astrahanfoto (astrahanfoto) wrote in foto_history,
astrahanfoto
astrahanfoto
foto_history

Categories:

Фотография М.А. ТОКАРЕВА (?-1918)

     Позволим себе подробно остановиться на судьбе и становлении фотографа М.А. Токарева. Крестьянин Симбирской губернии Сызранского уезда села Троицкое Моисей Алексеевич Токарев приехал в Астрахань в 1895 году, три года проработал в фотографии М.А. Козлова, затем перешел на работу в «Центральную фотографию» А.Д. Роговенко. Решил открыть собственное дело. Но сделать это было не так просто. Помимо знаний, энергии и первоначального капитала необходимо было получить разрешение властей. Свои первые документы Токарев решил оформить для работы в Астраханской губернии, для открытия фотографии в городе не было денег. Вначале шла проверка в жандармском, затем в полицейском управлении. Проследим на примере М.А. Токарева, как это происходило с каждым начинающим фотографом.



     20 января 1901 года он обращается с прошением к астраханскому губернатору: «Занимаясь 20 лет фотографическим искусством, я служил всегда в лучших фотографиях. . . Желаю производить фотографические работы в пределах Астраханской губернии и потому наипокорнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить мне временно производить их в селах и уездах Астраханской губернии». На оборотной стороне прошения на следующий день 21 января была сделана запись за подписью губернатора генерал-лейтенанта М.А. Газенкампфа: «Препровождая настоящее прошение Токарева г. начальнику астраханского губернского жандармского управления, покорнейше прошу сообщить мне надписью на сем же сведения о политической благонадежности Токарева».





2. М.А. Токарев. Портрет А.М. Камаевой. 1914

     Спустя три дня 24 января 1901 года из министерства внутренних дел Астраханской губернии секретно за подписью губернатора отправляется запрос астраханскому полицмейстеру: «По встретившейся надобности предлагаю Вам собрать и доставить мне сведения о поведении, нравственных качествах, образе жизни и занятиях крестьянина Симбирской губернии М.А. Токарева, проживающего в 4 участке г. Астрахани по Продольно-Луковской улице в доме Бурова, а также и о том, не состоит и не состоял ли он под судом и следствием».



3. Портрет И.Я. Пономарева. 1910

     Через неделю, 31 января 1901 года, астраханский полицмейстер пишет рапорт на имя губернатора: «Во исполнение предписания от 24 января с.г. имею честь донести Вашему Превосходительству, что крестьянин М.А. Токарев поведения, нравственных качеств и образа жизни хороших; служит наборщиком в типографии; под судом и следствием не состоял и не состоит».


4. Портрет мужчины и женщины. 1908

     Параллельно этому 1 февраля 1901 года секретно за подписью начальника астраханского губернского жандармского управления полковника Маркова направляется еще один документ: «Честь имею уведомить его Превосходительство господина астраханского губернатора, что во вверенном мне управлении не оказалось данных к сомнению в политической благонадежности крестьянина М.А. Токарева».



5. Молодой человек, читающий газету "Астраханский листок". 1908

     И вот уже 3 февраля 1901 года долгожданное «Свидетельство дано на основании ст. 158 уст. о ценз, и печ. изд. 1890 г. крест. Симбирской губернии М.А. Токареву на право производства фотографических работ в пределах Астраханской губернии. При этом Токарев обязуется, как строго соблюдать установленные для фотографических заведений правила, так равно и исполнять их»90. Получил означенное свидетельство фотограф только 16 апреля 1901 года. Надо сказать, что процедура получения свидетельства у Токарева прошла безболезненно и очень быстро, не было изнурительной переписки с другими городами, выяснения спорных обстоятельств. Фотограф сумел достичь своей цели.


6. Портрет Семена Смурова. 1912

     Сведения из прошений и донесений - единственный дошедший до нас источник информации о фотографах, поэтому эти тексты приводятся в книге максимально подробно.



7.

     Проработав некоторое время по селам и уездам губернии и заработав денег, Токарев открыл свою фотографию в Астрахани на Второй Бакалдинской (ныне Бакинской) улице в доме Кузина, затем мастерская переехала в дом Масумова по соседству. Спустя некоторое время ателье уже работало в доме Добронравовой рядом с церковью Иоанна Златоуста на этой же улице. В 1907-1908 годах в «Астраханском спутнике» постоянно печатается его объявление: «Принимаю все фотографические работы разных размеров, и несмотря на дешевые цены стараюсь угодить каждому заказчику». Повторное свидетельство М.А. Токареву было выдано 28 сентября 1906 года.


8. А.М. Токарев. Портрео О.И. Янчиковой с детьми. 1900-е годы.

     В музее находится интересная подборка его фотографий. Всего двадцати и напечатаны они на четырех разных фирменных бланках, которые фотограф заказывал в Саратове.


9. Портрет И.М. Козлова. 1910-е годы.

     Снимки интересны разнообразием сюжетов, уважительным отношением фотографа к портретируемому. Вспоминаются слова из объявления: «... стараюсь угодить каждому заказчику». Среди групновых фотографий выделяются изображения Ольги Ивановны Янчиковой с четырьмя детьми и молодой пары на фоне лесного пейзажа: он - в форме железнодорожного служащего, она - дама в необычной шляпке с цветами. Посетили ателье и будущие участники борьбы за советскую власть в Астрахани — И. Евсеев, Е. Родионов, Е. Чанодикхинов, Е. Савушкин (именем последнего названа одна из улиц нашего города). Колоритно представлены портреты медицинской сестры Айши Мухамедовны Камаевой, Н.А. Смолина, парадный портрет Ильи Яковлевича Пономарева и портрет Ивана Михайловича Козлова. Последний в июне 1921 года станет начальником следственной части трибунала Закавказского военного округа, а в августе этого же года погибнет у села Черный Рынок. На фотографии это просто красивый юноша в элегантном пиджаке и галстуке-бабочке.



10. А.М. Токарев. Групповой портрет И. Евсеева, Е. Родионова, Е. Чанодикхинова, Е. Савушкина (слева направо) 1910-е годы.

     Точная дата закрытия ателье не установлена. Предположительно, это 1917 год. Последние владельческие надписи на снимках датируются именно этим годом.


11. Портрет М.А. Смолина. 25.2.1908


12.

     Семейную традицию продолжила дочь фотографа Мария Моисеевна Токарева, в замужестве Логинова (1895-1991). Она с детства увлекалась фотографией, пошла по стопам отца и проработала фото-графом всю жизнь. В начале 1920-х годов Мария организовала «Фототрудартель М.М. Токаревой» в 1-м-районе на улице Свердлова, 58. В музее хранится фотография из ее ателье.


13.


14. Семейный портрет. 10.4.1915. Из коллекции М.Ю. Катруцы.

     Историю семьи Токаревых поведала Светлана Николаевна Киселева, внучка фотографа. Отец М.А. Токарева был кучером у графа Ушакова на родине в селе Троицкое. Юный Моисей уехал из родного села в поисках счастливой доли. Был женат, имел большую семью.



15. А.М. Токарев. Портрет брата и сестры. 1915

     Моисея Алексеевича и Федосьи Зотовны Токаревых было двенадцать детей, в Живых осталось семеро. В 1918 году фотограф умер.

     Среди сыновей Моисея Алексеевича Токарева - «Алексей Моисеевич Токарев (1896-1958), живописец, график. Педагог. Член Союза художников СССР... Преподавал в АХУ им. П.А. Власова, был директором училища (1935-1941), директором Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина (1942-1947)».

     Второй сын - Николай Моисеевич Токарев (1907-1996), старший инженер промышленной разведки КаспНИРХ.

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000


Tags: история фотографии, фотоателье
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments