astrahanfoto (astrahanfoto) wrote in foto_history,
astrahanfoto
astrahanfoto
foto_history

Categories:

Астраханские фотографы 1904-1909 годов

     Урожайными на новые фотографии в Астраханской губернии выдались 1904 год и, особенно, 1905 год.

     В 1904 году берет открытый лист, чтобы «производить фотографические работы в пределах Астраханской губернии» крестьянин слободы Николаевской Царевского уезда Илья Филиппович Гермашев.

     Саратовский мещанин Павел Фомич Скульбыдин, проживающий в течение пяти лет в селе Цаца Черноярского уезда, открывает фотографию в своем селе и одновременно разъезжает со съемкой по всему уезду.




     Камышинский мещанин Василий Максимович Кондратенко, содержатель фотографии в Саратове под фирмой «Прогресс», просит разрешение на работы в пределах губернии.

     И наконец женщина, камышинская мещанка Анна Дмитриевна Танькова открывает свое дело в слободе Николаевской Царевского уезда.




2.

     Очень быстро начинает распространяться «моментальная» фотография. Этот вид фотографии был известен еще во второй половине XIX века. Одним из первых фотографов, работавших в этой технике, был безымянный мастер, посетивший Астрахань в 1884 году: «Проездом из-за границы через г. Астрахань пробуду самое короткое время с новым изобретением американской фотографии, которая моментально изготавливает 9 фотографий за 60 коп. Просим обратить внимание, что каждый посетитель получает моментально совсем готовую свою фотографию. Открыто с 10 час. до 6 час. вечера, даже в неясную погоду. Адрес: на углу ул. Полицейской и Канавы, д. Сергеева, против д. Курдова, вход через калитку в верхнем этаже» (дом Сергеева находился рядом с ателье С.И. Климашевской).



3. Автор неизвестен. Трамвайное кольцо. Начало ХХ века.

     Название «моментальная» было не случайным - быстро производилась съемка, и сразу же довольному заказчику вручались фотографии. Качество снимков было невысоким, цены доступные. Посещали такую фотографию люди небогатые. Часто использовали ферротипию, когда изображение получали на жестяной пластинке со светочувствительным слоем черного цвета. Ферротипы были дешевы и быстры в изготовлении.

     В музее хранятся четыре «жестяных снимка». На них изображен астраханец Николай Токаев в разные годы жизни. На снимке в книге - он мальчик-подросток вместе со своим лохматым другом.



4. П.Н. Зубарев. Портрет И.Н. Типакова. 1900-е годы. Из коллекции М.Ю. Катруцы.

     Распространению этого вида фотографии способствовало стремительное развитие фотодела, ставшего доступным самым широким слоям населения. Оптовые склады Москвы и Санкт-Петербурга предлагали большое количество аппаратуры и фотографических принадлежностей. Астраханские газеты сообщали: «Новость! Моментальные фотографические аппараты от 12 до 30 рублей и дороже. Большой выбор всех фотографических приборов». Тут же предлагались иллюстрированный каталог и самоучитель. В Астрахани фотографические аппараты и принадлежности к ним предлагал аптекарский магазин А.Н. Керн.



5. Автор неизвестен. Портрет Н. Токарева. Ферротип. Начало ХХ века.

     Основная часть фотографов снимала в небольших павильонах в центре города у крепостной стены, на шумных астраханских базарах, вокзалах, набережных. На открытке, изданной И.М. Бочкаревым, изображена такая «моментальная» фотография, и даже не одна, а целых пять, все они расположились у Пыточной башни кремля. Вывеска над одним из павильонов гласит: «Скорая электрическая фотография. Выдача карточек через пять минут». Другой павильон украшает надпись: «Скорая фотография В.И. Лемаева».



6. И.П. Киселев. Женщина-калмычка. Начало ХХ века.

     Нами найден всего один снимок на паспарту «моментальной» фотографии. Это работа П.Н. Зубарева из коллекции М.Ю. Катруцы.

     В 1904 году три фотографа подают прошение об открытии подобных заведений у стен кремля. Астраханский крестьянин Дмитрий Никифорович Шеин берет разрешение на содержание «моментальной» фотографии для беднейшего населения в течение летнего времени. По истечении срока он обращается с просьбой о продлении работы и продлевает разрешение на весь следующий год.


7. Автор неизвестен. Портрет матери и сына. Начало ХХ века.

     Тверской крестьянин Николай Николаевич Гусев, «занимаясь профессиональными фотографическими работами много лет», просит производить таковые в Астрахани и ее пределах. Получает разрешение на «моментальную» фотографию на 1 месяц. По истечении времени продлевает еще на 2 месяца, а затем еще и на весь 1905 год.


8. Автор неизвестен. Астраханский фотограф. 1910-е годы.

     Бузулукский мещанин Сергей Андреевич Мойский живет в Астрахани пятнадцать лет, десять лет торгует книгами в своем киоске у крепости на Соборной улице. С.А. Мойский открывает скорую ферротипную фотографию у стены крепости напротив магазина «Братьев Гантшер».


9. Автор неизвестен. Охотник с собакой. 1910-е годы.

     На следующий, 1905 год появляется еще больше желающих организовать свое фотодело. В центре города открывает «моментальную» фотографию двадцатилетний пензенский крестьянин Григорий Иванович Мелешкин. В прошении он пишет, что желает «производить снимки по желанию публики в пять минут». В станице Атаманской (Форпост) дозволяется открыть «моментальную» фотографию нижегородскому крестьянину Ивану Петровичу Апыхтину. Последний проживает в Астрахани двадцать лет, ранее служил кочегаром на пароходе общества «Кавказ и Меркурий», а в настоящее время имеет свою книжную лавку у городских весов рядом с кремлем. Фотография становится сопутствующим занятием при торговле книгами и другой печатной продукцией.



10. Автор неизвестен. Отряд по борьбе с вредителями. Начало ХХ века.

     В 1905 году желает «заняться фотографическими снимками в Астрахани» потомственный дворянин «фотограф-практикант» Михаил Николаевич Туманов, прибывший из Баку и оставшийся «без всяких средств к жизни».



11. Автор неизвестен. Астраханский губернатор И.Н. Соколовский среди калмыцких аристократии (фрагмент). 17.2.1909

     Крестьянин Владимирской губернии Иван Алексеевич Кузьминов в своем заявлении по поводу открытия кабинета светописи подробно описывает причины, заставившие его заняться фотографией: «По поводу моей профессии живописца и фотографа-любителя, которые обеспечивают мои жизненные потребности, и так как более не имею никаких средств и занятий к пропитанию, вследствие чего желаю заняться подходящим для меня ремеслом».



12.

     Не остались в стороне села и уездные города. В 1905 году в нескольких селах губернии открываются фотографии.

     Астраханский мещанин Михаил Иванович Мазин, 45 лет отроду, открывает «моментальную» фотографию в селе Четыре Бугра Астраханского уезда.



13. Автор неизвестен. Общий вид астраханской тюрьмы. 1905

     В Красном Яру сразу двое фотографов открывают свое дело: саратовский мещанин Алексей Петрович Егоров и астраханский крестьянин Филимон Терентьевич Иващенко,            .

     Саратовский крестьянин Петр Григорьевич Ткаченко, проживающий в слободе Николаевской Царевского уезда, просит открыть фотографию в пределах губернии.



14. Автор неизвестен. Камера-одиночка в круглой башне астраханской тюрьмы. 1905

     В ответ на просьбы открыть фотографическое заведение практически всегда давалась положительная резолюция, только в одном случае разрешение не было получено. Случилось это с енотаевским мещанином Иваном Харлампиевичем Ларионовым. Он захотел открыть две фотографии: в городе у бастиона крепости и в пределах губернии. На первое прошение дана положительная резолюция, а на второе последовал губернаторский ответ: «...ходатайство его о разрешении иметь подвижную фотографию в пределах Астраханской губернии мною признано не подлежащим удовлетворению». Причины объяснены не были.

     В январе 1906 года астраханские мещане братья Шлем и Моисей Мордуховичи Иоффе открывают фотографическое заведение в 5 участке на Кирочной (ныне Казанской) улице в собственном доме. Фотография работает до 1907 года.

     В 1906 году С.М. Иофе открывает фотографию на Большой Демидовской (ныне Свердлова) улице в доме Иванюкова против разъезда «Керн». Газета «Волжанин» от 03.11.1906 года печатает его объявление: «Новейшие аппараты, актуальное исполнение, цены умеренные, учащимся и нижним чинам скидка 25%». В 1908 году это ателье носит название «Рембрандт». Фотографий с таким названием было открыто по стране очень много. «Рембрандт» - это резкое боковое или заднее освещение, пучок лучей, направленный на лицо, руки или часть фигуры. Лицо портретируемого поворачивалось большей частью в профиль и оставалось в серой тени.

     В 1907 году фотографами в Астрахани работают Кузьма Букаев, Александр Дунаев, Тимофей Семенов.

     В музее хранятся снимки начала XX века, авторы которых неизвестны. Некоторые сделаны известными астраханскими фотографами, но в силу каких-то причин не были оформлены в личные паспарту, другие - безымянными любителями фотографии. Техника съемки и изготовления фотографий усовершенствовалась настолько, что любители могли выйти из помещений и заниматься любимым делом на городских улицах и площадях, на сельских праздниках и дальних станциях. «Фотографическое искусство, недавно бывшее достоянием лиц, специально посвятивших себя этому ремеслу, за последнее время настолько упростилось, что теперь каждый занимается фотографией», - писал журнал «Фотограф» в 1910 году.

     Постарались и издатели. В газетах печатались объявления: «Поступило в продажу издание «Фотограф-любитель». Советы и подробное описание процессов современной фотографии Михайловича. Цена 1 руб. 25 коп.».

     По разным причинам время не сохранило большинства имен фотографов-любителей, не дошли до нас и их снимки. Известны лишь несколько фамилий. Фотограф-любитель П.И. Кисилев работал в Астрахани в начале XX века, в музее хранится пять его фотографий с изображением калмыков. Другой уже безымянный «фотограф-дилетант» (так он себя называет) запечатлел Астраханский кремль. Любитель П. Новиков оставил фотографию «В степи за Болдинским мостом». Николай Иванович Суджиев сделал групповые снимки астраханских политических ссыльных. В 1905 году, в канун первой русской революции, неизвестный фотограф выполнил интереснейшую серию из тридцати снимков, посвященных астраханской тюрьме.



По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000


Tags: история фотографии, фотоателье
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments