astrahanfoto (astrahanfoto) wrote in foto_history,
astrahanfoto
astrahanfoto
foto_history

Category:

Астраханские фотографы 1900-1903 годов

     В начале XX века в период экономического подъема резко возрастает количество вновь открытых фотографических заведений. У фотографов появилась новая техника, изменился в сторону убыстрения сам фотографический процесс, снизилась стоимость снимков. Если за предыдущие сорок лет в Астраханской губернии работало тридцать фотографических заведений, то в 1900-е годы их количество быстро увеличивается, причем основная масса фотографий открывалась в малых городах и селах. Большинство из них проработало от нескольких месяцев до двух-трех лет. Часто это была погоня за легкой наживой, желание быстро разбогатеть.



     В канцелярии астраханского губернатора ежегодно составлялись ведомости - отчеты по типографиям, литографиям, фотографиям для представления в Главное управление по делам печати. Согласно рапорту старшего чиновника особых поручений при губернаторе Ипполита Ипполитовича Тизенгаузена за 1900 год в городе работало пять фотографий (А.Н. Вишневской, С.И. Климашевской, С.А. Бобровой, А.Д. Роговенко и М.А. Козлова), одна автоматическая фотография (А.П. Пухова) и три фотографии в губернии (М.И. Самойленко в слободе Николаевской, Е.У. Чурзина в селе Пришиб и И.Д. Кудрявцева в селе Быково).



Автор неизвестен. Выступление борцов передвижного цирка. Начало ХХ века.
2. Автор неизвестен. Выступление борцов передвижного цирка. Начало ХХ века.

     Быстро исчезали фотографии-однодневки, а зарекомендовавшие себя выживали в условиях конкурентной борьбы. Надо отдать должное женщинам - им принадлежали три из пяти ведущих фотографий в Астрахани, причем ателье Степана Михайловича и Александры Никифоровны Вишневских работало уже почти сорок лет, а ателье Лаврентия Викентьевича и Станиславы Ивановны Климашевских — около двадцати пяти лет.

Автор неизвестен. Дворик за Кутумом близ церкви Казанской иконы Божьей матери. Начало ХХ века.
3. Автор неизвестен. Дворик за Кутумом близ церкви Казанской иконы Божьей матери. Начало ХХ века.

     В начале века в малые города и села губернии хлынул мощный поток желающих заняться фотоделом - от потомственных дворян до неграмотных крестьян. Архивные документы позволяют проследить за этим потоком.

Автор неизвестен. Рыбный базар на реке Кутум у Коммерческого моста. Начало ХХ века.
4. Автор неизвестен. Рыбный базар на реке Кутум у Коммерческого моста. Начало ХХ века.

     Многие фотографы не имели стационарных фотографических заведений. Вооружившись переносной аппаратурой и лабораторией, передвигались они по дорогам в поисках желанных клиентов. Съемка производилась на природе, в неприспособленных местах - домах, сараях, пристройках, часто с животными. Сельчанам было радостно и очень удобно. Своих собственных фирменных бланков эти фотографы не имели, но могли воспользоваться стандартными паспарту с надписями «Visit portrait» («Визит портрет»), «Cabinet portrait» («Кабинет портрет»), «Souvenir» («Сувенир»), поэтому сейчас трудно установить авторов многих старинных снимков. Качество фотографий часто было невысоким. На одном из таких снимков — семья казака В.Г. Бастрыкина из села Пришиб. В просторном помещении растянут потрепанный фон, а на земле расстелена солома. Но все эти неудобства - ничто по сравнению с удовольствием от причастности к таинству фотографии.

Автор неизвестен. Семья казака В.Г. Бастрыкина. Начало ХХ века.
5. Автор неизвестен. Семья казака В.Г. Бастрыкина. Начало ХХ века.

     В сентябре 1901 года красноярский мещанин Михаил Александрович Зайкин, желая заниматься фотографией в Астраханской губернии, подает прошение на имя губернатора. Уездный исправник доносит, что «Зайкин характеризуется положительно, проживает в Красном Яру более 20 лет, служит письмоводителем у городского судьи». 19 сентября 1901 года просителю выдается открытый лист на право «производить фотографические работы в пределах Астраханской губернии».


С.Д. Локша. Семейный портрет. 1901. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
6. С.Д. Локша. Семейный портрет. 1901. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     Крестьянин Симбирской губернии Кирилл Александрович Тарелкин, «... желая заняться работой по производству фотографических снимков по селам и деревням», просит выдать ему разрешение. Живет он в Астрахани на Московской улице в доме Агамжанова -в магазине Краснова. Будущего фотографа проверяют на политическую благонадежность. Астраханский полицмейстер доносит губернатору, что К.А. Тарелкин «нравственных качеств и образа жизни хороших... в настоящее время в магазине Краснова делает рамки для картин, но предполагает открыть фотографию». 28 февраля 1901 года ему выдается открытый лист.



7.

     Темир-хан-Шуринский мещанин Давид Соломонович Локша, уже имея фотографии в г. Петровске Дагестанской области и в г. Ставрополе, просит открыть ателье в Астрахани. Проверка на благонадежность затягивается — идет переписка с военным губернатором Дагестанской области, в результате которой сообщается, что «Локша поведения хорошего». Фотографу Д.С Локше выдается свидетельство, и в августе 1901 года он открывает фотографию в Астрахани.


М.И. Самойленко. Портрет А. Ермаковой. Начало ХХ века.
8. М.И. Самойленко. Портрет А. Ермаковой. Начало ХХ века.

     Крестьянин Воронежской губернии Михаил Иванович Самойленко имел свое фотографическое заведение в слободе Николаевской

     Царевского уезда с 1898 года. Ателье успешно работало. В музее хранится три его фотографии, причем каждая выполнена на фирменном паспарту. На одном снимке изображена юная Анастасия Ермакова в гимназической форме с белым фартуком, в руках она держит альбом, на другом - неизвестный мужчина в длинном пальто с зонтом. На втором плане фотографий видны неизменные атрибуты стационарного ателье - рисованный фон, балюстрада, тумбочка.


М.И. Самойленко. Портрет мужчины с зонтом. Начало ХХ века.
9. М.И. Самойленко. Портрет мужчины с зонтом. Начало ХХ века.

     Спустя три года М.И. Самойленко расширяет сферу своей деятельности. В январе 1901 года он пишет новое прошение «на право производства фотографических работ в пределах всей Астраханской губернии». Свое стремление он объясняет так: «Ко мне нередко обращаются жители других селений с просьбами принять от них заказы по фотографии, но не в слободе Николаевской, а на месте их жительства. Имея разрешение на производство фотографических работ в слободе Николаевской, я вынужден отказаться от принятия таковых заказов». Открытый лист с надписью: «Дозволяется производить в пределах Астраханской губернии фотографические работы» подписал губернатор генерал-лейтенант М.А. Газенкампф.

А.М. Чипинов. Епархиальное женское училище. 1901.
10. А.М. Чипинов. Епархиальное женское училище. 1901.

     Заниматься фотографией желают не только новички, но и люди, осознанно вставшие на этот путь, прошедшие азы фотографического дела. Так произошло с двумя астраханцами. Прошение «...разрешить нам производить фотографические снимки в селах и деревнях Астраханской губернии с лиц, желающих иметь свои фотографии» подают мещанин Михаил Акимович Чипинов, служащий в конторе братьев Нобель, и сын чиновника Виктор Дмитриевич Поспелов, служащий в фотографии А.Н. Вишневской. Музей располагает двумя фотографиями с видами города «фотографа-любителя» М.А. Чипинова - так он подписывает свои работы. 5 марта 1901 года фотографам выдается открытый лист.


И.С. Гордичук. молодеж села Соленое Займище. 1903
11. И.С. Гордичук. молодеж села Соленое Займище. 1903

     Киевский мещанин Иван Валерианович Антонович работал в Киеве у «лучших фотографов А. Высоцкого и В. Лоровского с 1882 до 1895 года, а с 1895 до 1900 года служил у фотографа П.Э. Жураковского в Умани, с 1900 года держит его фотографию в аренде»81. В настоящее время он хочет открыть фотографию в городе Царев. К прошению приложена характеристика от уманского фотографа дворянина Павла Эдмундовича Жураковского. 15 мая 1901 года И.В. Антоновичу выдается свидетельство на право открытия и содержания фотографического заведения в городе Царев.

А.М. Чипинов. Московская улица. 1901
12. А.М. Чипинов. Московская улица. 1901

     Итого за один только 1901 год было выдано семь открытых листов. Деятельность пятерых фотографов оказалась кратковременной, и только М.И. Самойленко и М.А. Токарев (подробно речь о нем впереди), преодолев трудности, сумели достичь своей цели.

     Наступает 1902 год. Поток желающих заняться фотографией не иссякает.


И.С. Гордичук. Портрет Н.В. Васильевой. 1903
13. И.С. Гордичук. Портрет Н.В. Васильевой. 1903

     Крестьянин села Каменный Яр Тимофей Антонович Ткачев просит разрешения производить работы в Черноярском районе. Из рапорта уездного исправника: «Ткачев, исправляющий должность учителя в селе Золотозубовке Старицкой волости Черноярского уезда, образ жизни ведет трезвый; занятие его - служба учителем и частное - любитель-фотограф. Учителем он служит 3 года, а до этого был на военной службе 5 лет». Разрешение выдано сроком на два года.



14.

     Поселянин колонии Маргентау Самарской губернии германский подданный Иоганн Вильгельм Буш просит разрешение на занятие фотографией в пределах губернии. Он проживает в селе Пришиб Царевского уезда около 20 лет, все время разъезжает по селам уезда, занимаясь починкою часов, решил заняться фотографией. Резолюция полицмейстера: «Поселянин Буш благонадежен». В июне 1902 года фотографу выдается открытый лист.



15.

     Два крестьянина Саратовской губернии Павел Осипович Дюльдин и Егор Аверьянович Мулин тоже хотят фотографировать в пределах губернии и просят выдать им открытые листы. П.О. Дюльдин получает разрешение в октябре 1902 года, а Е.А. Мулин - в феврале 1903 года.

Автор неизвестен. Вид на Иоанно - Предтеченский монастырь с северо - западной стороны. Начало ХХ века.
16. Автор неизвестен. Вид на Иоанно - Предтеченский монастырь с северо - западной стороны. Начало ХХ века.

     В 1903 году И.С. Гордичук (расшифровать удалось только имя Иван) работает фотографом в городе Черный Яр. Сохранилось две фотографии этого времени. На одной изображена Наталья Владимировна Васильева, мать кинорежиссера Георгия Николаевича Васильева, астраханца, одного из двоих режиссеров, работавших под псевдонимом «Братья Васильевы», авторов знаменитого фильма «Чапаев». На другой фотографии - молодежь села Соленое Займище.

М.И. Самойленко. Портрет М.А. Хворостина. Начало ХХ века.
17. М.И. Самойленко. Портрет М.А. Хворостина. Начало ХХ века.

И.С. Гордичук. Портрет П.И. Пелевича. 1904
18. И.С. Гордичук. Портрет П.И. Пелевича. 1904

     Спустя некоторое время Иван Гордичук перебирается на Владимирскую пристань (ныне город Ахтубинск) и вновь открывает ателье. В музее хранятся два снимка этого периода. На одном изображен Петр Иванович Пелевин, член комитета госконтроля в 1918 году. На фото надпись: «Этот снимок был сделан на Владимирской пристани Царевского уезда Астраханской губернии в 1904 году». Скрупулезная надпись в духе того времени помогла нам спустя сто лет сделать маленькое открытие. Чувство признательности и уважения далекому незнакомому предку, внесшему свой вклад в исследование астраханской фотографии.


Г.Х. Долибов. дом Смолянинова на Канаве у Земляного моста. 7.8.1909
19. Г.Х. Долибов. дом Смолянинова на Канаве у Земляного моста. 7.8.1909

     На Форпосте при аптеке Эриванцева работает ателье Георгия Христофоровича Долибова. Фотограф мастерски снимает город, жителей. Среди его работ много пейзажных снимков. «Долибов был членом Российского фотографического общества, награжден медалью за участие во Всемирной технической выставке в Париже в 1900 году». В музее хранится сорок работ этого интересного фотографа, последние музейные снимки датируются 1912 годом.


Г.Х. Долибов. Карусель на Форпосте. 13.6.1910
20. Г.Х. Долибов. Карусель на Форпосте. 13.6.1910

Г.Х. Долибов. Чуркинский монастырь. 6.8.1912
21. Г.Х. Долибов. Чуркинский монастырь. 6.8.1912

Г.Х. Долибов. Варвациевский канал и Земляной мост. 9.7.1910
22. Г.Х. Долибов. Варвациевский канал и Земляной мост. 9.7.1910

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000


Tags: история фотографии, фотоателье
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments