09

30 сентября участники мотопробега возвращаются в Омск и финишируют в той же точке - у здания горсовета. (сейчас там располагается музей им. Врубеля).

Мотопробег 1928 02

Найдите на фото Шуру Балаганова. ;) И обратите внимание на человека в мотоколяске (о нём - чуть позже).

Мотопробег 1928 07

И снова предоставляю слово газете "Рабочий путь" (номер от 03.10.1928):

Первый в истории Сибири пробег мотоциклов успешно закончился. По неизученным и плохим дорогам в дождь и слякоть мотоциклы прошли 1600 км за 55 часов. Все мотоциклы прибыли в исправном состоянии. У дома горсовета собралась большая толпа. Велосипедисты, мотоциклисты, представители окрисполкома, Красной армии, ОСОАВИАХИМа, «Автодора», дорожного участка. Через всю улицу протянуто красное полотнище «Финиш мотоциклетного пробега «Омск - Новосибирск - Омск 16 сентября - 30 сентября 1928 г.» В 3 часа 45 мин. приехали. Толпа выстроилась по обеим сторонам дороги. По улице Ленина от железного моста быстро мчались, поднимая пыль один за другим три мотоцикла, совершившие тяжелый путь из Омска в Новосибирск и обратно 1600 км по неизученным и плохим дорогам в дождь и слякоть. Мелькают по ветру красные флажки «Автодора». Впереди на мотоцикле «Индиан» (воензвезда)-командир пробега товарищ Томилин, за ним на машинах «Харлей-Девисон» (1-го дорожного участка) - водитель товарищ Редлих с пассажиром товарищем Комоловым и на «Индиане» (мотосекция автоклуба) - водитель товарищ Курбатов с секретарем автоклуба товарищем Кобриц. Первый в истории Сибирского края мотоциклетный пробег благополучно законен. Экзамен выдержан с честью. Все машины почти в исправности. Участники здоровы и бодры. Здесь же на улице участники пробега награждаются окружным ОСОАВИАХИМом значками десятилетия Октябрьской революции с соответствующей надписью. Переходящий приз ОСОАВИАХИМА – металлический флажок - будет выдан лучшему мотоциклу, участвовавшему в пробеге, 7 октября. В этот день в городе предположено устроить массовый смотр велосипедистов.

Мотопробег 1928 01

Знакомая фамилия - Кобриц, это, оказывается, никто иной, как Анатолий Яковлевич - дед Александра Кобрица, фото из архива которого я уже не раз выкладывал в "Техноисториях". Это он ехал в коляске одного из "Индианов" и похоже, что как раз он снял те фото, на которых участники пробега позируют на фоне некоего провинциального забора. А остальные фото с пробега, в котором он участвовал, Кобриц-дед нашёл и переснял, так они попали в семейный архив, где и были недавно обнаружены. Вот ещё одно фото из этого же архива, но вряд ли оно имеет отношение к осеннему мотопробегу: снято явно летом, скорее всего это какое-то другое мероприятие омских "байкеров", местного масштаба.

Мотопробег 1928 06

На этом наш репортаж окончен, остаётся сказать большое спасибо тов. Кобрицу за сохранённые фото, froged55 за сканирование таковых и ra1abn за обработку.
Авторский пост http://mib55.livejournal.com/175775.html
Tags: 1920-е, история СССР, спорт
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments