?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Шведский "Комсомолец" 
20th-Sep-2014 08:05 am
4[1].jpg



Утром 28 октября 1981 года в фиорде, ведущем к главной базе ВМС Швеции в Карлскруне, была обнаружена необычная гостья: севшая на скалы дизельная подлодка с бортовым номером 137. На ее рубке, исключая всякие сомнения в происхождении субмарины, развевался бело-синий флаг с красной звездой. Примерно к 10 утра появился на моторке одинокий рыбак. Узрев открывшуюся его глазам картину, он прямо на месте развернулся и рванул назад. Надо думать, его сообщение вызвало немалый шок, ибо лишь минут через 40 появился военный катер. Когда он подошел к борту, находившийся на его борту офицер по-английски спросил: "Что случилось?". Ему ответили: "Навигационная авария". Узнав фамилию командира, офицер осведомился, не нужна ли помощь.

Помощь, конечно, требовалась, но здесь вступали в силу политические и экономические факторы. Например, командир не знал, как быть со ст. 2 КУ-78 (Корабельного Устава редакции 1978 г), где жирным шрифтом выделено: "Корабли и суда ВМФ СССР подчиняются только Законам СССР... где бы они не находились. Ни одно иностранное правительство не имеет права вмешиваться в жизнь военного корабля СССР. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия". Советский буксир, пытавшийся проникнуть в фиорд и стащить лодку с мели, был отогнан шведской субмариной. Подняться шведам на борт для досмотра, командир ПЛ, следуя уставу, запретил. Так началась почти недельная драма, едва не закончившаяся масштабным кровопролитием. Шведы не могли поверить, что лодка «просто заблудилась», сумев проскочить среди густых минных полей. Стокгольм решил, что на камнях засел «шпион» или, возможно, «диверсант». На ближайшем к субмарине островке высадилась группа захвата из 50 человек, готовясь выполнить приказ главкома вооруженных сил Швеции Леннарта Льюнга о захвате «эски».

2[1].jpg






В случае отказа мы должны были действовать с применением оружия, – рассказывает о давней драме на страницах шведской газеты Svenska Dagbladet командир группы захвата Турбьерн Элминг. – В рубке почти всегда торчал замполит Беседин. Он находился под прицелом снайпера на расстоянии 78 метров. Распоряжение о подрыве лодки он бы не успел отдать, снайпер бы его снял еще до этого».





К счастью, боя удалось избежать. Москва и Стокгольм договорились, что шведам разрешат допросить офицеров субмарины, но сама она досматриваться не будет.


Гущин и Беседин идут на допрос.







7 Ноября подлодку вывели в нейтральные воды.




Корабль шведских ВМС сопровождает лодку до нейтральных вод.




Как это было

В октябре 1981 г дизельная подводная лодка С-363 (бортовой №137) дважды Краснознаменного Балтийского флота под командованием капитана 3 ранга Н.Гущина находилась в обычном учебном походе. По классификатору NATO эти ПЛ обозначаются как тип W (WHISKEY), а официальное их обозначение в советском ВМФ - "проект No 613". Прототипом была избрана германская лодка XXI-й серии. Уже на стадии проектирования конструктора использовали весь тактический и технический опыт применения подлодок, который удалось накопить в ходе войны. Разработка проекта осуществлялась в ЦКБ-18 МСП (ныне ЦКБ МТ "Рубин") в Ленинграде, а строительство всей серии из 215 единиц - крупнейшей в истории советского флота - на судостроительных заводах в Ленинграде, Николаеве, Горьком и Комсомольске-на-Амуре в период 1950-56 гг. В разное время 39 ПЛ этого типа было передано во флоты Албании, Болгарии, Египта, Индонезии, КНДР, Польши и Сирии.

Кстати сказать, ответственным за строительство "613-ых" на заводе "Красное Сормово" был назначен заместитель главного инженера завода М.И.Лернер, - капитан 2 ранга-инженер в отставке, в 1990 г репатриировавшиися в Израиль. В 1995-96 гг мне удалось дважды побывать в гостях в его квартире на тихой улице Ейн-Геди, что на горе Кармель, с которой открывается великолепный вид на Хайфу (а где еще жить старому моряку?), и Михаил Исаакович поведал немало интересных подробностей о тех делах полувековой давности.

По словам участников этого похода, неприятности начались чуть ли не с самого начала. Еще в первой половине дежурства, до промежуточного отдыха, 137-я зацепила рыбацкий трал. Снасть осталась цела, а у ПЛ оказалась свернутой рамка-антенна радиопеленгатора. И вот тут сработало золотое флотское правило, что каждый пункт уставов и инструкций следует выполнять неукоснительно, ибо все они написаны кровью. А для штурмана ПЛ старшего лейтенанта А. Коростова слова "предпоходная подготовка" оказались пустым звуком. Трудно сказать, на какое "авось" он рассчитывал, но уже потом, на мели, выяснилось, что никаких иных, кроме как пеленгация и счисление методов определения места корабля, Анатолий не знал. Секстаны оказались неотрегулированными, а "ПИРСом" - прибором международной системы МАМС, основанной на сигналах фиксированных радиомаяков, штурман пользоваться не умел. Итог - уникальный для Балтики: за 2 недели плавания - 57(!) миль невязки. Результаты себя долго ждать не заставили...

В ночь с 27 на 28 октября лодка всплыла и начала движение в режиме "винт-зарядка" - дизеля, вращая гребные винты, одновременно заряжают аккумуляторы. Приблизительно около полуночи, когда все находившиеся на мостике были уверены, что на многие мили вокруг открытое море, двигавшаяся со скоростью 7,2 узла ПЛ внезапно наскочила на мель.

Момент этот был в прямом смысле слова сногсшибательным. Нос подняло и лодку положило на левый борт с креном 15º. Все, кто находился на мостике, были сбиты с ног и едва не повылетали за борт. Еще не оправившийся от боли командир сыграл боевую тревогу и дал команду "Стоп моторы!". Попытки сняться с мели задним ходом успехом не увенчались, - лодку только немного развернуло. Правда, несколько уменьшился крен.

Включенный прожектор выхватил из мрака какие-то белые глыбы. Не потерявшие присутствия духа старпом и боцман еще нашли в себе силы пошутить на тему "А не на Северном ли мы полюсе?" К счастью, после того, как экипаж осмотрелся в отсеках, выяснилось, что ни повреждений, ни течи, ни замыканий нигде нет.

Бывший замполит корабля в то время капитан-лейтенант Василий Беседин впоследствии рассказывал:

"...Я сразу вниз спустился и - по отсекам, к людям. На лодке самое страшное в аварийной ситуации - отсутствие информации. А тут еще надо учесть момент: до конца боевой службы - полторы недели. Как говорится - нос к дому. Иначе говоря, "плато успокоения", т.е. пик усталости, и физической, и психологической. Спад бдительности, работоспособности, ну и всего такого. Тут до паники, до нервного срыва не то, что шаг - полшага. И неизвестность в этом деле - самый мощный катализатор.

Удар, скрежет, крен в лодке - естественно, слышали и ощутили все. Но держались ребята молодцом. Однако в глазах у всех немой вопрос: что случилось? Говорю как есть: сели на мель, где и почему - пока не знаем. Будем разбираться, попробуем сняться своими силами. Экипаж несколько успокоился, напряжение понемногу начало спадать..."

Дальше вновь начались попытки сняться с мели. До 6 утра перепробовали все мыслимое и немыслимое, но т.к. в полной темноте правильно оценить обстановку не удалось, сумели только еще плотнее улечься на камнях - от носа до рубки. Уже потом, в базе, обнаружилось, что в пробитом обтекателе гидролокатора лежал камень с этой самой мели. Единственный шведский сувенир...

Когда забрезжил рассвет, появилась возможность осмотреться вокруг, но одновременно с ясностью визуальной нарастало и полное недоумение. Вокруг ПЛ - земля, только спереди и сзади узкая полоска воды. Прямо по курсу - вышка береговой РЛС.

Примерно в это время подал голос штурман. Ему наконец-то удалось определить место. Можно себе представить реакцию экипажа, когда Коростов наконец выдавил, что лодка сидит на камнях... у юго-восточного побережья Швеции по соседству с военно-морской базой Карлскруна. По словам Беседина, много "теплых" слов адресовал самому Анатолию, его ближней и дальней родне, а также выпустившему ТАКОГО штурмана училищу командир.

Вновь слово замполиту: "...Честно говоря, в тот момент я не столько среагировал на ошеломляющее известие, сколько боялся за командира и штурмана. Состояние обоих было предельно подавленное. Способ вывести их из него тут один - отвлечь на работу. Ну, командиру ее и так хватало, а штурману я сказал: "Ищи, Толя, где, как и когда появилась ошибка. Надо, чтобы ты сам, а не кто-нибудь другой ее нашел."

Уже потом, когда во время разбора произошедшего на стол легла вся походная документация и была выстроена вся цепочка событий, убежденный атеист Беседин испытал, по его собственным словам, непреодолимое желание перекреститься. Иначе как шутки в духе мадам Судьбы то, что с ними приключилось, назвать было нельзя.

В самом деле, только немыслимым стечением обстоятельств можно объяснить, что примерно за 2 часа до аварии лодка, двигавшаяся в подводном положении, подвсплыла на несколько минут под перископ, перескочив при этом подводную банку, в которую она иначе неминуемо бы "впечаталась". Или как могло случиться, что шедшая уже в надводном положении и грохочущая дизелями на пол-Балтики 137-я не была засечена ни одним шведским радаром. И это на одной из главных ВМБ страны, где, кстати, располагается штаб Южного военного округа! Ну и, наконец, что, кроме сумасшедшего везения могло заставить рулевого вести ПЛ точно по фарватеру (между прочим, искусственному, секретному), ширина которого не превышает 12 м, да еще в кромешной тьме и без всяких ориентиров? Причем, стоило на последних минутах хода подвернуть всего на 1º влево - и оказалась бы советская лодка у причалов, где швартуются корабли под флагом с желтым крестом на голубом поле.

Всего же (когда во время "сидения" на камнях комсостав ПЛ попытался "пройти задним ходом по событиям"), было выявлено не менее 10 ситуаций, при которых можно и нужно было понять, что 137-я идет "не туда". Например, запись в бортовом журнале, что исчезли рыбаки и появились сухогрузы. Или доклад радиометриста: "Прямо по курсу - шведская береговая РЛС!". Командир, ориентировавшийся на доклады штурмана, среагировал адекватно: "Ты думай, чего городишь-то! В открытом море!" Подчиняясь авторитету командира, метрист быстро "переклассифицировал" цель, но действительность от этого, конечно, не изменилась.

Почти сразу же все, кто находился на мостике, увидели во мраке ночи огонь прямо по курсу. "Рыбак лезет, давай вперед", - скомандовал Гущин. Через несколько минут сигнальщик доложил о темном пятне. На мостике решили, что это разлитое кем-то топливо, но это приближалась злополучная гряда камней...

Дело было у Карлскруна,
Рядом с островом Борнхольм,
Наша лодка, класса "Уиски",
Мель цепляла своим дном,

Год был восемьдесят первый,
Шхеры, фьорды, в октябре -
Лодка - "Шведский комсомолец",
Заблудилась на заре.

Море вроде не штормило,
По компАсу лодка шла,
Курс со звездами сверяли,
Офицеры БЧ-2.

МаякИ в ночи мерцали,
При луне и в полный штиль,
Наша лодка с курса сбилась,
На полсотню морских миль.

"Эска" - дизельная лодка,
Две торпеды с ЯБП,
С поврежденною антенной
И с подсевшей АКБ.

Флот был на "уши" поставлен,
Кораблей маячил строй,
Помнит Балтика: Либаву,
С, БПК "Сторожевой",

Помнит Саблина Валеру,
Как он бунт поднять сумел
И как позже к смертной казни,
Приведен через расстрел.

Экипаж притих в отсеках,
Пятьдесят три мужика,
Поминают добрым словом -
Командира - мудака,

Как о сейнер, пеленгатор
Подвсплывая повредил
И случайно, к шведам в базу,
Сам с подлодкой угодил.

Шведы в трансе, их фарватер,
Что секретным был досель,
Шириной в 12 метров,
Глубиной - сплошная мель,

Расшифрован и изучен,
Вместе с ихней ВМБ,
И с границей - нараспашку,
Всякой, значит, голытьбе.

На борту начальник штаба,
Обалдевший, но живой,
С замполитом в переборку,
Дружно бьются головой.

Все, и Гущин и Беседин,
Лодку пыжились столкнуть,
А она сидит на скалах,
Не торопится тонуть.

Шведы видимо струхнули -
Репутация, там, честь,
Втихаря нам предложили,
На буксире, в море слезть,

Наши с дуру отказались,
Говорят, что: "От врага,
Королевства и рейгсдага
Нам не надо, ни фига!"

Эпопея продолжалась,
Где-то 9 с лишним дней,
А на траверзе сверкала,
Сталь балтийских кораблей....

Лодку сдернули буксиром,
Подтащили к БПК,
Напоследок консул рявкнул,
Толе Гущину: "Пока!"

Если флотом заправляют,
Вот такие мудаки моряки,
За Отечество "спокойны",
Будут Ваши земляки! (с)

ИСТОЧНИК
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
20th-Sep-2014 02:24 pm (UTC)
Да, советская военщина, мало того, что агрессивная, так еще криворукая и косоглазая, никому спокойно жить не давала.
20th-Sep-2014 03:36 pm (UTC)
Добавлю, что верхушка этой военщины насквозь лживая и трусливая. Представляю, как засвербило в адмиральских жопах при получении донесения. Наверное, они предпочли бы, чтобы лодка разбилась о какую-нибудь скалу близ шведского побережья и затонула со всем экипажем.
20th-Sep-2014 04:20 pm (UTC)
>Добавлю, что верхушка этой военщины насквозь лживая и трусливая.

+ мильон.
20th-Sep-2014 04:46 pm (UTC)
Американская военщина ухитрилась как-то аж 7 (семь!) эсминцев одномоментно на камни воткнуть. Причём - безвозвратно.

Гугли, и будет тебе полно американской военно-морской удали: “Делфи”, “Ли”, “Янг”, “Николас”, “Вудбери”, “Чаунси” и “Фуллер”.
20th-Sep-2014 04:51 pm (UTC)
Это как-то оправдывает произошедшее?
20th-Sep-2014 05:05 pm (UTC)
А должно?
20th-Sep-2014 04:58 pm (UTC)
При чем тут это? Не об этом разговор.
Если бы эти 7 эсминцев сели на мель в Швеции, то там никто бы и не почесался, всем пофиг было бы.
США, это не СССР, который грозился закопать весь цивилизованный мир, хотел разнести свои человеконенавистнические идеи коммунизма по всему свету, устроить революции везде, где только можно, насадить везде Советскую власть и превратить всех свободных людей в рабов, каковыми были жители СССР.
СССР - это же было пугало для свободного мира, шайка бабуинов среди людей
Вот о чем разговор то, что эти совковые обезьяны напугали мирных шведов, а не о том, кто более силен в навигации.
20th-Sep-2014 05:04 pm (UTC)
Вот вот, в этом и разница
20th-Sep-2014 05:05 pm (UTC)
Ну да, США можно. Понимаю. Их военно-морские офицеры - самые военно-морские.
20th-Sep-2014 05:14 pm (UTC)
>Ну да, США можно.

Да, можно.
США в сознании шведов никак не ассоциируются с расстрелами эксплуататорских классов, с ГУЛАГом, в грабежом собственности, с Голодоморами, с прочими совковыми прелестями.
А вот с совками, да, тут надо ухо востро держать, и спецназ никогда не помешает. Бешеных собак пристреливают.
20th-Sep-2014 05:21 pm (UTC)
Как ты мало знаешь про США. )))

И не переживай, пристрелят.
21st-Sep-2014 07:35 am (UTC)
Сша асоциируются с геноцидом индейцев, с Хиросимой и Нагасаки,с Кореей и Вьетнамом и кучей других развязаннюх этими миротворцами войн.
Сейчас весь мир будет пожинать ИГИЛ - последствия свержения Саддама, без санкции ООН только помахав пробирочкой с мелом.
США - империя зла.
21st-Sep-2014 08:43 am (UTC)
ПНХ, ватный дурачок.
21st-Sep-2014 08:44 am (UTC)
Ну собственно другого и не ожидал.
Ибо крыть нечем.
И тебе не хворать :)
21st-Sep-2014 08:53 am (UTC)
ПНХ, ватный дурачок.
19th-Oct-2015 02:02 pm (UTC)
Anonymous
Да эта военщина как Вы ее называете трахнет вас всех в жопу и глазом не маргнет
20th-Sep-2014 03:00 pm (UTC)
Весёлая история.)
20th-Sep-2014 03:36 pm (UTC)
Очень
20th-Sep-2014 03:47 pm (UTC)
Штурман - баклан, но баклан везучий.
20th-Sep-2014 04:13 pm (UTC)
Повезло
20th-Sep-2014 04:20 pm (UTC)
>"ПИРСом" - прибором международной системы МАМС, основанной на сигналах фиксированных радиомаяков, штурман пользоваться не умел

МАМС - международная ассоциация маячных служб. "Система МАМС" - система ограждения навигационных опасностей плавучими знаками. При чем здесь радионавигация вообще и злосчастный ПИРС - не знаю.
"Вот так рождаются нездоровые сенсации..." (с)
20th-Sep-2014 04:39 pm (UTC)
Как бы то ни было, запорол курс неслабо
20th-Sep-2014 04:41 pm (UTC)
Умственные и профессиональные качества штурманилы даже обсуждать не стоит.
"Кулинар!" (с)
20th-Sep-2014 04:53 pm (UTC)
Наверное, Негоро какой-то вмешался)
20th-Sep-2014 05:58 pm (UTC)
Неа. Нам Негоро не нужен.
Надо понимать время, когда это происходило. На 613 проекте из средств определения места - радиопеленгатор, секстан, да упомянутый ПИРС. До эпохи спутниковой навигации - десяток лет. Самое надежное - секстан, звезды. Лодка всплывает, однако, раз в сутки, ночью, а по звездам можно определяться только на закате и рассвете, когда видны одновременно и горизонт и яркие звезды. Никто, притом, не дает гарантии (особенно в это время года и особенно на Балтике), что на закате и рассвете небо не будет затянуто облаками. Итак, звезды практически исключены, разве что сильно повезет.
Антенна радиопеленгатора свернута, т.е. пеленга (направления) на радиомаяки неточны и точка их пересечения получается не в месте корабля, а где-то вдалеке и проверить это нечем, ибо скорость лодки под водой - хорошо, если 3, а то и 1.8 узла, а более-менее точные скорость и направление течения неизвестны и счислением (т.е. на основе известных курса и скорости лодки и направления и скорости течения) место лодки не рассчитать. Иначе говоря, лодку несет неизвестно куда (скорость течения может быть и узел и полтора, т.е. сравнима со скоростью лодки). Вполне возможна ситуация, что лодка (штурман) думает, что движется куда-то со скоростью 1.8 узла (экономический ход 613 проекта под электромоторами), а на самом деле она стоит на месте, т.к. идет против течения, скорость которого 1.5 узла.
Вот такая ситуация. Да, конечно, опытный штурман все эти особенности учитывает и как-то изворачивается. Но тут опытного не было. Да еще и не повезло - почти 2 недели на всплытиях было пасмурно и место по звездам определить было невозможно. Знаю если не из первых, то из вторых рук - я уже был штурманом в те времена укромные, теперь почти былинные...
Вот так. Что еще? Ах, да, пресловутый ПИРС. Тут расклад такой, что для того, чтобы точно определить по нему место надо хотя бы неточно, но и не с громадной ошибкой (как было в этом случае) знать свои координаты, иначе возникает т.н. "многозначность" и результаты определения места могут неприятно удивить штурмана.
Что бы я делал на месте этого штурмана? Прежде всего, постарался бы не попасть в такую ситуацию. А если бы попал (т.е. знал бы что известным координатам цена, простите, хрен в базарный день) - настоял бы на том, что надо либо возвращаться с позором (все с меньшим, чем вернулась эта лодка) или, например, надо осторожно подойти к берегу на расстояние видимости маяков и радиолокации (ночью, понятно) и получить место по береговым ориентирам. Опять же, предпосылка к нарушению скрытности, выход из назначенного района и т.д. - по возвращению отодрали бы. Но не было бы позора на весь мир.
И уж во всяком случае, ночи бы я не спал - торчал бы наверху и искал бы любой огонь и любой маяк.
И напоследок. Знаете почему они прошли узким фарватером, так и не сев на мель? Торчащие из воды скалы и островки, видимые на радиолокаторе, они принимали за встречные суда и уклонялись от них, чтобы не столкнуться.
И еще, за достоверность не ручаюсь, но слышал из разных источников. Когда лодка была обнаружена, то шведский командир сил охраны водного района, находясь, видимо, тоже в шоке (ему от такого гостя тоже весьма не поздоровилось бы), подойдя на шведском сторожевике, махал с мостика руками и кричал (по-русски :) "Уходите, уходите скорее!". Но замполит, стоящий на мостике лодки твердо заявил, что это провокация. И лодка не ушла, да и не могла уйти - на камнях стояла. И карусель завертелась..
20th-Sep-2014 06:06 pm (UTC)
Спасибо за развернутый ответ. Однако, я поражен. не думал, что в те времена еще были такие примитивные методы прокладки
20th-Sep-2014 06:22 pm (UTC)
Увы, увы. Я тем временам и методам свидетель. Первый спутниковый комплекс (занимавший целый боевой пост и обслуживавшийся отдельным мичманом) появился у меня на БПК "Николаев" в 1980 году. Это был первый такой комплекс на Черноморском флоте. Современным средствам, встроенным в любой телефон, он, в лучшем случае, двоюродный дедушка - место определялось по расписанию, не чаще одного раза в 1-2 часа и, чтобы это место определить, корабль должен был идти постоянным курсом не менее 15-20 минут. Как Вы понимаете, для боевого корабля это не самое лучшее ограничение.
20th-Sep-2014 06:37 pm (UTC)
Да уж, в век мобильных навигаторов это кажется невероятным.
This page was loaded Aug 23rd 2019, 10:58 am GMT.