crimeahistor (crimeahistor) wrote in foto_history,
crimeahistor
crimeahistor
foto_history

Category:

Мост жизни

Оригинал взят у crimeahistor в Мост жизни
(к истории моста через Керченский пролив)

В некотором роде именно так можно назвать мост через Керченский пролив. Тем временем, как на материковой границе сокращается количество грузов с украинским продовольствием, ведущие российские торговые марки не спешат завоевывать крымский рынок. Слишком дорогими по итогу оказываются и логистика, и товары с маленьким сроком хранения. И в первую очередь молочная продукция, дефицит которой на прошлой неделе ощутили крымчане. Успех будущего курортного сезона опять же во многом зависит от транспортного перехода в Крым.

Мост через Керченский пролив (1944 год)
most-1944

А вообще, если взглянуть на историю полуострова, то наверняка об идее моста через Керченский пролив впервые задумались древние греки. Ведь если взглянуть на карту, то отчетливо видно: Боспорское царство находилось на двух полуостровах – Керченском и Таманском. Однако 15-20 веков назад технически соорудить мост длиной в 2-4 км было не возможно.

Карта Боспорского царства
Боспорское царство (карта)

Поэтому следующими, кто выдвинул идею транспортного перехода через Керченский пролив – были….англичане. В начале ХХ века, вслед за успешным строительством Индоевропейского телеграфа, британское правительство вознамерилось проложить данному маршруту (от Англии до Индии, через Крым и Керченский пролив) железную дорогу. Но до реализации проекта дело не дошло, так как возникли проблемы с финансированием.
Затем в 1903-м идеей строительства моста заинтересовался император Николай II. К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, и работа медленно, но верно двигалась. Но данному проекту помешали войны: сначала русско-японская, а вслед за ней и Первая мировая.
Попытка номер три состоялась уже в 1930-е. По идее это вообще должна была стать стройкой века, поскольку планировалось проложить ж\д от Херсона через Крым, по мосту через Керченский пролив, и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Но опять помешала война…

У немецко-фашистских оккупантов также был крайне необходим транспортный переход через пролив. Причем была два проекта. Программа максимум заключалась в трансконтинентальной железной дороге: из Мюнхена – через Керченский пролив – в Индию. Программа минимум – автомобильный мост, соединяющий два небольших полуострова. Но даже на него у немцев не хватало ни времени, ни средств. Впрочем, соединить временно два берегам рациональным немцам все же удалось.

"Канатка" на Кубань (лето 1943 года)
kanat-doroga-kuban

За счет…канатки. Летом и осенью 1943-го с ее помощью ежедневно перебрасывали по 500-800 тонн грузов, а перед отступлением почти полностью разрушили. Советские войска пытались ее восстановить, для этого даже задействовали оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии. В марте 1944-го канатная переправа над Керченским проливом была восстановлена. Протяженность ее была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Правда, суточная производительность советской дороги составляла не больше 300 тонн, но все же несколько недель канатная дорога оставалась единственным средством доставки грузов на крымский берег. Что существенно облегчило переброску советских войск в Крым и ускорило освобождение полуострова.

Восстановленная немецкая "канатка" (апрель, 1944 года)
канатная дорога немцев

Хотя стало очевидно, такие канатные конструкции хороши как временные, в условиях военного времени. Поэтому еще до победного мая начались инженерно-изыскательные работы по строительству капитального железнодорожного моста.
Первую сваю забили 24 апреля 1944 года, а через полгода с небольшим, 3 ноября 1944-го, по мосту уже прошел первый поезд от станции «Крым» до станции «Кавказ». Длина моста была 4,5 км, ширина – 22 метра. Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки».

Мост через Керченский пролив (1944-1945гг.)
1390128248_6-kerchenskiy-proliv-most-1944-1945-godov

Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор постоянными металлическими, а также сооружение 116 ледорезов, должны были закончить к 1 января 1945 года. Однако уложиться в эти сроки не удалось – и произошла катастрофа. Сначала ударили морозы, в результате которых образовался мощный слой льда. Затем, в феврале 45-го - резкое потепление, и ледяные поля двинулись в Черное море, прямо на мост. Ледорезов к тому времени построили только пять, да и толку от них было мало. Под напором льда около 50 из 115 опор рухнули, увлекая за собой пролеты. Это произошло 18 февраля 1945 года – мост продержался немногим более трех месяцев…
Как ни странно, но в этом случае Сталин никаких репрессивных мер принимать не стал. После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве на месте рухнувшего моста нового. Заместитель наркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект нового моста Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост». На что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». И вместо моста была построена паромная переправа, которая и по сей день функционирует. Правда в последние месяцы с большим напряжением, вызванным увеличившимся грузовым и пассажиропотоком. Ну а отечественные инженеры тем временем активно работают над созданием проекта нового моста. Впрочем, это уже другая история….

Tags: история России
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments