А3 (tlrm) wrote in foto_history,
А3
tlrm
foto_history

Category:

К 60-летию Ту-95

Оригинал взят уtlrmв К 60-летию Ту-95
12 ноября 1952 года экипаж летчика-испытателя А.Д. Перелета поднял в воздух изделие "95-1". 

Ту-95

За время Великой Отечественной Войны СССР вынужден был все силы бросить на создание истребительной, штурмовой и тактической бомбардировочной авиации, радиус действия которой с бомбовой нагрузкой не превышал 1500-2000 км. К концу войны основной парк дальней бомбардировочной авиации СССР составляли самолеты Ил-4, Пе-8, американские B-24 Либирейтор", Митчелл B-25, Дуглас А-20 и совсем немного Хэндли-Педж (предположительно "Хэмпден") английского производства. Самыми "дальнобойными" были Ил-4, Пе-8 и "Либирейторы", которые способны были с бомбами летать на расстояние до 2500 км. А боевой радиус имели еще меньше. Но к концу войны, когда Американцы продемонстрировали наличие атомных бомб, весьма остро встал вопрос о дальней авиации, способной нести аналогичные советские изделия. Стало понятно, что в ближайшем будущем основным врагом СССР станет Америка.

В следствие тяжелейшей войны, отнявшей огромные силы у страны, к середине 40-х СССР утратил лидирующие позиции в дальней авиации не смотря на то, что дореволюционная Россия стала фактически родоначальницей дальней бомбардировочной авиации и еще в 30-х годах СССР не имел себе равных в этой области. Бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 были лучшими машинами того времени. После войны стало понятно, что США создав B-29 шагнули далеко вперед создав самолет с боевым радиусом  более 3000км. То есть с бомбовой нагрузкой.



Советские авиаконструкторы во главе с Туполевым и Мясищевым занимались разработкой аналогичных машин, но испытывали очень серьезные проблемы из-за отсутствия технологий и необходимых двигателей. В режиме великого цейтнота времени Мясищев предложил создать новый самолет скопировав американский B-29 улучшив его характеристики. Туполев озвучил эту идею Сталину и удачно попал в струю его собственных идей на счет того как в кратчайший срок преодолеть отставание в области дальней авиации.   Так на свет появился Бомбардировщик Ту-4, который внешне был практически точной копией B-29, но обладал большей дальностью до 6000 км.



Однако, этой дальности было не достаточно для того чтобы покрыть всю территорию США, и тем более чтобы вернуться обратно. И пока в СССР не было самолетов с большей дальностью разрабатывались различные проекты по созданию Арктических аэродромов, систем дозаправки в воздухе и даже, рассматривался вариант приводнения на обратном пути в районах, где дежурили бы подводные лодки, которые подбирали бы выжившие после приводнения экипажи. 

Но к тому моменту,как СССР был готов производить Ту-4 массово, США создали сразу 2 самолета, которые сильно опередили Советские разработки. К 1947 году бомбардировщик B-29 прошел апгрейд до B-50. Внешне эти машины отличались не сильно. B-50 имел более высокий (на 1,5м) киль и новые двигатели. Самолет получился тяжелее, но благодаря большему запасу топлива и лучшим двигателям, он имел максимальную дальность с бомбовой нагрузкой до 10 000 км. Хотя бомбовая нагрузка была небольшая, но речь в основном шла о хотя бы одной атомной бомбе.





Второй самолет это гигантский шести - десяти двигательный монстр B-36 фирмы Convair с милым названием "Peacemaker" или "Миротворец". Он имел 6 поршневых двигателей развернутых пропеллерами назад и создающих толкающее, а не тянущее, как обычно, усилие. Прорабатывался вариант с дополнительными 4-мя дополнительными реактивными двигателями, по 2 в общей мотогондоле. Он имел размах крыльев более 70м и длину почти 50м. Численность экипажа достигала 15 человек. Этот монстр имел максимальную дальность уже более 15 000 км. Без нагрузки он совершил полет на 18 000 км.





На этой же модели B-36N (Nuclear) отрабатывалась технология установки ядерного реактора в качестве центральной двигательной силы. На фото ниже представлен B-36N вместе с сопровождающим его B-50 Видна переделанная носовая часть с кабиной пилотов и дополнительные мотогондолы с реактивными двигателями под крыльями.





Таким образом, СССР должен был противопоставить что-то новым американским дальним бомбардировщикам. В 1949 году вышло постановление правительства о создании нового стратегического бомбардировщика, а 9 января 1951 года опытный образец Ту-85 поднялся в воздух.






Для дальнего бомбардировщика очень важны экономичные и мощные двигатели, а их-то как раз в СССР и не хватало в то время. Ту-85 имел длину около 40м и размах крыльев около 56м. В сентябре 1951 года были проведены испытания самолета с бомбовой нагрузкой по замкнутому маршруту 9500км Москва-Киев-Харьков-Сталинград-Москва. В районе Сталинграда Ту-85 сбросил 6000кг бомб. Дальность была существенно больше чем у Ту-4, но общая компоновочная схема и такие показатели как скорость и высота полета оставались сходными с Ту-4 и были характерны для всех самолетов с поршневыми двигателями в целом. Опыт войны в Корее, где американские B-29 впервые столкнулись с МиГ-15, показал, что поршневые самолеты не могут эффективно противостоять реактивным истребителям, а следовательно, в случае использования Ту-85 против американских самолетов F-84 и F-86, его ожидают те же самые проблемы. В этот трудный момент Туполев свернул работы по созданию Ту-85 и сделал ставку на новые, тогда еще перспективные турбовинтовые двигатели НК-12. Он понимал их потенциал и понимал, что иного, скол-нибудь приемлемого по времени решения этой проблемы нет. Использовав опыт создания Ту-85, КБ Туполева начало форсированные работы по созданию изделия "95" со стреловидным крылом и 4-мя НК-12 имеющих соосную схему расположения пропеллеров.
Параллельно КБ Мясищева начало работу по проекту "М4", пытаясь перейти на реактивные двигатели. Туполев поставил на турбовинтовые и фактически выиграл эту гонку. Отсутствие двигателей с заданными параметрами не дали М4 серьезно конкурировать с Ту-95. Фактически, имея наработки по стреловидному крылу большого удлинения, которые появились еще в конце 40-х благодаря трофейным немецким данным и собственным наработкам ЦАГИ, Туполев взял фюзеляж от Ту-85 и совместил его со стреловидным крылом, расчеты и разработка которого не представляла уже на тот момент сложности для аэродинамиков, прочнистов и технологов. Поэтому спроектирован самолет был очень быстро. Конечно нельзя не отметить, что на тот момент СССР выделял практически любые средства, задействовал все необходимые ресурсы для создания Ту-95 и М-4. Курировало работы НКВД, как и во времена создания Ту-2 и превращения трофейных B-29 в Ту-4. Реактивные двигатели АМ-3 Микулина не оправдали надежд, а вот Нк-12 Кузнецова превзошли все ожидания. И здесь справедливости ради и не умоляя никак заслуг выдающегося конструктора, следует отметить, что в создании НК-12 учитывался опыт создания двигателя НК-2, который в свою очередь, был разработан на основе немецкого Junkers Jumo-022. Его (Jumo-022) принципиальная схема представлена ниже.




Благодаря наработкам и творчеству Кузнецова и специалистов его ОКБ-276, НК-12 до сих пор остается самым мощным и экономичным ТВД в мире, который по сей день вращает лопасти Ту-95 и Ан-22.





Ту-95 проектировался можно сказать молниеносно. В июле 1951 года началось эскизное проектирование, а 12 ноября 1952 года опытный "95-1" впервые поднялся в небо. Не все складывалось гладко и первые образцы Ту-95 не соответствовали заданным параметрам по многим показателям. Масса машины оказалась выше расчетной. В борьбе за показатель массы пустого самолета Ту-95 лишился некоторых запланированных удобств для экипажа. Например Туалета с душем и коек для сна и некоторых других. Не все было хорошо по началу и с двигателями, то и дело возникали проблемы с управлением самолета.
Туполев был противником автоматических систем и считал, что "лучший автомат - это тот, который не стоит на самолете". Поэтому Ту-95 как и Ту-16 получил прямую механическую систему управления. Это означало гигантские усилия на рулях, которые должны были передаваться на штурвалы пилотов. Поэтому, чтобы люди могли справиться с колоссальными нагрузками на штурвалах, была создана хитрая и сложная система аэродинамических компенсаторов, помогавших нейтрализовать запредельные для человека усилия.

Однако, для того времени и положения дел, это был достаточно существенный прорыв, который перевел дальнюю бомбардировочную авиацию на новый уровень. Ту-95 и М4 (в последствии 3М) Мясищева, восстановили паритет дальней авиации СССР с мировыми державами, которые на тот момент были потенциальными противниками. Знаменитый американский аналог B-52 совершил первый полет на 7 месяцев раньше - в апреле 1952г. Оба самолета до сих пор остаются в строю и имеют вполне сопоставимые характеристики.

И если до появления крылатых ракет большой дальности Ту-95 немного уступал B-52 в дальности и боевой нагрузке, то с их появлением она стала совершенно не существенной.


Ту-95







На базе Ту-95 было создано множество различных модификаций. Наиболее известные это несомненно пассажирский дальнемагистральный Ту-114 и его правительственный вариант Ту-116


Ту-114


Самолет системы ДРЛО Ту-126 оборудованный системой "Лиана"





Ту-119 (Ту-95ЛАЛ), на котором предполагалось установить ядерный реактор и двигатели НК-14, которые через специальные теплообменники могли бы работать от реактора. Планировалось создать самолет глобальной противолодочной обороны на базе Ту-114. Проект планировался в 70-х годах, но в силу различных причин не был реализован.





Противолодочный Ту-142





В настоящее время на вооружении Российской дальней авиации находится 64 стратегических бомбардировщика Ту-95 МС различных модификаций, которые являются носителями крылатых ракет Х-55. По современным договоренностям между Россией и США Х-55 располагаются сейчас только на внешних узлах подвески самолетов. Внутри самолета предусмотрены установки барабанного (револьверного) типа для крепления ракет. Ту-95 МС может нести свободно падающие и корректируемые бомбы разных типов. Серийное производство завершилось в 1992 году. Сейчас производится только модификации имеющихся образцов.

За без малого 60 лет лет своей службы, самолет стал эпохальным и культовым. Он надежен, экономичен, неприхотлив в обслуживании и до сих пор совместно с комплексом вооружения соответствует необходимым требованиям для дальней авиации.

P.S. Использовались дополнительные материалы и фотографии из источников:
www.wikipedia.org
www.airwar.ru
www.zonamilitari.com
www.militariphotos.net
www.flyngplan.info
Из личного архива Кудрявцева В.Ф.
Tags: авиация, история авиации
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments