historian30h (historian30h) wrote in foto_history,
historian30h
historian30h
foto_history

Как русский крестьянин становился революционером


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это фотография пропавшей картины художника Попова Л.В. «В деревне «Вставай, подымайся!...», которую он написал в 1906-1907 гг. по горячим следам революционных событий в деревне.
Сегодня это образ горячего крестьянского юноши, всем сердцем выбравшим революцию, станет для нас поводом поговорить о том, как вообще юноши-крестьяне становились революционерами.


В 1923 году пишет подробную дореволюционную автобиографию Белохвостов Петр Евдокимович, член РСДРП(б) с 1 марта 1905 г.

Из государственных крестьян. Прадед его и дед были пастухами, отец батрачил более пятидесяти лет. Крупное село Ново-Репное Саратовской губернии. Сам герой родился в 1885 г. Ко времени эпизода ему было полных 18 лет.

Цитата: «Крайняя бедность родителей, ранний труд подорвали мои младенческие силы и я заболел худосочием. Родители … отдали меня в земское училище… но все таки не могли отказаться от моих услуг и заработка, с 12 лет я … пас овец, коров и пахал на волах и так по зимам учился, а лето работал».
Итак, первая предпосылка рождения революционера – социальная происхождение из потомственных беднейших слоев крестьянства, не имеющих собственного земельного хозяйства.

Учитель рекомендует отдать мальчика в казенное воспитание для получения среднего образования, но родители вынуждены отправит его батрачить. «По зимам мне разрешалось родителями заниматься самообразованием». «Заразившись наукой … я отказывал себе в детских играх. В такие моменты, когда в отчаянии я готов был оставить , удалиться в учебное заведение или хотя бы в монастырь, где бы могли приютить меня как Ломоносова, но благоразумие каждый раз останавливало меня».
Вторая предпосылка рождения революционер – тяга к знаниям, самообразование.

Работая у кулаков, будущий революционер почти сразу проявил норов: «устраивал «стачки» и «забастовки», - «срыв и увод работ, за что получил от них полное пренебрежение – «Петька не работник, а смутьян, хочет, чтобы рабочих кормили как людей, да плату давали хорошую». Возможно, что вспоминая это в 1923 г., уже закаленный боец революции несколько преувеличивает, однако, третья и четвертая предпосылки рождения революционера очевидны: сильный характер и стремление к справедливости. Между прочим, отмечаем, что в данном отрывке кулак – это не крестьянин, а сельский работодатель, на которого крестьяне работают, как до этого работали на помещика.

В 1903 г. наш герой, как редкий на селе грамотей, получает должность писца в Новорепинском волостном правлении. «Изучаю архивы, законы».

С началом войны с Японией парень, проникшись чувством патриотизма, решает идти на войну и заслужить чин офицера. Пишет письмо дяде-фронтовику, можно ли прибыть добровольцем. Обращаю внимание: он еще пытается подняться в рамках существующей системы.

Но в апреле 1904 г. вечером у правления юный писарь встречает странника лет за 30, который был, «по-видимому, не русский». «Прохожий, весь разбитый и усталый, дрожащими руками достает документ, свидетельство, данное не помню каким губернатором административно высланному – австрийскому подданному, дезертиру австрийских войск Иосифу Вейник в том, что он по ниже указанному маршруту следует пешком и долее двух суток оставаться не имеет права». Кстати, первый раз встречаю такой статус.

Юноша пожалел странника и пригласил к себе в дом. Там они и общались две ночи, в результате чего рождается новый революционер.

Вейник говорит: «Я член австрийской социал-демократической партии, сам из Вены, офицер. Убил австрийского генерала и сдезертировал под видом простого солдата в Русь…»

Поскольку Вейник в течение двух ночей умело пропагандирует и вербует юношу, привычно участвует, как мы увидим, в подделке документов, то мы вправе усомниться в этой его легенде. Уж больно легенда и статус странника удобны для ведения молекулярной пропаганды среди крестьянства. Тем более, Вейник прямо скажет, что русско-японская война закончится революцией. Вот такие революционные пироги.

Вейник «рассказал, как живут за границей… объяснил о тайнах венценосных особ… и подчеркнул, что ваши де царицы Александра, а по ихому Алиса до брака с Николаем у них в Вене выступала в театрах в качестве балерины, женщина распутного поведения и т.д. а царь де у вас дурак, он ничего не понимает и им ворочают кому только из придворных не лень». Обращаю внимание, насколько точно Вейник бьет в цель: юношу необходимо сначала лишить распространенных среди крестьян «царистских иллюзий», для этого странник использует оружие слухов, - дело в том, что в силу неграмотности крестьянства слухи были для них важнейшим средством получения информации, к слухам крестьяне были вынужденно доверчивы, и этим пользовались как русские народники, затем эсеры, затем кулаки-борцы с коллективизацией.

«..Товарищ Вейник ознакомил меня, какая у них партийная программа… к чему она ведет. Объяснил об учении К.Маркса и Энгельса, подчеркнул знаменитые слова манифеста «Пролетарии всех стран соединяйтесь» и то что «пролетариату терять нечего, кроме своих цепей и завоюет весь мир». «Вторую ночь … все что нужно я записал на память, списав со слов программу австрийской СДРП, программу СДРП (фракции большевиков)». В принципе конспирологи имеют право порадоваться – установлена связь большевиков с немцами еще в 1904 г.)) Их программа пиарится сразу после австрийской.

Юноша проникся: «..достал из архива Волостного правления просроченный пятилетний паспорт, сделав в нем нужные исправления, билет, книжку, вручив ему и получив наказ всемерно стремится к тому , чтобы умело вербовать себе товарищей, вести среди них пропаганду, но делая это в глубоком секрете… так как многого верить среди крестьян, когда они до потриотства верят царю и правительству нельзя, а работу не ослаблять, идя медленным шагом, но вперед, ожидая исхода русско-японской войны, которая несомненно закончится революцей, к тому времени необходимо быть готовым». Вот это абзац прочитайте еще два раза подряд. Без комментариев))

«Записав его наказ, пять революционных песенок, т.Вейник на прощание … сказал: «а паспортишки всегда имей в запасе, как для себя, так и для нас многогрешных…»

Юноша для себя сделал выбор: «Наконец и я могу быть полезным». А мы отмечаем последнюю предпосылку рождения революционера – встреча с уже действующим борцом за дело революции. Как результат – начало противозаконной деятельности, подделка документов.

Совершенно не должно удивлять теперь нас, что когда приходит письмо от дяди-фронтовика, мол, приезжай, определим, молодой уже революционер-подпольщик отнекивается: «Полюбил девушку».

А дальше: революционер революционера видит издалека. 1 мая 1904 г. юноша вместе с другими служащими участвует в пикнике на лоне природы. Он не называет это маевкой, но именно там студенты из Москвы вдруг понимают, что говорят с ним «на одном языке», отходят в сторону. Запевают «Марсельезу» и оказывается, что паренек-то знает слова! - студенты обещают привезти ему революционные книги и листовки.

1 марта 1905 г. Петр Белохвостов становится членом РСДРП(б)
Tags: история России
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments