papagreen (papagreen) wrote in foto_history,
papagreen
papagreen
foto_history

Category:

Корабли Российского Императорского Флота

Подводная лодка «Минога».
Минога 1

Минога 2
Александр Гарсоев и подлодка "Минога".
Минога 3

Минога 4
Первым командиром «Миноги» был лейтенант А.В.Бровцын. Осенью 1912 года его сменил лейтенант А.Н.Гарсоев, командовавший до этого подводной лодкой «Почтовый». Зимой 1912-1913 гг. «Минога» находилась в Порту Императора Александра III и обеспечивала занятия Учебного отряда подводного плавания. Эта история началась так.
Командир бригады подводных лодок Балтийского моря контр-адмирал П.Левицкий жил со своим многочисленным семейством в Либаве. У него было три сына (Александр, Павел, Николай) и четыре дочери (Мария, Елена, Вера, Надежда). Старшие дочери Мария и Елена, будучи на выданье, пользовались большим вниманием офицеров бригады подводных лодок. Хорошо образованные, начитанные, весёлые и импульсивные, Мария с Еленой неизменно пользовались успехом у офицеров-подводников. Особенно упорствовал в благородном искусстве борьбы за дамские сердца Александр Гарсоев. Познакомил его с Еленой ее брат – лейтенант Александр Левицкий, учившийся вместе с Гарсоевым в либавском отряде подводного плавания. Она согласилась совершить 23 марта 1913 года вечернюю прогулку с Александром Николаевичем. У А.Гарсоева на этот день было запланировано первое практическое погружение «Миноги» для тренировки команды, но он посчитал, что до условленного с Еленой времени успеет вернуться. Лодка 23 марта (по ст. ст.) в 2 часа дня вышла в море, сопровождаемая портовым катером «Либава», на который А.Гарсоев отправил рулевого «Миноги» Гурьева: матрос знал, как в случае чрезвычайной ситуации обращаться с телефоном на спасательном буйке, выпускаемом из лодки в подводном положении.
Около 4-х часов дня «Минога» подошла к Либавскому маяку, и командир приказал боцману И.Гордееву передать конвоирующему катеру по семафору о своем намерении погрузиться и начать движение подводным ходом. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки в трубочку и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в клапан шахты судовой вентиляции, который в то время был открыт. При подготовке лодки к погружению закрывавший клапан старшина Минаев не обратил внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся (мешали флажки). Лодка начала погружаться, и когда шахта судовой вентиляции погрузилась в воду, то вода сразу же начала поступать по трубе вентиляции, проходившей через прочный корпус, в машинное отделение и лодка, получив отрицательную плавучесть, затонула на глубине около 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй с установленным в нем телефоном. Узнав об аварии на подводной лодке, командир катера дал полный ход и направился в порт, но на подходе к Либаве выскочил на мель. Радиопередатчика на нем не было, а потому на берегу никто не знал о случившемся с лодкой чрезвычайном происшествии.
А в это время по набережной прогуливалась Елена Левицкая. Не дождавшись Гарсоева, она возвратилась домой. Не разуваясь, она промчалась в кабинет отца и с ходу начала жаловаться на совершенно беспардонное поведение одного из офицеров его бригады - лейтенанта А.Гарсоева, который позволяет себе столь бессовестно вести себя с дамами. Контр-адмирал П.Левицкий всё больше хмурясь, выслушал сбивчивый монолог дочери, а потом позвонил дежурному в штаб бригады. Услышанное в трубке насторожило его - ни «Минога», ни её судно-конвоир до сих пор с моря не вернулись! На часах между тем было уже половина восьмого вечера. П.Левицкий тут же сообщил о вероятном чрезвычайном происшествии начальнику либавского Порта Императора Александра III, и спасательная операция через 4 часа началась. Вскоре обнаружили сидящий на мели катер, от командира которого узнали некоторые подробности произошедшего с лодкой происшествия. По указанным координатам в свете прожекторов разглядели торчащую из воды корму «Миноги» с обвисшим Андреевским флагом.
К месту аварии прибыли спасательные средства – килектор, буксиры с водолазами, моряки и офицеры – слушатели Учебного отряда подводного плавания. Около часу ночи корма лодки была поднята, и при свете прожектора на поверхности воды показался кормовой входной люк. Состояние большей части команды лодки и командира А.Гарсоева было столь тяжёлым, что, по мнению спасателей, «…промедли Люси Левицкая в ожидании своего кавалера ещё минут тридцать-сорок и из лодки были бы подняты только бездыханные трупы». О том, с какими перипетиями шла спасательная операция, увлекательно рассказал в своей книге «Конструкторы подводных кораблей» Юрий Стволинский. То, что произошло с «Миногой», описано также в романе Валентина Пикуля «Моонзунд». Только исключительное стечение благоприятных обстоятельств позволило спасти находившийся в лодке экипаж после 10-ти часового пребывания «Миноги» на дне моря. Не последнюю роль в этом сыграла Елена Левицкая.
По всем романтическим канонам после такой истории спасённый и его спасительница должны были бы сыграть свадьбу. Но в реальной жизни всё получилось иначе. Елена Левицкая стала женой судового врача крейсера «Авроры» Николая Ивановича Башкирцева, а Александр Гарсоев до конца своих дней остался холостяком.
Tags: история России, флот
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments