?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Тарелки Речного вокзала 
23rd-Sep-2014 10:43 pm
Оригинал взят у ikuv в Тарелки Речного вокзала

А вы когда нибудь их разглядывали?



Речной вокзал (он же Химкинский речной вокзал, он же Северный речной вокзал) был построен в 1937 году по проекту архитектора Алексея Михайловича Рухлядева (1882-1946) и его многолетнего соавтора Владимира Фёдоровича Кринского (1890-1971). Несмотря на то, что Алексей Михалович успешно построил и другие объекты, от наземного вестибюля станции метро "Комсомольская-радиальная" до памятника Христофору Колумбу на острове Сан-Доминго, Речной вокзал оказался самым ярким, самым запоминающимся проектом.

Успех проекта Рухлядев также обязан и небольшим, но важным художественным деталям, в том числе и 24-м фарфоровым медальонам, закреплённым на западном (выходящем на Химкинское водохранилище) и восточном (выходящем на парк и Ленинградское шоссе) порталах.
Созданием фарфоровых медальонов (а в просторечии тарелок) занималась скульптор-керамист Наталья Яковлевна Данько-Алексеенко (1892-1942). Получив классическое художественное образование, она ещё до революции 1917 года занималась скульптурным украшением зданий, построенных преимущественно в Санкт-Петербурге. Из известных работ, выполненных после революции, стала серия фигурок, до сих пор украшающая станцию метро "Театральная":


Во время войны Наталья Яковлевна оказалась в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года она с сестрой и матерью эвакуировалалсь в Ирбит (Свердловская область). По пути от истощения умерли мать и сестра. Сама же Наталья Яковлевна добралась до Ирбита, но вскоре, в марте 1942 года, тоже умерла.

Мой коллега по проекту Moskva-Volga.Ru с ником Crazy Hamster этим летом как раз сфотографировал все "тарелки" западного портала. Результатами его труда я незамедлительно воспользовался. Фотографировал он на Fuji Х-Е1 с объективом 55-200.

Первый медальон - танк довольно оригинальной конструкции. Если внимательно присмотреться, то можно разлядеть вторую башню.



Двубашенные танки разрабатывались в СССР в 1930-х годах и носили наименования Т-35, КВ-5, Т-100, СМК и другие. По мнению специалистов на медальоне изображён Т-26, двубашенный пулемётный вариант, с характерной передней звёздочкой. Именно пулемётный, потому что тонкие пулемётные стволы прорисовать было сложно, к тому же Наталья Яковлевна не ставила задачей изобразить объекты с документальной точностью:



Следующий объект идентифицируется гораздо проще. На нём даже написано "И.Сталин". Это легендарный паровоз серии ИС20 ("Иосиф Сталин"). С небольшими модификациями его выпускали с 1932 по 1942 год и было сделано 649 единиц.



В жизни паровоз ИС20 выглядел несколько иначе:



И даже выпускался на марке:



Что изображено на следующем медальоне сказать затруднительно. Очень похоже на доменную печь металлургического комбината:



Героями первых пятилеток были два метталургических завода: Магнитогорский и Кузнецкий. Оба очень большие, значимые и запущенные в эксплуатацию примерно в одно время. Нашлось фото, сильно напоминающее изображение на медальоне. Это доменный цех Кузнецкого металлургического завода (1934 год):



На следующем медальоне абстрактный усреднённый дирижабль, один из десяти с небольшим аппаратов, выпущенных к тому времени в Долгопрудном на Дирижаблестое. И хотя каждый из них был уникален, художественная интерпретация Данько стёрла все отличительные детали:



Однако пейзаж, среди которого летит могучий аппарат лично мне напоминает карельский. Сосны, скалы, озёро, вдали заснеженные горы - наверно Хибины... И тут начинает попахивать мистикой. Дело в том, что дирижабли и Карелию связывает единственный аппарат - В-6 "Осоавиахим":



Связывает печально - невдалеке от Кандалакши, что чуть севернее Карелии, В-6, самый большой советский дирижабль тех времён, разбился, врезавшись в тумане в склон Небло-горы. Большая часть экипажа погибла. А летели они спасать экипаж арктической экпедиции "Северный Полюс - 1".
В чём же мистика? В том, что В-6 разбился в феврале 1938 года, спустя почти год после постройки Речного вокзала.
Фото места гибели дирижабля и памятного знака, 1988 год:



Нашёл у своих друзей вот такое замечательное фото в тему - дирижабль В-8 над Речным вокзалом, без всякой мистики, примерно 1938 год:



Со следующим медальоном не возникает никаких проблем. Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, арка в набережной на уровне воды (интересно, а почему её так выделили?) - впадение реки Неглинки в Москву:



В реалиях недавнего прошлого это место выглядело вот так:



Здесь тоже легко узнаваемое здание. О котором много говорили, писали, начинали строить, но так и не построили. Проект, который никогда не был осуществлён в жизни - Дворец Советов архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976):



Вот так выглядела бы Москва, если Дворец Советов всё-таки был посторен:



Подробнее об объекте лучше почитать у masterok в посте "История Дворца Советов в Москве", откуда я и стырил фотоколлаж.

Вестибюль станции метро Киевская (радиальная):



Московское метро - одна из самых важных и значимых строек сталинской эпохи. К проектированию и строительству относились очень серьёзно и тщательно. Проект Киевской-радиальной был выполнен архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным (1901-1981), автором множества зданий в Москве - гостиниц "Пекин" и  "Россия" (снесена), Дома Советов РСРСР (ныне Белый Дом) и многих других. Поучаствовал он и в конкурсе на проект уже упоминавшегося Дворца Советов, но проиграл вот с таким проектом:



Однако с метро Чечулину повезло больше и по его проекту была построена Киевская-радиальная:



Так станция метро выглядит в наши дни:



Ленин - наше всё. Мавзолей и Кремль. И немного авиации:



Вид примерно с того же ракурса, из здания Исторического музея (бывшего музея Ленина), примерно 1934 год. Обратите внимание, на Спасской башне ещё установлен двуглавый орёл:



На следующем медальоне изображён стратостат. Почему изображён именно этот тип воздухоплавательных аппаратов - не очень понятно. В принципе они бесполезны. Наверно на них возлагались большие надежды по исследованию "дальней" атмосферы. Или с их помощью можно было устанавливать рекорды поднятия на высоту, доказывая всему миру, что мы лучшие...



Что за модель стратостата изображена - даже представить не могу, хотя к 1937 году их было построено всего штук пять. И участь большинства из них была весьма печальна.
Пример судьбы стратостата Осоавиахим-1. Совершил первый и одновременно последний полёт зимой 1934 года. Был поставлен рекорд высоты - 22000 метра над уровнем земли. За рекорд заплатили жизнью все три члена экипажа: командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.



Хоронил прах стратонавтов лично Сталин:



Тоже легко узнаваемый объект - Театр Советской армии архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева.



Но не построенное здание, которое строилось с 1934 по 1040 года, а проект, на котором театр обильно украшен скульптурными группами везде, куда только можно их было установить. Сравните с "натуральным" видом тетатра в нынешнее время:



По моему личному и частному мнению это чрезвычайно помпезное здание нерационально спланированно и плохо приспособленно к театральным нуждам вследствие того, что архитекторы насильно вписывали его в пятиконечную звезду:


Характерная форма здания сыграла неприятную роль во время войны. Театр пришлось тщательно маскировать, потому что он являлся очень хорошим ориентром для немецких лётчиков.
Но есть в здании театра и одна особенность, недоступная ни одному театру в мире. Благодаря своей конструкции на сцену театра прямо с улицы может въехать.... танк. По специальному танковому въезду. Только вряд ли это помогает при показе "Гамлета" или "Севильского цирюльника".
Подробнее о Театре Советской (теперь Российской) армии можно прочесть у architip в соответствующем посте.

На этом медальоне однозначно изображён ДнепроГЭС:



Первая серьёзная электростанция в СССР. Была задумана ещё в 1920 году, ещё при создании плана ГОЭЛРО, но строительство началось только в 1927. Первый агрегат был запущен в 1932 году, на проектную мощность электростанция вышла в 1939. А 18 августа 1941 года была взорвана нашими отсупающими войсками:



Восстановление и перевооружение началось в январе 1944 и было закончено к 1950 году.
Современный вид электростанции и восстановленной плотины:



Очень пероснифицированный медальон. На борту самолёта можно легко различить отчётливую надпись "СССР - Н-171":



АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-181, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции "Северный полюс - 1" под управлением Ивана Дмитриевича Папанина.

н-171.jpg

Полёт совершался группой самолётов, но выдержали полёт над арктикой только два борта - Н-171 Молокова и Н-170 Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938). Второй самолётик на медальоне наверно и есть Н-170.

Фарфоровым медальонам Натальи Яковлевны Данько-Алексеенко и повезло, и не повезло одновременно.
Повезло потому, что они выставлены на всеобщее обозрение, о них многие знаю, кто-то видел воочию, а некоторые, к которым теперь относимся и мы, их внимательно рассмотрели и немного изучили.
А не повезло из-за того, что уже скоро 80 лет произведения искусства подвергаются воздействию воды, солнца, мороза, жары, ветра, загрязнённого воздуха и прочая, прочая, приводя их в плачевное состояние. В отличие от более благополучных, но менее узнаваемых фарфоровых вещиц Натальи Яковлевны, хранящихся в музеях, частных коллекциях или просто "под крышей" метрополитена.
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
24th-Sep-2014 09:11 am (UTC)
Спасибо.
24th-Sep-2014 12:56 pm (UTC)
Стараюсь :)
24th-Sep-2014 09:24 am (UTC)
большое спасибо О: очень интересно было почитать. Я стащу на перепост ^__^
24th-Sep-2014 12:57 pm (UTC)
Было самому интересно разобраться! А впереди ещё западный портал...
24th-Sep-2014 09:41 am (UTC)
Танк, судя по всему, Т-26.
24th-Sep-2014 01:00 pm (UTC)
Вполне возможно. Я совсем не разбираюсь в танках. Действовал по цепочке - если танк изображён, значит должен чем-то выделяться - сконструирован должен быть до 1937 года - разглядел 2 башни - погуглил - нашёл несколько вариантов. А уже точно выяснить, что за танк - мне не под силам. На самом деле вполне возможно, что существуют подробные описания этих медальонов (и возможно написанные автором), но я пока такого не нашёл.
25th-Sep-2014 10:56 am (UTC)
Поддержу. И ходовая похожа, и форма башен.
25th-Sep-2014 11:01 am (UTC)
Я правильно понял, что танк более похож на двубашенный Т-26, причём в пулемётном варианте? Примерно как этот:

25th-Sep-2014 11:09 am (UTC)
Да, имелась в виду именно эта модификация.
25th-Sep-2014 11:25 am (UTC)
Спасибо, поправил.
24th-Sep-2014 09:53 am (UTC) - спасибо!
очень интересный пост!
никогда не задумывался ,что изображено на тарелках
24th-Sep-2014 01:03 pm (UTC) - Re: спасибо!
До того момента, пока Crazy Hamster не переслал свои фотографии, я об этих тарелках тоже не задумывался. Знал, что существуют, знал что на одной из них Дворец Советов, знал, что в целом они отображают достижения Советского Союза...
24th-Sep-2014 10:42 am (UTC)
Никогда не задумывался о самом факте существования этих тарелок.
24th-Sep-2014 01:06 pm (UTC)
Вспомнился диалог из одного современного фильма:
- Видишь суслика?
- Нет.
- И я не вижу. А он есть.
Я как раз тот, который знал, что "суслик" есть, но до недавнего времени не мог его разглядеть.
24th-Sep-2014 01:59 pm (UTC)
Хороший пост с подробным разбором.
24th-Sep-2014 04:22 pm (UTC)
Спасибо. Заходите ко мне, там много подобного.
24th-Sep-2014 02:39 pm (UTC)
Теперь нужно ехать рассматривать тарелки :) Спасибо, очень интересно, люблю Речной вокзал, хотя и жалко, что сейчас он не в лучшем состоянии.
И стыдно признаться, но фигурок с "Театральной" не помню, хотя на станции была миллион раз.
24th-Sep-2014 04:21 pm (UTC)
Да, Речной переживает не лучшие времена...
А про фигурки на Театральной я сам узнал только тогда, когда начал искать информацию про Данько-Алексеенко. Кстати в Википедии (а основная масса инфы о ней оттуда) её работы на Речном вокзали не упомянуты ни разу.
24th-Sep-2014 04:33 pm (UTC)
Сейчас вроде активно начали заниматься московскими парками, может быть, и до Речного очередь дойдет. Обидно смотреть, как такое чудесное здание постепенно разрушается (кстати сказать, при конских ценах на речные круизы, которые на этом вокзале продаются и с него же начинаются)
24th-Sep-2014 04:38 pm (UTC)
Здание Речного вокзала находится примерно с 2009 года на балансе ФГУП "Канал имени Москвы". ФГУПовцы понимают, что это исторический памятник, но денег на восстановление нет. Вроде бы они надеются открыть к 2020 году ФЦП (федеральную целевую программу), по которой пойдёт финансирование на восстановление. А за 5-6 лет не только от тарелок ничего не останется, от здания одни руины останутся.
24th-Sep-2014 04:40 pm (UTC)
Печально (((
24th-Sep-2014 06:30 pm (UTC) - Тарелки Речного вокзала
Пользователь sontucio сослался на вашу запись в своей записи «Тарелки Речного вокзала» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тарелки Речного вокзала [...]
25th-Sep-2014 06:26 am (UTC)
отличная работа!
25th-Sep-2014 10:58 am (UTC)
Спасибо!
25th-Sep-2014 11:01 am (UTC)
Паровоз ИС20 увековечен не только на марках, но и на знаках того времени.

Ударник сталинского призыва:
http://forums-su.com/download/file.php?id=787998&mode=view/IMG_0431.jpg

Почетный железнодорожник:
http://forums-su.com/download/file.php?id=1347635&mode=view/DSC00381.JPG
25th-Sep-2014 11:31 am (UTC)
Согласен.
Но нельзя объять необъятное...
Дирижабль В-6 тоже много где изображён, даже на новозеландской монете:

25th-Sep-2014 11:54 am (UTC)
Дык, я ж не в укор! :-)

Просто для информации.
25th-Sep-2014 12:07 pm (UTC)
Да я и не обиделся :)
Тема этих тарелок (а точнее достижений первых пятилеток) очень интересная и глубокая. Бесконечная...
This page was loaded Aug 23rd 2019, 11:58 am GMT.