jurashz (jurashz) wrote in foto_history,
jurashz
jurashz
foto_history

Category:

Реклама – двигатель торговли

Оригинал взят у jurashz в Реклама – двигатель торговли
{dfd1ed2b-54e0-4059-9d43-26e2d2021bbc}

Спустя десятилетия над нашей старой рекламой можно добродушно умиляться, но нельзя отрицать, что ее образцы, над которыми трудились известные художники и литераторы, можно отнести к произведениям искусства. А если кто-то считает, что рекламы в СССР не было, то он просто не углублялся в ее достаточно длинную и интересную историю. Как это не было? Так вот же она!…



clip_image002

Изучение тенденций развития современной рекламы не проходит без последствий. Начинает интересовать история, корни. Волнует вопрос: а что было в нашей стране? Была ли реклама в Советском Союзе?

clip_image004

Во-первых, хочется вспомнить, как определяли рекламу в одном из основных источников знания и справки в то время – в Большой Советской энциклопедии.

«Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества».

clip_image006

Иначе определяет рекламу ведущий политический деятель СССР, Анастас Микоян: «Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

clip_image008

Сам отец рекламной мысли – Д. Огилви в своей книге говорит, что не мог бы ее определить лучше. То есть понимание того, что такое реклама, было у избранных, причем довольно точное. Массам же пропагандировали рекламу как корень зла наравне с другими идеями капитализма. Или нет?

clip_image010


clip_image012

Не найдя точного ответа в определениях, обратимся к самой рекламной продукции времен СССР. Изучив более сотни образцов печатной рекламы СССР, логично сделать следующие выводы:


  • в большинстве случаев рекламируются категории товаров;

  • слоганы не отличаются разнообразием;

  • часто используются императивы: покупайте, пейте, пользуйтесь, курите, летайте и др.;

  • часто употребляют слово «лучший»;

На общем фоне выделяются работы В.В. Маяковского (слоганы) и А.М.Родченко (графика и фото): "Лучших сосок не было и нет", "Книги по всем отраслям знания" ЛЕНГИЗ (только Родченко), «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон».

clip_image014

Удовлетворило ли это пытливый ум заинтересованного рекламой Страны Советов? Конечно нет! Идем дальше и открываем учебники по истории рекламы.

История советской рекламы. 1917-1991

1917 г. – издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Он вводит монополию на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рекламных агентств в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось.

1918 г. - принимается еще один декрет – «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начавшаяся гражданская война и политика военного коммунизма так и оставили решения этого декрета на бумаге.

clip_image016

1918-1922 гг. – рекламы как таковой в СССР не существует. Исключение составляет политическая реклама.

Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подданных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны. Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Именно к этому периоду относится знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Моор (Орлов) Д. С. 1920, «Даешь» Дейнека А. А. 1929.

1922 г. – переход к Новой экономической политике (НЭП) и возрождение торговой рекламы. Государство временно допускает существование частного собственника. При этом государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в стране возрождается торговая реклама. При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.

Реанимация рекламы в прессе. В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.

clip_image018

Создание рекламных контор. В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей.

Появляются другие рекламные конторы:

- «Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения),

- коммерческое агентство «Связь» (при Наркоме почт и телеграфов, почтовая реклама);

- «Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах);

- «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий);

- «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).

И по тем временам советские рекламные агентства имели немалый размах. Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» оказывала также консультационные услуги государственным и кооперативным предприятиям.

clip_image020

Советские львы 1920. Если бы таковые вручались, их непременно бы забрали В. Степанов, А. Левина, Л. Лисицкий, С. Игумнова, А. Мандрусова и, конечно Маяковский и Родченко.

Отдельно о творческом содружестве В. Маяковского и А. Родченко

clip_image022

В паре они создали более 300 работ. Причем уровень их рекламы был настолько высоким, что получил даже международное признание. Так, в 1925 году на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполненные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы.

Сам В.В. Маяковский в статье «Агитация и реклама» писал: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе».

Однако так, как выдающийся пролетарский поэт, воспринимали рекламу далеко не все.

«Где достать?» или «что достать?» Стоит также отметить, что советская реклама зачастую развивалась в условиях, когда актуальнее было бы сообщать с плакатов «где достать?», а не «что достать?».

clip_image024

Реклама проста и незамысловата. Она скорее напоминает агитационный призыв, используя в слоганах императивы: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах и т.п.

clip_image026

1935 г. - Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов».

В соответствии с этим решением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной конторы.

Отношение к рекламе

Отношение к рекламе того периода характеризуется серьезным скепсисом. Рекламу игнорировали и хозяйственные руководители и население. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.

clip_image028

Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме» .

clip_image030

Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации «Аэрофлота», Министерства культуры и др.

clip_image032

Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Скорее всего, именно это агентство упоминает Дэвид Огилви, говоря о советской рекламе:

«…помимо кампаний, направленных на благие цели, например на борьбу с алкоголизмом, в Советском Союзе практически не существовало рекламы, хотя иностранным компаниям было разрешено рекламировать свои промышленные товары. Существовало даже государственное агентство, сотрудники которого отличались вежливостью, всегда были готовы помочь».

clip_image034

1970-е - начинается издание журналов о рекламе. Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже - «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х - начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном – это приложения к областным и вечерним городским газетам.

clip_image036

1985 г. – Перестройка.

1988 г. - Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности. В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство. Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.

clip_image038

7 марта 1991 г. - Верховным Советом страны принят Закон СССР «О товарных знаках».

8 декабря 1991 г. – советская реклама прекращает свое существование.

clip_image040

Вернемся к вопросу был ли секс была ли реклама в Советском союзе? Рискнем сказать, что "да":

Существовали агентства (конторы) и журналы на эту тему, существовала координирующая эту деятельность организация.

Была печатная реклама, реклама на радио и тв, реклама в транспорте.

Существовала реклама СССР за рубежом, реклама импортных товаров, адаптированная для СССР и реклама отечественных товаров для внутреннего рынка.

В СССР даже получили международную премию за печатную рекламу в 1925-м.

clip_image042

Да реклама, была подконтрольна гос институтам. Да она в большинстве своем была примитивна. Кстати, далеко ли сейчас наша реклама ушла от этой оценки? Да, она была развита гораздо слабее, чем на западе. И основная причина такого положения – отсутствие конкуренции и частной собственности. Но, как только рынку давали сделать хотя бы глоток свежего воздуха возрождалась и реклама.

clip_image132

"На губах ТЭЖЭ,
На глазах ТЭЖЭ.
На щеках ТЭЖЭ…
Целовать где же?"

                              Довоенная ленинградская песенка.

- Почему магазин называется ТЭЖЭ?
- Потому что духи все те же, те же, те же…
(из шуток 50-х годов прошлого века)

clip_image134

Первый рекламный ролик

Одним из первых рекламных роликов считается «Поющая кукуруза» или «Кукурузная оперетта».

Для продвижения хрущевской любимицы создали такой текст:

«Если хочешь быть здоровым, Жить до сотни лет, Обращайся с добрым словом, к ресторанам и столовым, получай обед.
Подождите, посидите, не спешите..

- Вы откуда? - мы с Кубани, Мы росли в Азейбарджане, в южной теплой стороне. На казахской целине.

- Ясно, что же вы хотите?

- Мы хотим попасть в меню!

- Нет уж, братцы, извините, я вас вовсе не гоню! Но меню не изменю! И салаты, и супы из маисовой крупы, а из сахарного сорта каши пудинги и торты, и закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир! Что за блюда - просто чудо! Каждый день готовить буду. И скажу вам без утайки, эти блюда без труда у любой домохозяйки получаются всегда - хоть куда!»

clip_image044

clip_image046

clip_image048

clip_image050

clip_image052

clip_image054

clip_image056

clip_image058

clip_image060

clip_image062

clip_image064

clip_image068

clip_image072

clip_image074

clip_image076

clip_image078

clip_image080

clip_image082

clip_image084

clip_image086

clip_image088

clip_image090

clip_image092

clip_image094

clip_image096

clip_image098

clip_image100

clip_image102

clip_image104

clip_image106

clip_image108

clip_image110

clip_image112

clip_image114

clip_image116

clip_image118

clip_image120

clip_image122

clip_image124

clip_image126

clip_image128

clip_image130

clip_image136

clip_image138

clip_image144

clip_image146

clip_image148

clip_image150

clip_image152

clip_image154

clip_image156

clip_image158

clip_image160

clip_image162

clip_image164

clip_image166

clip_image168

clip_image170

clip_image172

clip_image174

clip_image176

clip_image178

clip_image182

clip_image184

clip_image186

clip_image188

clip_image190

clip_image192

clip_image194

clip_image196

clip_image198

clip_image200

clip_image202

clip_image204

clip_image214

clip_image218

clip_image220

clip_image222

clip_image224

clip_image226

clip_image228

clip_image230

clip_image232

clip_image234

clip_image236

clip_image238

clip_image240

clip_image242

clip_image244

clip_image250

clip_image252

clip_image254

clip_image256

clip_image258

clip_image260

clip_image262

clip_image264

clip_image266

clip_image268

Tags: история СССР, плакаты, реклама
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments