?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Противотанковые рвы. Ростов-на-Дону летом 1942. 
17th-Aug-2013 05:09 pm
Приведу несколько фотографий, можно сказать эксклюзивных, на тему противотанковых рвов и обороны Ростова-на-Дону в июле 1942 года, а к фотографиям добавлю выдержку из книги Вилли Кубека "Передовой отряд смерти. Фронтовой дневник разведчика Вермахта 1942–1945"

"22 июля 1942 г.
Постовой будит моего водителя и водителя заднего хода еще в 3 часа утра. Оба готовят бронемашину к поездке.
Я поднимаюсь в 5 утра, приношу кофе, наскоро вытираю пыль с вооружения, потом мы завтракаем.
Ждем приказа следовать дальше. Тем временем раздают почту, и я сажусь черкнуть несколько строчек домой. В конце концов, уже в 9.45 снимаемся с места. Сегодня тоже пыльно, но не так, как вчера.
Сотни единиц техники нашей 13-й дивизии следуют вплотную друг к другу, временами по дороге в одном и том же направлении следует до 3 колонн техники. Несколько сотен метров тащимся, потом стоим, потом снова трогаемся и, чуть проехав, опять стоим. Над нами гудят наши бомбардировщики.
Вокруг ни единого села, только поросшие высокой травой поля, усеянные невысокими холмиками.
Проехав всего ничего, останавливаемся. Причем надолго. Неописуемое зрелище: впереди видим длинный противотанковый ров, где сосредоточился противник. Перед ним в балке затаились несколько наших бронемашин в полной боевой готовности.
Наши машины трогаются с места и направляются к позициям врага. Часть техники следует прямо через противотанковый ров, остальные — вдоль позиций противника. Наша артиллерия и танки ведут по неприятелю ураганный огонь, русские не отвечают.

Munchner Illustrierte
Немецкий танк преодолевает противотанковый ров под Ростовом, июль 1942 года. Кадр из газеты "Munchner Illustrierte"

На стрелках часов 12.00. Следующие впереди нас колонны переваливают через противотанковый ров. Внезапно единственное орудие русских выпускает по нам с десяток снарядов. Останавливаемся и выжидаем.
Все колонны впереди нас, в том числе и дивизия СС «Викинг», трогаются с места и следуют дальше. Наконец, доходит очередь и до нас. Но едва мы одолели 5 километров, как двигатель нашей бронемашины снова перегрелся — не хочет тянуть, и точка! Сворачиваем налево и останавливаемся. Хайн снимает топливный насос. Мимо нас движутся 3 колонны и еще войска на гужевом транспорте.

Kriegsberichter
Советские солдаты сдаются в плен солдатам дивизии СС "Викинг", июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Альтштадт, фотограф 5-ого взвода военных корреспондентов СС

С понурым видом навстречу тянутся колонны русских пленных, как правило, группами в два десятка человек, на них никто не обращает внимания.

Kriegsberichter Altstadt
Советские солдаты сдаются в плен солдатам дивизии СС "Викинг", июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Альтштадт, фотограф 5-ого взвода военных корреспондентов СС

К 18 часам мы снова трогаемся с места, теперь приходится все время обгонять другие колонны.
Проехав 1 километр, добираемся до противотанкового рва и переезжаем его.
Вся дорога на этом участке в воронках от авиабомб и снарядов. К 20 часам нагоняем наше противотанковое подразделение, а потом и обгоняем его.

030513-12
Солдаты штурмового отряда отдыхают после боя на дне противотанкового рва, июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Гримм, фотограф роты пропаганды (Propagandakompanie)

В конце концов мы оказываемся со своей ротой, расположившейся на окраине села прямо в поле. Тут же ужинаем, кормят рыбой, выдают и сливочное масло. Спим на земле прямо у нашей бронемашины."

promo michaelsvoboda 15:16, вчера 12
Buy for 510 tokens
Ехидная ухмылка выглядит так. Возможно вы, прочитали название этого выпуска и на вашем лице появилась ехидная ухмылка. Ведь все настолько очевидно, без диеты, тренировок и мощного самоконтроля сбросить лишний вес невозможно. Но не спешите делать заключение. ВСЕ возможно в…
Comments 
17th-Aug-2013 01:44 pm (UTC)
Интеренсно!
17th-Aug-2013 03:55 pm (UTC)
спасибо!
17th-Aug-2013 01:52 pm (UTC)
Вид противотанковых рвов весьма внушителен.
По приведенным фотографиям неясно, как эти рвы преодолевались.
17th-Aug-2013 04:03 pm (UTC)
в мемуарах Феликса Штайнера сказано что саперный отряд пробирался ко рву и подрывом, а затем лопатами доводил стенки рва до состояния позволяющего проехать тяжелой технике. Делалось всего несколько таких проходов и немцы двигались вперед, труды десятков тысяч ростовчан никак не смогли сдержать вражеские войска.

вот тут я обрисовал один из рвов
http://man-from-south.livejournal.com/30567.html
а здесь ребята другой отметили
http://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/progulki_po_gorodu/voskresnaja_progulka_v_poiskakh_protivotankovykh_rvov/4-1-0-101
17th-Aug-2013 04:13 pm (UTC)
Судя по всему, ров как средство фортификации вольно или невольно неправильно использовали: его тупо бросали как таковой, уповая что ров сам по себе остановит танк. А между тем наличие одного стрелкового подразделения могло бы отогнать немецких саперов,и тогда проход технике врага был бы закрыт. Это ведь очень и очень немало- лишить врага наземного технического преимущества !

Ваши посты , указанные по ссылке весьма интересны, спасибо !
18th-Aug-2013 02:45 am (UTC)
наличие одного стрелкового подразделения могло бы отогнать немецких саперов

А немецкое стрелковое подразделение не могло бы отогнать русское?

Нужна полноценная комплексная оборона - доты, артиллерия, мины, рвы.
Как линия Маннергейма - Красная армия два месяца не могла ее прорвать.
18th-Aug-2013 03:47 am (UTC)
Для обороны борьба одного стрелкового подразделением с другим - самое то.
Одно дело, когда в арсенале атакующих авиация, артиллерия и бронетехника, а другое - когда эта бронетехника вдруг нейтрализуется.

Ну а с тем, что для крепости обороны нужны и указанные вами доты и пр., не спорю.
Просто в случае с Ростовом немецкие саперы действовали вообще вольготно.
22nd-Aug-2013 05:06 am (UTC)
Ставка на рвы и УРы - атавизм ПМВ с её позиционностью.
Они должны были сковать противника. А тот сковываться не хотел. И его высокая манёвренность, позволяла ему это делать.
17th-Aug-2013 02:01 pm (UTC)
а когда наши наступали, немцы рыли у себя противотанковые рвы?
или даже перефразирую: рытье этих самых окопов, насколько это вообще рационально?
(Deleted comment)
17th-Aug-2013 02:38 pm (UTC)
да, вот кстати насчет евреев...
про т.н. холокост прожужжали все уши.
а почему за цыган никто не вписался? (или кого там еще немцы массово уничтожали)
и в итоге нету цыганского холокоста, например?!
22nd-Aug-2013 05:10 am (UTC)
Цыганский Холокост есть. И имеет название (не помню, смотрите в Вики).
В Нью-Йорке даже музей его есть - аналог Яд Вашема.
А мало об этом вспоминают, поскольку цыгане, несмотря на свою ушлость, не тянут на евреев в постоянстве и напористости. Аналогично все знают про геноцид армян, но мало кто - про ассирийский геноцид (который был покруче).
17th-Aug-2013 03:35 pm (UTC)
конечно, как без них?
18th-Aug-2013 12:47 am (UTC)
да, действительно.
что это за война без рытья противотанковых окопов.
17th-Aug-2013 04:08 pm (UTC)
по-моему немцы рвами незаморачивались, зная насколько легко они преодолеваются.
Во всяком случае Ростову рвы не помогли.
Слова Ильи Григорьевича Старинова: "...На душе неспокойно. Коль скоро в Ростове по-прежнему уповают на противотанковые рвы, значит, необходимого количества мин, а возможно, и взрывчатки нет..." Хотя директива о возможно большей замене противотанковых рвов другими, более эффективными и менее заметными противотанковыми препятствиями была подписана еще при первой обороне Ростова.
17th-Aug-2013 04:40 pm (UTC)
Если они прикрыты огнем то, вполне эффективны.
(Deleted comment)
17th-Aug-2013 03:12 pm (UTC)
"Водитель заднего хода", насколько я подозреваю, термин ПМВ.
Тогда многие броневики действительно имели два хода и два поста управления.
(Deleted comment)
17th-Aug-2013 05:57 pm (UTC)
Достаточно покопаться в моём журнале.
17th-Aug-2013 04:11 pm (UTC)
например бронеавтомобиль Sd.Kfz.234
Внутреннее пространство Sd.Kfz 234 было разделено на два отсека - в заднем находился двигатель, а передний представлял собой боевой отсек с вращающейся башней и вооружением. Передний водитель наблюдал за дорогой через единственное наблюдательное отверстие, которое в боевых условиях закрывалось бронированным люком с узким отверстием. Подобные же отверстия располагались и в боковых стенках корпуса. Задний водитель кроме наблюдательного отверстия перед собой мог использовать дополнительное отверстие в левой стенке корпуса. Перед креслом переднего водителя чуть справа размещался эвакуационный люк.
С обоих сторон корпуса на высоте кресла заднего водителя размещались выходные люки, которые закрывались кромальерами, размещаемыми в верхней части люков.
(Deleted comment)
18th-Aug-2013 02:31 am (UTC)
Лобовая броня 30мм, борт 10мм.
Можно отступать, продолжая стрелять и не разворачиваясь бортом.
17th-Aug-2013 04:36 pm (UTC)
На последней фотографии не похоже на ПТР. Возможно какая то балка или промоина. Для ПТР он узковат и края заросли
17th-Aug-2013 09:05 pm (UTC)
это скорее всего один из рвов вырытых еще осенью 1941 года, почти год прошел...
17th-Aug-2013 09:27 pm (UTC)
Как вариант, хотя весной 1942 года была кампания по приведению в порядок всех рвов и прочей фортификации. Края уж очень неаккратные
19th-Aug-2013 04:20 am (UTC)
ПТР же не всегда копали инженерные части и техника. Может нагнали народ с окрестностей с лопатами да выкопали "как придётся".
19th-Aug-2013 07:35 am (UTC)
Случались ошибки в трассировке, но форма как правило выдерживалась. Приемку работы у "народа" все равно выполняли военные.
18th-Aug-2013 05:50 am (UTC)
Спасибо, хороший пост.
Оч типичная ситуация в ВОВ у РККА не хватало специалистов, войск и т.д.
Грамотно построенная оборона многое может, но нужно и войсковые части и минирование ит.д.
This page was loaded Sep 20th 2018, 5:03 am GMT.