f_passenger (f_passenger) wrote in foto_history,
f_passenger
f_passenger
foto_history

Category:

Пионеры советской фотографии

Оригинал взят у f_passenger в Пионеры советской фотографии
Оригинал взят у opera78 в Пионеры советской фотографии
Купил интересную книгу о пионерах советской фотографии. Обошлась она мне примерно в четверть месячной квартплаты, но она стоит этих денег. Сейчас объясню в чем дело.

Издана в парижском издательстве PHILIPPE SERS в 1983 году. Когда узнал, что это оригинальное издание а не дежурная перепечатка с какого-нибудь советского, интерес возрос еще больше. Некоторые фотографии довольно редкие, напечатаны с негативов предоставленных министерством культуры Франции. Всего в книге собрано 370 фотографий, представлено 20 авторов.

Примечательно, что эта книга издана ограниченным тиражом, первые пятьдесят пронумерованы, — у меня №7.


Борис Игнатович. 1926. Фотография сопровождается стихотворением Маяковского Desembourbez l'Avenir (Выволакивайте будущее!).




Николай Петров. 1930.
Фотографий Страстной (ныне Пушкинской) площади 30-х годов уже целая коллекция. Можно воссоздать ее точный образ, например в 3Д. Иногда сбивает с толку памятник Пушкину, который в 1950 году был перенесен на другую сторону площади, где и стоит по сей день.


Александр Родченко. 1928.


Николай Петров. 1930.
Судя по одежде и голым деревьям, это осень или ранняя весна. На фото слева в углу будка «Нарзан», на фотографии справа, за Александром Сергеевичем виднеется надпись «Боржом».

Если вам есть что сказать об этих фотографиях, интересные факты или ссылки в сети, пожалуйста оставьте комментарий. Меня очень интересует эта тема!


Аркадий Шайхет. 1928. Насчет года не уверен, возможно раньше.
Слева на доме насчитал семь вывесок «Аптека», рядом на одноэтажном здании висит табличка «Госиздат». Ничего этого не осталось на фотографии Родченко, датируемой тем же 1928 годом.


Аркадий Шайхет. 1937.


Aлександр Родченко. 1926.
Уже была эта фотография в посте о вывесках, но здесь качество намного лучше. Можно изучить названия журналов. Интересно, что многие издания на немецком, французском и английском.


Опера78, 2009.
Не дает мне покоя эта тема с вывесками. Вчера сфотографировал на соседней улице. Она ведь ровесница московской «Пиво-воды-закуски», те же 30-е.


Борис Игнатович. 1928 год.
Забавно, что мужики читают газету «Беднота», в которой Игнатович работал с 1927 года бильдредактором.


Аркадий Шайхет. 1927.
Замоскворечье лучше всего описано у Ивана Шмелева в «Пути небесные» и «Лето Господне». Ничего более прекрасного и поэтического о Москве я не читал. Благодаря этому писателю моя любовь к дореволюционной России получила яркие и четкие очертания. Можно сказать, что Шмелев поставил меня на пусть истинный, упорядочив мои догадки и предположения, просто все по полочкам разложил, в хронологической последовательности.


Петр Оцуп. 1917.
Такими фотографиями можно иллюстрировать «Окаянные дни» Бунина.


Петр Оцуп. 1920.
Революция произошла всего 3 года назад. Среди чеховских мужиков затесался Михаил Иванович, — «Я сам из крестьян, из Тверской губернии мы». Но пройдет еще 10 лет и он лично будет давать санкции на расстрелы вот таких же мужиков. Не заступится даже за свою жену, когда ее арестуют в 1938 году.


Яков Штейнберг. 1917.
Начало разгула убийства и беззакония. Если проводить параллели фотографий и литературными произведениями, но глядя на эту фотографию вспоминаются слова Лары из «Доктора Живаго» Пастернака:

Я хорошо помню детство. Я еще застала время, когда были в силе понятия мирного предшествующего века. Принято было доверяться голосу разума. То, что подсказывала совесть, считали естественным и нужным. Смерть человека от руки другого была редкостью, чрезвычайным, из ряду вон выходящим явлением.
     Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.



Петр Оцуп. 1917.
Еще один факт, на который стоит обратить внимание. В книге собраны работы профессиональных фотожурналистов. Эти «пионеры» были вполне сложившимися зрелыми людьми, которые полностью отдавали отчет в том, что они делают для истории.


Этот же снимок немного увеличенный. «Теперь все пьют Лугидар» и «Фотография Д.С.Здоби_ва». Остальные надписи не разобрать, но улица чем-то похожа на современный Париж.


Аркадий Шайхет. 1924.
На фоне вывески «Обувь» в стране разыгрываются драматические события. Отмена НЭПа — запрет на рыночные отношения (коммерческую деятельность) и различные формы собственности. Под такой заумной фразой подразумеваются репрессии коммерсантов, раскулачивание крестьян, ликвидация синдикатов в промышленность, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).
Сталинский курс к полному запрету на свободную торговлю привел к тому, к чему привел. Пошла по стране большая крокодила поедать цыпленков жареных.

p.s.

Наверное, вот так выглядели бы в наши дни вывески «Обувь», «Степанов-Сидоров-Виноградов» и другие:









Tags: 1910-е, 1920-е, авторская фотография, история CCCР
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments