?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Берлинская стена, станция - переход Фридрихштрассе 
28th-Aug-2012 03:03 pm
Берлинская Стена, разделявшая город Берлин на Западный и Восточный сектор, являлась ничем иным, как государственной границей внутри города. Однако будучи возведенной внезапно, она "по живому" разрезала столицу Германии на две части, что привело к особенностям, по своему совершенно уникальным.

Пригородные поезда в Восточной зоне шли только до станции Фридрихштрассе, бывшей одним из главных переходных пунктов между Востоком и Западом.

Сегодня станция Фридрихштрассе, внешне мало изменилась. Снесли только перегородку между платформами, и поезда теперь идут спокойно насквозь, без помех.


Вот как она выглядит сейчас:


А когда то она выглядела вот так:


Обратите внимания на левую сторону, именно там видна "внутренняя" платформа, где останавливались Восточноберлинские поезда, отгороженая решеткой от платформ "западных". Перейти с нее на другие было совершенно невозможно- только выйдя на улицу и пройдя через специальный павильон с пограничным контролем. Тут же была завязка с двумя подземными линиями из Западного Берлина, выход из них на поезда западного направления был свободный, а в город- только через все тот же погранконтроль..


А вот схема системы, существовавшей раньше:



Красными стрелками тут показано, какой путь нужно было пройти, чтобы выйти на улицу для пребывающих с Запада, а синими- чтобы попасть на западные платформы "с Востока". С правой сторны не влезла станция подземного метро- начинаются красные стрелки именно оттуда, а далее идут через подземную же станцию С-бана, идущую со стороны Северного Вокзала (номер 4 на схеме), и через погран контроль (номера 7,8, 9 и 10 на схеме, контроль единый для поездов со сторны Западного Берлина, идущие к надземным платформам, и для двух подземных станций)
Синие стрелки с номера 17- это вход с улицы в павильон контроля, 18 и 19- сам пограничный контроль, 20- это уже проход после контроля к западным платформам, отсюда можно пройти на любую из них, включая подземные.
Номера 13 и 14- закрытые надземные платформы в сторну Зоо, а 15- отгороженная от них платформа для "простых смертных", которым путь на Запад был закрыт...

Хотя поезда метро после возведения стены между секторами не ходили, но две линии Западного метро попрежнему проходили под землей по Восточной территории, при этом все станции, кроме одной- Фридрихштрассе,- были полностью перекрыты и намертво заблокированы. Остановок на этих станциях не было.

Подземная платформа, не уместившаяся на схеме- отсюда начиналась "красная стрелка", поезда шли без остановок на Запад и с Запада, Фридрихштрассе - единственная остановка. Западные берлинцы могли тут пересесть на свой С- бан или выйти в Восточный Берлин (им сравнительно легко давали разрешения):



Лестница, которая видна на пред'идущем фото, вела вот сюда, на подземную же платформу С-бана, на схеме под номером 4(тоже единственная остановка, до и после нее станции стояли на восточной территории "мертвые"):


Вот так выглядели платформы, мимо которых под землей проносились без остановок поезда с Запада, - с 1961 по 1990 год вход на них был блокирован, и, в добавок, сами станции охранялись пограничниками. На фото видно, что реклама 61 года, висевшая на станциях в момент возведения стены, оставалась там вплоть до 90-го года.


А вот надземные платформы, ранее отгороженые перегородной примерно там, откуда сделано фото, на схеме они под номерами 13 и 14:


Вот и павильон, где проходили погранконтроль, на схеме под номерами 18-19, сейчас там дискотека, а переходник в здание станции снесли:


А вот так проходили погранконтроль:



Карта метро для жителей Западного Берлина, где стена обозначена серой полоской, а неработающие станции на ветках U6, U8 и S2 (внутри зоны отгороженной серой полосой, в центре)- незакрашеными кубиками, в отличии от закрашеных кубиков для остальных станций:


А вот та же карта, но для Восточных жителей- Западной половины на ней как бы нет...



Выход из станции метро, оказавшийся прямо под стеной. С 61 по 90-й год выход был завален:


А вот так он выглядит сейчас:
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
29th-Aug-2012 09:03 am (UTC) - Your post has been published on LJTimes
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes
29th-Aug-2012 09:14 am (UTC)
Красиво!
29th-Aug-2012 09:16 am (UTC)
Я был в Германии после объединения и в Берлине все приметы ГДР ещё сохранялись. Впечатление от контраста были шокирующими, было даже страшновато находиться в восточной зоне города, когда случайно заедешь ночью из залитого светом Кудама на какую-нибудь восточную улицу без фонарей и спрашиваешь дорогу у редких прохожих, а это какой-то афганец в пуштунке или африканец: и тот, и другой айдуноспикджемэн сорри.
29th-Aug-2012 12:06 pm (UTC)
А в Крейцберг тогда ночью не пробовали зайти?
29th-Aug-2012 10:30 am (UTC)
эх, не понимали своего "счастья" восточные немцы.. все норовили убежать из "коммунистического рая" .
29th-Aug-2012 11:01 am (UTC)
Схемы интересные старые.
29th-Aug-2012 11:32 am (UTC)
интересно, в какой это период западноберлинцы получали "разрешение на выход" за плату и непосредственно на кпп? в 80е такого точно не было, разрешение получали на почте, а никак не на границе, где-то за неделю до намеченного срока перехода. зато на границе нужно было в обязательном порядке поменять определённое количество западных марок в восточные.
в самом конце гдр, в 1989-90, действительно можно было уже выйти "по факту", но тогда и сборов никаких уже не было. и обязательных обменов тоже.
проясните.

Edited at 2012-08-29 11:35 am (UTC)
29th-Aug-2012 05:11 pm (UTC)
Ваше уточнение принимается, западноберлинцы действительно получали разрешение в Passierscheinstelle заранее. На границе ставили визы жителям Западной Германии и других стран Запада.

Хотя про "непосредственно на КПП" я не писал, я написал - без ограничений, но ограничений действительно не было, давали всем подряд.

Edited at 2012-08-29 05:15 pm (UTC)
29th-Aug-2012 05:21 pm (UTC)
вы пишете: " Западные берлинцы могли тут пересесть на свой С- бан или выйти в Восточный Берлин (их выпускали без ограничений, за небольшую плату ставили 24-часовую отметку на вьезд)". на это я и возражал. на "тут" при иллюстрации линии 6, и на "западноберлинцы", и на "небольшую плату".
ограничения для перехода с запада на восток были, и существенные. скажем, родственники "не те". или место работы западника "не то". не рискуя связываться с погранцами гдр, многие летали до ганновера, и держали там в сейфе в аэропорту второй паспорт.
29th-Aug-2012 05:27 pm (UTC)
Хорошо, скажем "почти без ограничений". По сравнению с тем, что требовалось от жителей Восточного Берлина и Восточной Германии это были не ограничения, а так - ерунда. Может, одному из 100 отказывали из за работы или родственников - антисоветчиков, но подавляющее большинство ездило без проблем.
29th-Aug-2012 05:38 pm (UTC)
стандартный сценарий отказа: "к кому едете?" - "к тётке" - "тётка работает на важном предприятии, ей нельзя встречаться с иностранцами". или "ваша профессиональная деятельность заставляет нас думать, что в гдр вы будете искать нежелательных контактов".
моему профессору информатики, в жизни не имевшему доступа ни к чему секретному - он теоретик, не практик - 30 лет нельзя было посетить свой родной дом. старуха мать антисоветчицей и вовсе не была.
и не ему одному, было таких отказников - сотни и тысячи!
оттого-то берега балатона стали столь популярным местом немецких воссоединений: туда гдр-овцев пускали без виз, а фрг-шники ездили попросту, и штази власти не имела
конечно, с невозможностью гдр-овцу выехать за пределы страны это не сравнить. но я и не сравниваю. я всего лишь указываю на нестыковки в описании вами "простоты" и "лёгкости" пересечения границы для западноберлинцев. мне мои знакомые тогда завидовали люто - они, со своими "временными документами", вынуждены были собирать справки, я же, с серпасто-молоткастым, шастал в день два раза по фридрих/циммерштрассе.

Edited at 2012-08-29 05:40 pm (UTC)
29th-Aug-2012 05:56 pm (UTC)
Статистика у вас есть? По моим сведениям это было редкостью. Я опираюсь в данном случае на описания очевидцев, в частности книгу The Tales from the Berlin Wall - Recollections of Frequent Crossings, Marianna S Katona, издательство Anotam, Berlin. Автор прожила в Берлине с 62 года и до падения стены, ее муж был западным берлинцем и ездил в восточную часть регулярно, как раз к родственникам. Сама она - гражданка США и жила в Западной зоне как супруга западноберлинца, по постоянному жительству.

Кстати, "сотни и тысячи" из нескольких миллионов жителей Зап. Берлина - это и есть один из ста. В процентном отношении - ничтожное количество, в разы меньше, чем, к примеру, россиян получающих отказ в визе США.
29th-Aug-2012 06:06 pm (UTC)
интересно - вам очевидец пишет, но его вы в расчёт не берёте
нет у меня для вас статистики. но, видимо, нет её и у вас - иначе тысячи отказов из всего лишь 2 миллионов прописанных в западном берлине (реально жило меньше) не стали бы у вас "ничтожным количеством"
ещё раз повторяю, что процент отказов в сегодняшнем американском посольстве к обсуждению не подлежит. речь идёт только лишь о том, что описанная вами лёгкость получения пропуска через стену западноберлинцами 80х таковой не воспринималась. возможно, в 70е было иначе, хотя и сомневаюсь.
29th-Aug-2012 06:12 pm (UTC)
Я беру, но когда человек пишет книгу это куда более отвественное мероприятие, чем когда он пишет комментарий в интернете. Кроме того она прожила в Брелине 40 лет, а вы сколько?
29th-Aug-2012 06:24 pm (UTC)
возможно
вот только человек, пишущий воспоминания, тем более, в преклонном возрасте - требует как минимум конфирмации даваемых им сведений. профессора кернхен, хирхе, бертен, мертенс, янзен и другие - прожили в западном берлине, в сумме, лет под 200. на них опираюсь я. и на многих других. перекрёстно. можете ещё "шпигель" поднять или "тагесшпигель", там о подобном статей немало, а все архивы открыты.
сам я застал лишь последние годы стены. но видел и отказы, и псевдоконсулаты гдр-овские...
29th-Aug-2012 06:38 pm (UTC)
тысячи отказов из всего лишь 2 миллионов прописанных в западном берлине (реально жило меньше) не стали бы у вас "ничтожным количеством"

Допустим, вы правы, и там имелось несколько тысяч отказов. Допустим 10 000.
Допустим также, что из 2 миллионов реально обращалось за разрешением не более половины - 1 миллион.
10 000 отказов из 1 000 000 обращений это даже не 1%, это 0,1%
Процент отказов в любой визе выше. Процент американских граждан, (которым не нужна виза в Британию), получивших отказ во вьезде в Соединенное Королество на границе - выше.

Хорошо бы иметь достоверную статистику, но думаю вы и так уже согласились, что хотя отказы были и там и там, но сравнивать легкость, с которой западные берлинцы ездили на восток (будь она названа "очень легкой", "легкой" или даже "не слишком легкой") и то, с чем сталкивались немцы восточные - бессмысленно.
В любом случае Западным немцам давали визы прямо на переходе, и любой западноберлинец немецкого происхождения при наличии желания мог переехать в Западную Германию и получить паспорт. Так что проблема, в общем, решаемая. Сравните с ситуацией большинства восточных немцев, которым попасть на запад можно было только одним путем - прокравшись под пулями охраны.

Edited at 2012-08-29 06:39 pm (UTC)
29th-Aug-2012 06:49 pm (UTC)
странная у вас арифметика: миллион делим на сто, получаем? а то, что этот миллион ездил неравномерно, и немало лет? а то, что многие, прослышав об отказах, и не подавали запросов?..

западноберлинец описанной вами лёгкости не ощущал. и от того, что восточноберлинцу о ней и мечтать не приходилось, западному теплее не было.
29th-Aug-2012 06:57 pm (UTC)
Да, верно, общитался - это 1%.
Один и тот же миллион не мог ездить немало лет, кто то умирал, кто то рождался, кто то уезжал, кто то приезжал. За "немало лет" там немало и миллионов. Тем не менее не имея статистики я вполне допускаю, что если брать 1 год то там могло быть порядка 1 миллиона желающих и что они могли получить несколько тысяч отказов. Это было бы очень не много, 1% или 0,1% не столь важно. Этого можно ожидать всегда и везде. Госдеп США, к примеру, считает процент отказов в визах ниже 3% "очень низким" и достаточным для того, чтоб страна могла запросить безвизовый статус с США (http://en.wikipedia.org/wiki/Visa_Waiver_Program)

Как я понимаю, разные западноберлинцы ощущали это по разному. Сам по себе факт наличия стены в середине их города, для пересечения которой требовались какие то там "разрешения" - это уже крайне неприятно, так что не столь и важно, давались эти разрешения легко или нет.
29th-Aug-2012 05:32 pm (UTC)
Поменял на "им сравнительно легко давали разрешения"
29th-Aug-2012 02:02 pm (UTC)
Anonymous
На другом конце улицы-мемориала Бернауэрштрассе, на станции метро Нордбанхоф продолжение мемориала.Вроде как "подземная стена". На стенах висят фотографии перегороженного метро того времени. Можно подойти к экрану и посмотреть трёхминутный фильмец.
Потом даже специально его на ютубе нашёл:
futurerhythm / S-Bahnhof Potsdamer Platz - Geisterbahnhof bis 1989
http://www.youtube.com/watch?v=7QYpfwbZcgc
29th-Aug-2012 03:14 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо! Этакое "подпространство" наяву...
This page was loaded Sep 19th 2019, 12:37 pm GMT.