Евгений (zydog) wrote in foto_history,
Евгений
zydog
foto_history

Categories:

Воздушные Ворота Северной Столицы. История в фотографиях

  Здравствуйте, сообщники! Нашёл на антресолях своего блога пост про историю Санкт-Петербургского аэропорта "Пулково", немножко протёр с него пыль, и теперь предлагаю вам ознакомиться...



  И сразу оговорка. Было бы категорически несправедливо в нашем рассказе говорить только про "Пулково" и не уделить хотя бы пару строк тем местам, с которых в Петербурге начиналась история аэродинамической аваиации! А началась она в начале ХХ века, в 1910 году. Нет не так! Началось все еще раньше, в 1885 году, с Учебного Воздухоплавательного парка, но это уже другая, хоть и тоже интересная история. А первые аэродромы в городе открылись в 1910 году.
  1. Корпусной аэродром. Был основан в 1910 году на южной окраине Петербурга между Балтийской и Варшавской ветками железной дороги. В то время практически посередине этого большого поля (бывших огородов) с севера на юг проходило шоссе, которое было решено использовать как взлётно-посадочную полосу. По своим размерам аэродром стал самым большим в России. Действовал до 1946 года, сейчас на его месте располагается парк Авиаторов


  2. А это уже совсем близкий мне кусочек истории, Комендантский аэродром. Сам аэродром просуществовал до 1963-го года, потом полеты были прекращены, а с 1970-го его территорию начали потихоньку застраивать новыми жилыми кварталами Ленинграда. Но до сих пор в моем Приморском районе много чего о нем напоминает - станция метро "Комендантский проспект", украшенная авиационной тематикой, улицы Ильюшина, Аэродромная, Парашютная, проспект Авиаконструкторов, площадь Льва Мациевича (знаменитый русский авиатор, трагически погибший в 1910-м году, во время первого в России праздника воздухоплавания, проходившего как раз на Комендантском аэродроме. Кстати, памятный знак на месте гибели сохранился. Плита с дореволюционной орфографией выглядит очень экзотично посреди типичного советского "спальника"!).


  3. А теперь "Пулково", точнее никакое не "Пулково", а "Шоссейная". Аэродром, открывшийся в 1932 году, назывался именно так, по названию железнодорожной станции, находившейся рядом. Фотографии того, что в те годы представлял из себя аэропорт, я найти не смог (но подозреваю, что это был не очень симпатичный деревянный барак-сарай), зато удалось обнаружить снимок самолета АНТ-14 "Правда" на летном поле, во время его визита в Ленинград в 1933 году. Самолет примечателен своей космической по тем временам вместимостью - 32 пассажира или 4500 кг груза. Еще несколько ключевых моментов довоенной истории аэродрома:

  • 1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок. 18 августа страна впервые отметила День Воздушного Флота.

  • 1934 год. Создан 31 транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов[3].

  • 1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.

  • 1941 год. Линия Москва—Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.




  4. В 1944 году  блокада города снимается, аэродром возобновляет свою работу, сначала в военном режиме,а с 1948 года возобновляются гражданские перевозки. Так же продолжается строительство нового здания аэровокзала (по проекту А. И. Гегелло). В 1951 году оно было открыто, посмотреть на этот, теперь уже архитектурный памятник можно и сейчас.


  5. Фотография с другого ракурса, видимо снятая чуть позже. Самолеты больше, автомобили новее, появилась надпись "аэропорт". Кстати, с открытием нового здания так же начал обновляться парк самолетов - поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.


  6. Вот так вот просто, и даже аскетично выглядел выход к самолетам, не то что сейчас! Если не ошибаюсь, на фотографии чуть дальше Ту-104, а значит снимок сделан после 1956 года.


  7. Снова Ту-104 и аэровокзал со стороны перрона. Да! Совсем забыл сказать, Ту-104 первый советский и один из первых в мире реактивных пассажирских самолетов! Именно с его приходом аэродром перешел в эру реактивных самолетов.


    8. Турбовинтовой Ил-18. Их начали эксплуатировать с 1959-го года.


  9. Посмотрим на здание вокзала в цвете и вспомни, что же еще произошло в 60-70х:

  • 1964 год. Построена вторая ВПП(10L/28R)[4]. Полоса 14/32 впоследствии была списана в резерв и стала использоваться для стоянки самолётов.

  • 1965 год. Появилась технические возможности для осуществления лайнерами посадки в автоматическом режиме в условиях погоды по 1-й категории ИКАО. Аэропорт второй в СССР по пассажиропотоку после Внуково.

  • 1971 год, 8 февраля. Ленинградский аэропорт награждён орденом Октябрьской Революции.



  10. А тем временем, в 70-х уже началось строительство нового терминала... Знаменитые Пулковские "стаканы". За них и за все остальное в облике аэропорта в ответе архитектор А. В. Жук.


  11. С открытием нового аэровокзала в 1973 году изменилось и официальное название аэропорта, пассажиры ночного рейса с 24 на 25 апреля впервые услышали новое для них и такое привычное для нас название ленинградского аэропорта – «Пулково».


  12. Аэровокзал по меркам того времени был суперсовременным и с легкостью переваривал огромные толпы пассажиров. На фотографии - зал отправления. В защиту нынешней инфраструктуры действующих терминалов, которая "буксует" на таком же пассажиропотоке, скажу - раньше процедуры посадки/прилета были намного проще, не было паспортного контроля, предполетного досмотра. Правда и Дьюти-Фри тоже не был так доступен пассажирам из-за специфики полетов, все таки во времена СССР большинство рейсов совершалось внутри страны.


  13. Перрон нового аэровокзала. Слева от него находится уже упомянутая ВПП 10L/28R, а справа - новая, построенная в 1973 году и параллельная ей 10R/28L. Полосы на фотографию не попали, зато в кадре засветился легендарный Ту-134.


  14. Кроме упомянутого выше Ту-134 в аэропорту так же стали частыми гостями новые самолеты Ан-24, Як-42, Ту-154, транспортный Ан-12.


  15. Предполетная суета.  Чтобы увеличить пропускную способность аэропорта "старое" здание закрыли на реконструкцию.


  16. Открыли обновленный терминал Пулково-2 в 1986 году. К аэровокзалу с обоих боков приросло два корпуса, что позволило увеличить пассажиропоток на международных рейсах почти в два раза. Удивительно, но найти фотографии терминала сразу после реконструкции оказалось непростой задачей, пришлось обратиться за помощью к pulkovo_led. Ребята предоставили несколько отличных ретропанорам, делюсь с вами(по клику на фото откроются в монструозном размере). Кстати, именно из этих аккуратных прямоугольников я в далеком 1996-м совершил свой первый полет на самолете.


  17. Со стороны перрона:


  18. Видимо, скромные запросы граждан СССР на международные рейсы тот терминал удовлетворял, но с возросшим спросом современных россиян он уже справится не смог. И поэтому Пулково-2 снова был закрыт на реконструкцию, уже в 2002-м году. Современное здание выглядит как-то бездушно, мне не очень нравится. Я даже рад, что необходимость в этом уродце (полеты прекратили весной 2014) из-за ввода в строй нового терминала отпала.


  19. Под другим углом. Реконструкция терминала увеличила его пропускную способность, но через некоторое время стало понятно, что очень скоро "Пулково" все равно упрется в свой потолок производительности.


  20. Немного цифр. Самым загруженным во времена СССР для аэропорта стал 1990 год, тогда через "Пулково" прошло около 10 миллионов пассажиров. На этот уровень перевозок аэропорт вернулся в 2012 году (более 11 миллионов пассажиров), до этого показывая стабильный рост. В 2013 перевезли ещё больше, упершись в потолок производительности. Впрочем, в декабре 2013 таки запустили новый терминал, и проблема пропускной способности отодвинулась на второй план.


  21. Кстати, раньше многие были уверены, что новый терминал будет называться "Пулково-3". Это не так, имя уже застолбил себе терминал бизнес авиации, открытый в апреле 2013 года. Так что не удивляетесь, увидев при взлете или посадке какой-нибудь экзотический Bombardier или Dassault на перронах "Пулково"!


  На этом мы сегодня закончим. Про новый терминал рассказывать не буду, он достаточно в своё время нашумел в прессе и блогосфере, чтобы хвалить/ругать его ещё и здесь. Ну а вам спасибо за внимание, надеюсь, понравилось

  Ссылочки-источники:  Ещё по теме - весной этого года мы ходили смотреть на "Пять стаканов" перед самым началом ремонта. Не совсем по теме сообщества, но вполне дополняет сам пост. Лет через 20 тоже станет фотоисторией :) Если кого заинтересовало - прошу по ссылке - http://zydog.livejournal.com/68944.html

Tags: 1910-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е, 2010-е, авиация, история Санкт-Петербурга
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments