Т.Беляева / Sketchbook (beliaeva_t) wrote in foto_history,
Т.Беляева / Sketchbook
beliaeva_t
foto_history

Categories:

Круглое депо Николаевской железной дороги

Оригинал взят у beliaeva_tв Круглое депо Николаевской железной дороги

1(12) ноября 1851 года состоялось официальное открытие железнодорожной магистрали, связавшей старую и новую столицы России, Петербург и Москву. Протяженность второй по времени и первой по значению для государства дороги составила 645 км.

Москва


 



Петербурго-Московская (Николаевская) железная дорога имела 34 станции четырех классов. Станции I класса располагались на расстоянии примерно 160 км друг от друга, II, III и IV класса — 80, 40 и 20 км.

Для обеспечения надежного технического обслуживания  и ремонта паровозов на 9 станциях I и II классов (т.е. через каждые 80 км) были построены здания депо.

Станции I класса: Петербург, Малая Вишера, Бологое, Тверь, Москва. Станции II класса: Любань, Окуловка, Спирово, Клин.

Депо строились по типовому проекту архитектора К.А. Тона. Они были круглыми, с внешним диаметром около 67 м. Внутреннее пространство было разделено арочными конструкциями на 22 секции длиной около 15 м. Четыре секции были сквозными и использовались для въезда паровозов в здание депо и для проезда в мастерские. Остальные 18 были тупиковыми и служили для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Каждая секция (паровозное стойло) перекрывалось сводчатым потолком с отверстиями для установки вытяжных труб,  отводящих паровозный дым.  В центре (внутреннем дворе) располагался поворотный круг. Для защиты поворотного круга от атмосферных осадков внутренний двор перекрывался легким металлическим куполом, на верху которого была надстройка (фонарь) для освещения и вентиляции.

В Москве, ввиду особенностей рельефа, в проект депо были внесены изменения. Здание было построено на высоком основании и без пристройки для мастерских. Проезды в мастерские были заменены дополнительными паровозными  стойлами (20 против 18-ти по проекту).

В конце 1860-х годов,  в связи с увеличением мощности и габаритов локомотивов, все круглые депо Николаевской железной дороги были модернизированы. Паровозные стойла удлинили за счет наружной пристройки в виде третьей концентрической стены.

К сожалению, возможность подобных реконструкций вскоре была исчерпана. Быстрое развитие техники требовало более универсальных и гибких решений.  На смену круглым депо пришли сначала так называемые веерные, а затем прямоугольные депо.

В связи с утратой своей первоначальной функции круглые депо начинают стихийно перестраиваться, а позднее разрушаться.

В данной заметке представлена подборка архивных фотографий с видами каждой станции Николаевской железной дороги, имевшей круглое депо. Приложены чертежи с планами и разрезами.
О современном состоянии каждого из этих депо можно прочитать в подробном отчете Ю.Егорова:

 http://www.archnadzor.ru/2012/07/23/iz-moskvyi-v-peterburg-so-vsemi-ostanovkami/#more-10771


Санкт-Петербург (фотография нач.1950-х гг.) Вдали видны оголенные конструкции купола депо.
С-Пб

Круглое депо станции Любань

Любань


Депо станции Малая Вишера.

Малая Вишера


Депо станции Окуловка
Окуловка

Депо станции Бологое.
Бологое


Депо станции Спирово.
Станция Спирово

Круглое депо на станции Тверь.
Тверь


Станция Клин.
Клин


Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве.Москва

Чертеж  паровозного здания.
План

разрез_1
 

Разрез_2

Tags: история России
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments