gendol (gendol) wrote in foto_history,
gendol
gendol
foto_history

Categories:

КУБизм и моРе



В начале XX века до момента активного использования радиолокационных средств для обнаружения кораблей камуфляж играл очень важную роль. Когда началась Первая мировая война английские, американские и французские суда оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками, которые с большим успехом уничтожали корабли союзников. К тому же, любые попытки замаскировать суда в море были неудачными, поскольку приспособить тот или иной вид камуфляжа к постоянно изменяющимся условиям внешней среды (воде и небу) не удавалось. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.

«Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage) придумал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который накануне Первой мировой войны служил в подводном флоте.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.



Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах. Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.



Для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались. В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.


Лайнер HMS Alsatian

Первопроходцем применения на практике «ослепляющего камуфляжа» стал британский лайнер HMS Alsatian, который в 1917 году вышел в открытое море. Предварительно использование необычного метода окраски многократно тестировалось на небольших деревянных моделях в студии. К тому же, большинство узоров и линий были нарисованы студентками Королевской академии художеств Лондона. Но в проекте, кроме художников-живописцев, были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы и другие творческие люди, которые создавали самые различные образы разнообразных вариантов расцветки.


Среди цветов, которые часто можно было увидеть на камуфляже, были не только черно-белые тона, но и зеленый, оранжевый и другие.



Дополняли окрас так называемой поддельной головной волной под форштевнем, которая создавала эффект увеличения скорости корабля. Ложную волну рисовали под кормой, таким образом, вызывая у командиров подлодок оптическую иллюзию удаления судна, которое в реальности приближался.Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.


Американский корабль






Немецкий корабль


Российский корабль

После успешных испытаний, «ослепляющий камуфляж» был взят на вооружение не только британским флотом, но и флотом США, России и Франции. Необычную раскраску, кроме военных кораблей, использовали также и на торговых судах.



Флотские ветераны традиционно с насмешкой относились к подобной раскраске, сравнивая ее с внешним видом портовых дам, но сами моряки, которые были задействованы в боевых действиях, быстро оценили преимущества данного вида камуфляжа, поскольку атаки немецких подлодок все чаще ставали безрезультатными.



Как писал сам Норман Уилкинсон, основной целью необычных схем камуфляжа являлось введения врага в заблуждения, а не заставить его пропустить свой выстрел. Противник, увидев разнообразные яркие линии и орнаменты, не мог правильно определить форму судна, направление и скорость его движения. В итоге, в большинстве случаев пущенные торпеды из немецких субмарин не достигали своей цели. В дизайне рисунка избегали прямых линий, а использовали скошенные и кривые линии и полосы, которые давали большее искажение.



Во время Второй мировой войны «ослепляющий камуфляж» активно начали использовать американцы. В необычные цветовые схемы и орнаменты были окрашены линкоры класса Теннесси и несколько авианосцев.




Французский крейсер, 1937 год.

Правда, после введения в действие радиолокационных средств обнаружения целей на кораблях Dazzle камуфляж понемногу начал терять свою актуальность. В скором времени американские корабли перекрасили в привычный для всех туманно-серый цвет.










Сегодня Dazzle-стиль можно увидеть только на музейных экспонатах. На фото: музей-линкор "Белфаст", стоящий в Темзе в центре Лондона.


Тем не менее, инструкции по составлению и использованию Dazzle-камуфляжа были рассекречены в Британии лишь совсем недавно - в 2011 году. В США и России подобные документы пока еще не переданы широкой публике.


Страницы секретных инструкций.






HMS Kildangan


HMS Argus


Steamship Lake Capens


Jan Beydell


HMS Badsworth (1941)


HMS Furious (1918)


HMS Nairana (1917)


HMS Kildangan (1918)





HMS Pegasus (1917)


RMS Olympic (c.1918) - The identical sister ship to RMS Titanic


HMS Rocksand (c.1918)


S.S. Alloway (1918)


USS Siboney (1918)


HMS Underwing (c.1918)


USS Leviathan (1918)


USS West Apaum (1918)


USS West Mahomet (1918)


USS Wilhelmina (1918)



источники^
Istpravda
Dailymail.co.uk

Tags: флот
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments