visualhistory (visualhistory) wrote in foto_history,
visualhistory
visualhistory
foto_history

Categories:

Китайские плакаты периода Культурной революции

После знакомства с чучхейской живописью обратимся к не менее богатому и занимательному материалу, именно китайским пропагандистским постерам. Это самостоятельное культурное явление, которое, как и в случае с КНДР, представляет собой симбиоз заимствованных художественных форм и шаблонов советского агитпропа с местными традициями изобразительного искусства, ментальностью и социально-политическими реалиями. При этом плакат КНР по своему стилю и содержанию довольно сильно различаются в зависимости от исторического периода. Сегодня мы рассмотрим период Культурной революции (1964-1974), а в следующий раз возьмём для сравнения более ранние годы (1950-1963).
Мне кажется, что китайские плакаты именно периода Культурной революции наиболее экспрессивные, они вобрали в себя неистовый дух того безумного времени, которое можно образно назвать "социальным ядерным взрывом". Ничего подобного в СССР или других странах социализма не было, поэтому эти китайские произведения цепляют не только самобытностью, "экзотичностью" художественного языка, но и погружением в неведомый нам мир "Красного Китая". 
Чтобы сразу разбить поверхностные ассоциации со сталинским СССР, мы начнём наш обзор не с шаблонного "милитаристского" плаката.
Как вы думаете, что пропагандирует эта дама?



Крупнее



Ответ. На этом плакате последнего года Культурной революции (1974) пропагандируется государственная задача ограничения рождаемости ("одна семья - один ребенок"). В одной руке пособие по "планированию семьи", в другой - пузырёк с противозачаточными пилюлями.
Эта политика проводилась настолько жестко, что привела к появлению около 200 миллионов "неучтённых" китайцев. Для многих семей оказалось проще растить офоициально не существуюшего второго ребенка, чем попасть под всевозможные санкции, в т.ч. в отношении первого дитя.

Далее пойдём уже более-менее хронологически.
Название "Культурная революция" закрепилось за Великой Китайской Смутой почти случайно, просто в начале тех событий шла очередная кампания по "культурному воспитанию масс на примере героев".  В принципе, это нам хорошо знакомо по советской истории (Стаханов, Чкалов, Матросов), но в Китае были герои со своей спецификой. В 1963 г. одним из культовых персонажей стал простой паренек, задавленный грузовиком. Его жизнь была абсолютно ничем не примечательна, кроме того, что он до последней минуты штудировал цитатник Мао. Однако в руководстве КПК тогда решили, что такие неприметные парни и есть настоящие примеры для масс: скромность и преданность идеям Мао.
Впрочем, были там и персонажи, более похожие на героев в нашем понимании. Такие как некий Huang Jiguang, который воевал "добровольцем" на Корейской войне и геройски погиб не ней.
Не помню, как там это произошло, но на плакате (около 1964 г.) выглядело очень красиво:


Здесь уже сразу чувствуется стилистическое отличие от советских аналогов: больше динамики и экспрессии. У китайцев герои должны летать, в чём нас не раз убеждал их кинематограф.

На следующем плакате молодые люди с цитатником Мао в руке (хунвейбины или цзаофани) идут куда-то:


Крупнее
Это также совершенно не советская реалия. В годы Культурной революции сотны тысяч молодых людей большими и малыми отрядами шли пешком через всю страну, чтобы выразить свою преданность Мао, а если потребуется - защитить его от ревизионистов. Многие из них потом приняли участие в ожесточенных уличных боях с партийными комитетами в Шанхае и ряде других крупных китайских городах.

Цитатник Мао в руке - это вообще символ всей Культурной революции. Это мы видим на множестве документальных фотографий и, тем паче, на плакатах.
Считалось, что учить цитаты Мао следует не отрываясь от производства, стоя у станка или работая на тракторе:

Можете такое представить в СССР?

Одним из главных тезисов Мао была неизбежность мировой войны с империализмом и советским ревизионизмом. Соответственно, огромное место в пропаганде отводилось военной подготовке и поднятию боевого духа.
Этот плакат называется "Железный бастион" и призывает присоединиться к Китайской народной армии (НОАК):




По сравнению со скучными позднесоветскими армейскими плакатами (которые обычно висели на плацу в.ч.), китайские агитки 1970-х смотрятся просто как постеры к американскому кинобоевику в стиле "Коммандо":

Чувствуете экспрессию?

Если советский плакат с 1960-х гг. уходил всё больше в трафаретность, шаблонность, откровенную бездарность, то китайский в 1970-е становился всё более живописным, художественным.
Этот плакат призывает повышать бдительность в защите родины-матери:

Крупнее
Только посмотрите, какая здесь проработка образов!

Некоторые образцы, безусловно, поднялись едва ли не до шедеврального уровня.
Например, плакат с конным дозором в снежную бурю просто воскрешает в памяти образы васнецовских былинных богатырей:



Крупнее
Я бы себе такой на стену повесил!

В обратном переводе с английского название этого плаката звучит примерно как "Полевая подготовка сделает наши красные сердца преданными идеям Председателя Мао навеки":



На этом плакате мы видим сцену обучения женщин стрельбе из артиллерийского орудия:

Крупнее

Впрочем, не всегда художники выбирали для плаката китайский вариант соцреализма. Есть замечательные образцы другой графической манеры:


Крупнее
Однако и здесь нельзя не отметить экспрессивность красок.

Все эти воинственные художества не были лишь "бумажным тигром", милитаристский психоз в конце-концов привёл к реальному вооруженному столкновению с бывшим союзником и благодетелем, которое, к счастью, не вылилось в полномасштабную войну. Я имею в виду события на Даманском полуострове 1969 г.
По их итогам, кстати, в 1970-м г. появился такой плакат:

Подпись к нему гласит: "Мы не атакуем, если только сами не подверглись атаке. Но если подвергнемся, то, безусловно, будем контратаковать".

По мере затуханию Культурной революции воинственность и неистовство на плакатах стало уступать место настроениям радужности, лучезарной радости народных масс.

Этот плакат 1976 г. показывает народную поддержку Хуа Гофену, назначенному преемником Председателя Мао, скончавшегося в том же году:


Крупнее

А дальше на китайских плакатах будут появляться уже совсем другие призывы и образы.
Tags: искусство, история Китая, плакаты
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments