Nekto_Nemo (nektonemo) wrote in foto_history,
Nekto_Nemo
nektonemo
foto_history

Category:

Krajina Ekspres

***




+ 8 фото-сканов + 3 видео ....>>>















В настоящее время бронепоезда практически не применяются в боевых действиях. Их бесполезность в современных войнах аргументируется рядом фактов, опровергнуть которые сложно, а порой — и не нужно. Но применение тех или иных видов вооружений, как правило, зависит от специфики самого конфликта. Ярким примером тому служат боевые действия на просторах бывшей Югославии в 1991—1995 гг. — войны в Хорватии и Боснии и Герцеговине, в которых на определённом этапе тремя регулярными армиями применялись несколько бронепоездов. Одному из них и посвящена эта статья.




Сербская Краина — район современной Хорватии, который со времен Средневековья населяли сербы. Длительное время он находился под управлением Австрии, которая дала Краине особый статус в обмен на участие сербов в войнах против Османской империи. После окончания Первой мировой войны и Хорватия, и Краина вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, переименованного затем в Королевство Югославию. Когда в апреле 1941 года Хорватия была оккупирована фашистами, она провозгласила независимость, и её возглавили союзники нацистской Германии — хорватские фашисты (усташи). Оккупанты отдали Хорватии территории и Краины, и современной Боснии и Герцеговины, на которых усташи создали несколько концлагерей и осуществили геноцид сербов, евреев и цыган, убив более семисот тысяч человек. В годы войны на территории Югославии борьбу с фашистами вели партизаны-коммунисты и лояльные эмигрировавшему королю четники.

Советская армия освободила значительную часть страны, и в 1945 году к власти в Югославии пришли коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито, хорватом по национальности. Превращая страну в федерацию, он включил Краину в состав Хорватии, но в её конституции сербский народ именовался государствообразующим.

Рост национализма в Хорватии и сепаратизма в Словении привел к распаду Социалистической Федеративной Республики Югославии. Начавшийся в 1990 году, он фактически продолжается до сих пор, хотя СФРЮ официально перестала существовать в 1992 году.

В 1990 году к власти в Хорватии пришли националисты во главе с Франьо Туджманом, который в 1940–1945 воевал на стороне партизан, а в начале 1970-х годов присоединился к хорватскому националистическому движению. На посту руководителя Хорватии он провел ряд антисербских мер, в частности, ввел в стране символику хорватских фашистов времен Второй мировой войны. В ответ на рост национализма в Хорватии сербы Краины потребовали автономии. Хорватские власти не только отказали им в этом, но и двинули на территорию Краины военизированные формирования. Сербы провозгласили суверенитет и заявили о желании остаться в составе Югославии. В 1991 году началась война. Югославская армия пыталась защитить краинских сербов, но в 1992 году она покинула Сербскую Краину.

С началом агрессии хорватов против Сербской Автономной Области Краины железнодорожники её столицы, города Книна, ушли в первые ряды защитников сербского народа. В 1991 году некоторые из них прошли обучение у «Капетана Драгана», ветерана австралийской армии, который имел большой военный опыт и стремился поделиться им с сербскими ополченцами путем создания центра подготовки разведчиков и диверсантов. Железнодорожники решили применить свои способности в привычной им обстановке — на железной дороге, и, в результате, в июле того же года в Книне был собран бронепоезд. В первой операции его вагоны были защищены мешками с песком. Для защиты от стрелкового оружия этого было достаточно, тяжелого вооружения у хорватов тогда было немного, а его поставки из-за границы только начинались. В конце поезда находился локомотив производства «Дженерал-Моторс». Из контролируемого сербскими милиционерами Грачаца поезд двинулся в направлении хорватских позиций близ Штикарне. Боевые действия показали необходимость улучшения защиты поезда от хорватской пехоты. В Стрмице бронезащита вагонов была усилена стальными плитами толщиной 25 мм. В тот период непосредственно боевыми были только два вагона. В передней части одного из них была установлена сдвоенная ЗСУ (зенитная самоходная установка — прим. ред.) M38 калибра 20 мм, захваченная партизанами во время Второй мировой войны. Первоначально это зенитное орудие было установлено в кузове грузовика, а затем им вооружили бронепоезд. На втором вагоне были размещены пусковые установки противотанковых ракет «Малютка» и ЗСУ M12 калибра 40 мм, произведенная в Великобритании. Также бронепоезд был вооружен пулеметами М53 — копией немецких МГ-42 времен Второй мировой войны. Через некоторое время поезд пополнился ещё одним боевым вагоном, поставленным между первыми двумя. Новый вагон оснастили так называемым «троцевцем» — строенным зенитным орудием калибра 20 мм, производимым в Югославии по испанской лицензии. Помимо него были ещё одноствольная ЗСУ M75 того же калибра и два американских пулемета M2HB калибра 12,7 мм. Локомотив защищали два пулемета M84 — копии советского ПК. Было усилено бронирование вагонов, в случае минометного или артиллерийского обстрела команда могла укрыться внутри них или внутри вагона со снаряжением. Поезд был окрашен в маскировочные цвета. После завершения всех работ он был задействован в боях близ Дрниша. Затем участвовал в операции по деблокаде складов в Свети Рок, поддерживал действия Югославской Народной Армии и краинской милиции. Именно тогда бронепоезд и начал обрастать легендами и получил свое знаменитое прозвище «Крайина Экспресс». Стоит отметить, что оно не менялось на протяжении всей войны, хотя поезд несколько раз менял свой формальный статус и команду. Первоначально он числился в составе Милиции Краины, а затем был приписан к Сербскому Войску Краины (регулярной армии).

В начале 1992 года при посредничестве представителей ООН между ЮНА и хорватской стороной было подписано перемирие.

По его условиям югославская армия покидала Краину, и её народ оставался один на один с агрессором, который получал помощь из-за рубежа. В это время бронепоезд сражался с хорватами в операции по деблокаде аэродрома Земуник близ Задара. После её успешного завершения «Крайина Экспресс» вернулся в Книн.

Весной 1992 года в Сербской Краине вдоль линии фронта разместились «голубые каски» — миротворцы ООН. Большую часть тяжелого вооружения краишники складировали в местах, охраняемых миротворцами. Границу с Хорватией должны были прикрывать подразделения легко вооруженной милиции. В боевых действиях наступила кратковременная передышка. Команда бронепоезда не теряла времени даром и активно готовилась к предстоящим боям. На первом боевом вагоне трофейная немецкая зенитка была заменена пушкой ЗИС-3 калибра 76,2 мм, принятой на вооружение Красной армии в 1942 году. Позади него были поставлены два НУРСа (неуправляемый реактивный снаряд — прим. ред.) калибра 57 мм. Эти системы предназначались для оснащения ими югославских штурмовиков, но самолетов в СВК было мало. На одном грузовом вагоне был и миномет калибра 120 мм, но применяли его редко. Перемирие с хорватами и работы на поезде не помешали его команде принимать участие в боевых действиях.



Весной 1992 года началась война в Боснии и Герцеговине, спровоцированная стремлением боснийских мусульман и боснийских хорватов отделить Боснию от Югославии. Американские дипломаты также внесли свою лепту в развязывание боевых действий. Силы боснийских мусульман нанесли ряд ударов по позициям боснийских сербов. ЮНА к тому времени ушла и из Боснии, СФРЮ прекратила свое существование. На помощь мусульманам и силам боснийских хорватов пришла регулярная хорватская армия, вторгшаяся на территорию государства боснийских сербов — Сербской Республики Боснии и Герцеговины, затем переименованной в Республику Сербскую (РС). Хорваты и мусульмане нанесли удар в самом уязвимом месте РС — в так называемом Посавинском коридоре, который связывал запад Республики Сербской и Сербскую Краину с восточной частью РС и с самой Союзной Республикой Югославией, состоящей из Сербии и Черногории. И хотя впоследствии боснийские мусульмане начали войну и против своих бывших союзников, боснийских хорватов и поддерживавшей их регулярной хорватской армии, тогда они вместе воевали против сербов. Агрессоры перерезали коридор, и на какое-то время западные сербские земли оставались без связи с восточными. Началась нехватка продовольствия и лекарств, поэтому вооруженные силы краинских сербов и ВРС (Войско Республики Сербской) в срочном порядке разработали операцию по выдворению зарвавшегося агрессора с территории Посавины. Планируемая операция получила название «Коридор» и началась в июне 1992 года. Железнодорожники из Книна в составе бригады Милиции Краины приняли активное участие в боевых действиях. За несколько месяцев сербы разгромили хорватские и мусульманские войска в этом районе и восстановили контроль над Посавинским коридором в районе города Брчко. Эта операция стала одной из наиболее успешных как для ВРС, так и для краинских сербов, и экипаж краинского бронепоезда внес в нее свой посильный вклад.

27 ноября 1992 года из сил Территориальной Обороны, ополченцев и военизированных формирований (добровольцев) было создано Сербское Войско Краины (иногда именуемое ВРСК — Войско Республики Сербской Краины). «Крайина Экспресс» и его команда отныне именовались Железнодорожной ротой 75-й моторизованной бригады VII-го Северодалматинского корпуса СВК, ответственного за южную часть Краины, в том числе и за район её столицы, Книна.

21 января 1993 года хорваты в результате внезапной атаки захватили район Масленицы. В СВК было мало резервов, в бой бросали всех, кого могли. Тяжелое вооружение изымалось с миротворческих складов и тут же отправлялось на фронт. Бойцы из команды бронепоезда сражались как пехота. В боях они понесли потери: погибло два солдата. Несмотря на то, что сербы смогли вернуть часть утерянной территории, город Новиград и Масленичский мост оставались в руках хорватов. После упорных боев поезд передислоцировали в Бенковац.

Именно тогда железнодорожники провели одну из самых знаменитых своих операций: были уничтожены хорватские склады с оружием в туннеле на окраине Задара. «Крайина Экспресс» выдвинулся из Бенковца в направлении позиций хорватов, которые прикрывались установками неуправляемых ракет. В начале поезда находился прицепленный к нему вагон со взрывчаткой и противотанковыми минами. У села Надин вагон был отцеплен и пущен в направлении хорватских складов в туннеле.




В тот период бронепоезд чаще всего дислоцировался в Бенковце, поддерживая действия бойцов СВК по отражению хорватских атак. В одной из операций «Крайина Экспресс» действовал совместно с бойцами «Капетана Драгана» и, в результате, был разгромлен батальон 159-й бригады хорватской армии. Через некоторое время экипаж бронепоезда был отправлен на отдых.

Летом 1993 года на поезде провели частичную смену вооружения. ЗИС-3 заменили на самоходное орудие M-18. Эти самоходки поставлялись в Югославию из США в 50-е годы. В Сербском Войске Краины их применяли в основном для артиллерийской поддержки пехотных и моторизованных бригад. Будучи достаточно популярны, эти самоходные установки имели и один недостаток — не очень надежный мотор. По этой причине одну из САУ и поставили на бронепоезд, снабдив и её, и весь поезд противокумулятивной защитой.

В 1994 году «Крайина Экспресс» сражался в Западной Боснии, где СВК и ВРС поддерживали отряды Фикрета Абдича, не желавшего подчиняться политикам в Сараево и стремившегося заключить с сербами мир. Им противостоял V-й корпус АРБиХ (армии боснийских мусульман). Близ города Бихач его бойцы попали в переднюю часть второго боевого вагона «Крайина Экспресса» противотанковой ракетой «Малютка». Был легко ранен член экипажа бронепоезда. В этом районе Боснии действия «Крайина Экспресса» ограничивались артиллерийской поддержкой ВРС, СВК и солдат Фикрета Абдича. В одном из туннелей экипаж бронепоезда наткнулся на мину, и после этого его сопровождали саперы. Также его действия осложнялись большим количеством бетонных бункеров, возводимых солдатами V-го корпуса. По ряду причин бронепоезд вернулся в Книн в декабре 1994 года. В боях в Западной Боснии он участвовал под названием 7-й бронепоезд и, как и прежде, находился в составе VII-го корпуса СВК.

В конце июля 1995 года хорватские подразделения нанесли поражение ВРС в районе горного массива Динара. Южная часть Сербской Краины, таким образом, попала в полуокружение. У «Крайина Экспресса» тогда были два экипажа: один располагался в Книне, другой находился в районе Динарских гор.

Ранним утром 4 августа 1995 года армия Хорватии начала операцию «Олуя» (Буря) против Сербской Краины. Двести тысяч хорватских солдат обрушились на тридцатитысячную армию краинских сербов. На Книн, в котором было мало военных целей, упали более трех тысяч снарядов. Когда первые из них начали попадать в железнодорожное депо, экипаж, находящийся в городе, принял участие в обороне Краины. Бронепоезд выдвинулся в район Лики, но конкретных целей перед ним не было. Находясь в полуокружении, члены экипажа пустили поезд под откос, чтобы он не достался хорватам, а сами были вынуждены эвакуироваться на территорию Республики Сербской.

Оборона СВК была прорвана за несколько дней. Операция «Олуя», которая стала самой крупной военной операцией в Европе после Второй мировой войны, вылилась в этнические чистки: около 250 тысяч сербов вынуждены были покинуть Сербскую Краину, прекратившую свое существование.



прямая http://youtu.be/20iZTqKAH3s


прямая http://youtu.be/znBgfW3-kOk


прямая http://youtu.be/RMw_FhKs2Wo

фото-сканы-видео отсюда
текст статьи отсюда
Tags: Балканы, бронепоезда, видео, история Югославии, текст
Subscribe

  • Добрые таланты

    Не один Бунин был невероятно добр к собратьям по перу Лев Толстой о Максиме Горьком: " Злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно…

  • 1981 год, к 60-летию Аджарской АССР.

    Марка СССР, май 1981 года , серия: 60-летие Автономных Республик Аджарская АССР, существовала в 1921—1990 годах, входила в состав Грузинской ССР. В…

  • Памяти Рогожкина

    Упокой, Господи, во Царствии своём душу усопшего раба твоего Александра и отпусти грехи его, вольные же и невольные. В истории Александр…

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Добрые таланты

    Не один Бунин был невероятно добр к собратьям по перу Лев Толстой о Максиме Горьком: " Злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно…

  • 1981 год, к 60-летию Аджарской АССР.

    Марка СССР, май 1981 года , серия: 60-летие Автономных Республик Аджарская АССР, существовала в 1921—1990 годах, входила в состав Грузинской ССР. В…

  • Памяти Рогожкина

    Упокой, Господи, во Царствии своём душу усопшего раба твоего Александра и отпусти грехи его, вольные же и невольные. В истории Александр…