jurashz (jurashz) wrote in foto_history,
jurashz
jurashz
foto_history

Category:

Юрий Яковлев: от князя Мышкина до Ипполита

Оригинал взят у jurashz в Юрий Яковлев: от князя Мышкина до Ипполита

page2

30 ноября не стало Юрия Яковлева. Всенародно любимый актёр умер в одной из столичных клиник после долгой болезни. Многим он известен по комедийным ролям. Но и в театре и в кино он сыграл немало драматических героев…

Актеры театра ждали Юрия Васильевича 3 декабря, в этот день он должен был играть в спектакле "Пристань".

- Мы все обещали друг другу не болеть, а он взял и ушел без нашего разрешения, - говорит худрук. - Не послушался. Теперь, когда я вспоминаю его последние выступления, я понимаю, что он чувствовал свою смерть. Каждый раз он прощался с залом. Его сцена в "Темных аллеях" заканчивалась словами: "Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав". Юрий много раз хотел уйти из творчества. Но я его уговаривал всякий раз. Он был слишком влюблен в свою публику. Она была с ним честна.

2247103771

Более сотни ролей в театре и кино - не просто "запоминающихся и ярких", а почти культовых персонажей: в стране действительно трудно найти человека, которому были бы не знакомы Ипполит из "Иронии судьбы", управдом Бунша из "Иван Васильевитч меняет профессию", лихой поручик Ржевский из "Гусарской баллады". Фильмы, в которых он играл, его персонажи - всегда были близки и поняты. Юрию Яковлеву было 85...

"Люблю жизнь и всяческие ее проявления", - говорил про себя Юрий Яковлев. Его жизнелюбие было секретом какой-то неискоренимой молодости. Одно время поговаривали, что Яковлев посещает некий клуб воздержания от смерти. Но на эти фантазии он отвечал: "Кем надо быть, чтобы воздерживаться от смерти? Разве что человеком, не имеющим чувства юмора"...

722079

Это случай и ирония судьбы, что Юрий Яковлев стал актером. "Слишком несуразный" - решил для себя Владимир Этуш, который возглавлял тогда приемную комиссию в Щукинском училище. И на первом курсе по основному предмету - актерскому мастерству Яковлев получил убийственную "двойку". Но в нем жила театральная природа. Неслучайно его мама была из Таганрога. Откуда Чехов и Фаина Раневская. А Сорин из чеховской "Чайки" стал последней его ролью на сцене Вахтанговского театра.

"Оказывается, секрет долголетия в том и заключается, что испытываешь перепад - стресс на сцене и почти полный покой после спектакля", - сказал однажды Юрий Яковлев.

12829434943

Про Яковлева шептались за кулисами: не слишком ли он вживается в своих персонажей? Потом не может выйти из роли, бесконечно думает про них, вскакивает ночью среди сна, чтобы записать мизансцены. Даже если это сыгранный сотни раз Панталоне в "Принцессе Турандот".

"Главное, персонаж должен быть реальным человеком - из плоти и крови, тогда роль получится", - считал он.

В Вахтанговском театре Юрий Яковлев сыграл семь десятков ролей. И еще столько же на киноэкране. Именно кино принесло артисту огромную всенародную любовь. Здесь его первой большой работой стал князь Мышкин в экранизации романа Достоевского "Идиот", сыгранный с невероятным трагическим надрывом.

яковлев

Всю жизнь он жалел, что Пырьев не доснял "Идиота" с ним в главной роли. Пронзительный взгляд Яковлева-Мышкина тогда стал мировой кинематографической сенсацией. После премьеры из Голливуда пришло приглашение сыграть Иисуса Христа. Но Яковлева, как водится, не пустили.

Зато после каждой роли в нашем кино, ему все труднее было преодолевать небольшое расстояние от своего дома до театра. Анекдоты про поручика Ржевского, которые появились сразу после его роли в "Гусарской балладе" - это тоже особая, может быть, самая высшая форма народного признания.

37

Юрий Яковлев мог сыграть абсолютно всё, его актерская амплитуда была огромна. "Непревзойденный артист" - говорили о нем режиссеры. И, как никого другого, охотно приглашали на главные кинороли.

Он превосходно играл в экранизациях русской и зарубежной классики – был Стивой Облонским в фильме "Анна Каренина" по роману Толстого и сэром Чилтерном в киноверсии пьесы Уальда "Идеальный муж". Как тонкий психологический актер он проявлял себя даже в производственных драмах. Такова, например, картина "Мы, нижеподписавшиеся".

409080

Он демонстрировал феерический комедийный талант в фильмах "Иван Васильевич меняет профессию" и "Кин-дза-дза", снятых главными российскими комедиографами – Леонидом Гайдаем и Георгием Данелия.

964375607

Именно Яковлев придумал, каким должен быть домоуправ Бунша в "Иван Васильевич меняет профессию" - его скороговорку, потому что у таких недалеких людей одна мыслишка убегает вперед другой. Даже простое "Ку" в "Кин-дза-дза" - с неповторимой “яковлевской” интонацией превращалось в целую философию.

1224053944_glavnaja_thumb[4]

С большой горечью Георгий Данелия говорит сегодня об уходе своего любимого артиста:

"Замечательный человек, замечательный актер, настоящий интеллигент. Когда говорят «интеллигент», я представляю Яковлева, потому что интеллигент это, прежде всего, добро. У меня впечатление о нем как об очень добром человеке…"

У Юрия Яковлева было немало по-настоящему звездных ролей, подаренных известнейшими режиссерами. Однако бесспорно самую большую славу артист обрел после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". В этой культовой картине он исполнил роль Ипполита, несостоявшегося мужа главной героини. При этом едва ли не каждая реплика его героя ушла в народ крылатой фразой.

159801

В арсенале актера Яковлева было много сильнодействующих на зрителя средств, но главным его "оружием" всегда оставалось редчайшее актёрское обаяние. Его невероятно усиливал голос - с бархатным, "музыкальным" тембром, всегда узнаваемый еще и по какой-то особенной "интеллигентной интонации".

Даже если Юрий Яковлев не снимался, а просто озвучивал "слово от автора" за кадром, его голос невероятно украшал всю картину, придавал ей дополнительный художественный объем.

Юрий Яковлев

Единственное, чего он никогда не любил - это оглядываться назад, возвращаться к когда-то сыгранным ролям. За всю жизнь для нас, зрителей, сделал только одно исключение, когда согласился сыграть в продолжении "Иронии судьбы". И то, после почти полутора лет уговоров.

Из всех эпох начитанный Юрий Яковлев тяготел к Серебряному веку. И за бардовым занавесом Вахтанговского театра воплощал человека того времени. За свои полвека с лишним служения в театре Юрий Васильевич не освоил только одно: так и не научился с легкостью отменять спектакли из-за своих недомоганий. Исключительно потому, что это было не принято на русских подмостках.

DSC_0139

Юрий Яковлев - лауреат Госпремии РСФСР, Госпремии СССР, Госпремии РФ, премии Президента РФ, премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Доблестное служение театру", премии "Кумир" в номинации "За доблестное служение искусству", Международной премии Станиславского "За вклад в развитие российского театра". Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденами "За заслуги перед Отечеством", Золотой медалью имени Довженко.

56453

5179bdcf2bcef

25s09 kadr

clip_image005

clip_image004

PR20130416124429

2950_3_thumb[7]_thumb[14]

180799

yurij_yakovlev_4c0b81d7

1072

clip_image007

496x323_0_f4cc890525ac22cb53b3f43ce4fbbcd1@496x323_0xc0a8391b_11746803141376559894

clip_image008

90940056_YUriy_YAkovlev__car_Ivan_Vasilevich_Groznuyy__upravdom_Ivan_Vasilevich_Bunsha

223d65b7e0

clip_image011

clip_image012

PR20130416123711

clip_image013

clip_image014

clip_image015

159803

clip_image017

1365406602_09e80d75f01fe6324dc2026c9b92f035

yakovlev(2)

105845810

prepare

9551

Роли в театре

Академический театр им. Вахтангова

1952 — «Отверженные» В. Гюго. Режиссёр: Александра Ремизова — 2-ой жандарм

1952 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Н. П. Охлопков — Гвардеец

1952 — «Два веронца» Шекспира. Режиссёр: Евгений Симонов — Турио

1953 — «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр: Борис Захава — Вельский

1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Рослен

1953 — «Раки» Сергея Михалкова. Режиссёры: Рубен Симонов, Борис Захава — Ленский

1953 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука. Режиссёр И. Рапопорт — Кондрат

1962 — «Живой труп» Льва Толстого. Режиссёр: Рубен Симонов — Каренин

1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Режиссёр: Дина Андреева — Джерри Райан

1963 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Режиссёр: Рубен Симонов — Панталоне

1964 — «Ливень» Бориса Войтехова. Режиссёр: Михаил Астангов — Иван

1965 — «Правда и кривда» Михайло Стельмаха. Режиссёр: Рубен Симонов — Заднепровский

1965 — «Насмешливое моё счастье» Леонида Малюгина. Режиссёр: Александра Ремизова — А. П. Чехов

1966 — «Конармия» И. Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Хлебников

1967 — «Планета надежды» Алексея Коломийца. Режиссёр: Евгений Симонов — Интеллигент

1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр: Александра Ремизова — Глумов

1970 — «Память сердца» А. Е. Корнейчука. Режиссёр: Евгений Симонов — Террачини

1971 — «Здравствуй, Крымов» Ромуальда Назарова. Режиссёр: Александра Ремизова — Крымов

1971 — «Выбор» Алексея Арбузова. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Двойников

1972 — «Шаги командора» Вадима Коростылёва. Режиссёр: Александра Ремизова — Николай I

1974 — «День-деньской» А. Н. Мишарина. Режиссёр: Евгений Симонов — Семеняка

1975 — «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа. Режиссёр: Мирослав Белович — Леон Глембай

1976 — «Неоконченный диалог» Василия Чичкова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сальвадор Альенде

1977 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Е. Симонов — Адмирал Гранатов

1978 — «Дела давно минувших дней» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Александра Ремизова — Автор

1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Калоджеро

1979 — «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Евгений Симонов — Хрущов

1983 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Режиссёр: Роман Виктюк — Каренин

1985 — «Три возраста Казановы» Марины Цветаевой. Режиссёр: Евгений Симонов — Старый Казанова

1987 — «Кабанчик» Виктора Розова. Режиссёр: Адольф Шапиро — Василий Прокофьевич

1988 — «Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Александр Белинский — Болингброк

1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла. Режиссёр: Роман Виктюк — Сергей Прокофьев

1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Режиссёр: Пётр Фоменко — Дудукин

1995 — «Весёлые парни» Нила Саймона. Режиссёр: Андрей Житинкин — Вилли Кларк

1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссёр: Пётр Фоменко — Гусар, Граф Сен-Жермен, Англичанин, Чекалинский

1999 — «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка. Режиссёр: Пётр Фоменко — Ашилль

2003 — «Чайка» А.П Чехова. Режиссёр: Павел Сафонов — Сорин

Фильмография

1953 — Великий воин Албании Скандербег — Воин

1956 — На подмостках сцены — актёр Чахоткин

1956 — Много шума из ничего — Кисель

1957 — Необыкновенное лето — поручик Дибич

1958 — Ветер — поручик Закревский

1958 — Идиот — князь Мышкин

1959 — Заре навстречу — Сапожков

1961 — Человек ниоткуда — Владимир Поражаев

1962 — Гусарская баллада — поручик Ржевский

1962 — Суд сумасшедших — журналист

1963 — Большая дорога — голос за кадром, поручик Поливанов

1964 — Лёгкая жизнь — Бочкин

1965 — Русский лес — Киттель

1965 — Под каштанами Праги — Тихий

1965 — Толстый и тонкий (к/м) — Тонкий

1965 — Друзья и годы — Юрий Павлович Державин

1966 — Берегись автомобиля — Голос за кадром

1966 — Выстрел — Граф

1966 — Девочка на шаре — отец Дениски

1967 — Анна Каренина — Стива Облонский

1967 — Крыжовник — Павел Константинович Алехин

1968 — Крах — Мухин / Фёдоров

1968 — Портрет Дориана Грея — Лорд Генри Уоттон

1969 — Король-олень — Дерамо

1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Потапенко

1969 — Фауст — Мефистофель

1970 — Драма на охоте — Камышев

1970 — Чайка — Борис Алексеевич Тригорин

1971 — На всякого мудреца довольно простоты — Глумов

1971 — Старики-разбойники — Голос от автора

1972 — Опасный поворот — Роберт Кэплен

1972 — Схватка — Иохим

1973 — Иван Васильевич меняет профессию — управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Грозный

1974 — Любовь земная — Тихон Брюханов

1974 — Миллионерша — доктор-египтянин[18]

1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Ипполит (Ипполит Георгиевич), жених Нади

1976 — Дамы и гусары — Пан Майор

1977 — Судьба — Тихон Брюханов

1977 — Юлия Вревская — Великий князь

1978 — Вечер старинных русских водевилей[19]

1978 — Три ненастных дня — полковник Игорь Васильевич Корнилов

1979 — Бархатный сезон — миллионер Брашан

1979 — Поэма о крыльях — Игорь Сикорский

1980 — Идеальный муж — сэр Роберт Чилтерн

1980 — Альманах сатиры и юмора — «Шубка»

1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Юрий Николаевич Девятов

1980 — Три года — Панауров

1981 — Бешеные деньги — Телятев

1981 — Карнавал — Михаил Соломатин

1985 — Битва за Москву — Генерал Петровский

1986 — Левша — Царь Николай I

1986 — Кин-дза-дза! — пацак Би

1987 — К расследованию приступить. Клевета. — Антон Михайлович Звягинцев

1987 — Претендент — Хадсон

1987 — Время сыновей — Академик

1988 — Штаны — Бацанов

1989 — Кома — отец

1990 — Ловушка для одинокого мужчины — Комиссар полиции

1991 — Плащаница Александра Невского — профессор Уваров

1991 — Машенька — Потягин

1991 — Семь дней после убийства — генерал

1991 — Велисса — Отец

1991 — Виват, гардемарины! — фельдмаршал Степан Апраксин

1992 — Гардемарины — III — фельдмаршал Степан Апраксин

1992 — Милостивые государи — Автор, Комик, Колпаков, Доктор

1992 — Танцующие призраки

1993 — Дети чугунных богов — генерал

1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант — отец Анатолия

1994 — Трагедия века — генерал Петровский

1995 — Воровка

1995 — Мелочи жизни — Самофалов

1996 — Старые песни о главном 1 — Голос за кадром

1997 — Графиня де Монсоро — Барон де Меридор

1997 — Корабль двойников — Голос за кадром

1998 — Старые песни о главном 3 — Заместитель главы администрации Бунша / Иван Грозный

2007 — Ирония судьбы. Продолжение — Ипполит Георгиевич

Роли на телевидении

Томас Чалмерс — «Кража». Режиссёр Л. Пчёлкин

Джефф Питерс — «Поросячья этика». Режиссёр В. Шлезингер

Счастливый влюблённый и Сыщик — «Игра». Режиссёр К. Худяков

Фрезер — «Потоп». Режиссёр Е. Симонов

Пустернак — «Дайте мне старуху!» Режиссёр Е. Симонов

Мефистофель — «Фауст». Режиссёр Е. Симонов

Роберт — «Опасный поворот». Режиссёр В. Басов

Отец де Гриё — «Манон Леско». Режиссёр Р. Виктюк

Магнат — «Претендент». Режиссёр К Худяков

От автора — «Игра». Режиссёр К. Худяков

От А. Чехова — «Путешествие к Чехову». Режиссёр О. Кознова

От автора — «Путешествие по Пушкинской Москве». Режиссёр О. Кознова

Воланд — «Мастер». Режиссёр О. Кознова

Весьма важное лицо — «Дело Сухово-Кобылина». Режиссёр Л. Пчёлкин

Капитан Битти — «Этот фантастический мир», вып. 10, «Знак Саламандры». (1984). Режиссёр Т. Павлюченко

Автор — «Игра в детектив». Выпуск 1 (1987, Центральное телевидение). Режиссёры: Леонид Пивер, Виктор Крюков

Барон де Меридор — «Графиня де Монсоро». Режиссёр В. Титов

Профессор Персиков — «Роковые яйца». (1992) Режиссёр О. Кознова

Известные фразы из кинофильмов

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973):

«Очень приятно. Царь»

«Красота-то какая. Лепота!»

«Замуровали! Демоны!»

«Ты пошто боярыню обидел, смерд?»

«Танцуют все!»

«Я требую продолжения банкета!»

«Ты чьих будешь, холоп?»

«Здрав буде, боярин!»

«Оставь меня, старушка, я в печали»

«В милицию замели, дело шьют…»

«Гитлер капут…»

«Простите, как Ваше имя-отчество?»

«Ах, боярыня красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна…»

«Меня терзают смутные сомнения…»

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975):

«Какая гадость эта ваша заливная рыба…»

«О-о! Тёпленькая пошла…Потрите мне спинку, пожалуйста…»

«Подогрели… обобрали… нет-нет, подобрали, обогрели…»

«Кин-дза-дза» (1985):

«Слушай, родной…»

«Кю! Зараза!»

«Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю!?»

«Небо… Небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач…»

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»

«Скрипач не нужен, дядя Вова»



via
Tags: актеры, история CCCР, кино, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments