cyrillicworld (cyrillicworld) wrote in foto_history,
cyrillicworld
cyrillicworld
foto_history

Categories:

7 ФОТОГРАФОВ, ПОКАЗАВШИХ ПРОШЛОЕ

Фотография проникла в Россию сразу после ее изобретения. С подачи Академии наук в России появляются описания известных в то время фотографических процессов, необходимая аппаратура и химикаты, образцы снимков, в частности – большое количество дагерротипов. После первых удачных опытов, проведенных учеными, фотография становится массово популярной. Фотографами хотят быть все - люди разных сословий и специальностей: дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Подавали прошения об открытии дела доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, чиновники, студенты. Но больше всего желающих стать фотографами было, конечно, среди художников, окончивших Московское училище живописи и ваяния и Санкт-Петербургскую Академию художеств.



1

Левицкий Сергей Львович (1819 – 1898) первый мастер фотопортрета




На фото - Император Александр II (между 1865 - 1870 гг.)

 

Внебрачный сын вельможи екатерининского времени. Бросил работу в министерстве ради дагеротипии и поехал в Париж – слушать лекции в Сорбонне и знакомиться с Дагером и другими пионерами светописи. В 28 лет сконструировал камеру с мехами и прославился на Парижской Промышленной выставке. Революционные события 1848 г. во Франции вынудили вернуться в Петербург, где он открыл первое фотоателье на Невском и стал работать для высочайшего двора. В Зимнем он снимал императорскую чету - Александру Федоровну и Николая I. В 1856 г. - коронацию Александра II в Москве. Ателье приобрело широкую известность, через него «прошли» почти все деятели русской культуры. Левицкий стал первым продавать серии фотографий знаменитостей – правда, литераторов и небольшим тиражом.

В 1859 году опять уезжает в Париж, где его ателье производит 1500 фотографий в день, а за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, он получает звание "Фотограф Императора Наполеона III", но по просьбе императрицы Марии Александровны, возвращается обратно в Петербург. В благодарность фотографу и его сыну даруют в России звание «Фотографов Их Императорского Величества». Мало того, по желанию Александра III, для фотографа был построен образцовый "фотографический дом" напротив Казанского собора.

Изобретатель прародительницы Фотошопа - ретуши, он же стал и ее главным критиком, видя, что фотографы нашли в ней верное средство льстить заказчикам, «выглаживать" лица, молодить и «делать красивыми».



2

Каррик Василий Андреевич (1827 - 1878) основателей жанровой фотографии




На фото - девушки-углежоги (между 1870 – 1880 гг.)

 

С родителями-шотландцами приехал в Россию и получил образование архитектора в Императорской Академии художеств. В 1853 г. получил диплом и уехал в Рим, увлекся фотографией, и после шести лет путешествий осел в Петербурге, в собственном фотоателье. Там вместе с компаньоном - опытным техником Джоном Мак Грегором снимал заказные портреты, фоторепродукции живописных полотен, а также позы натурщиков, которые потом художники могли использовать в качестве этюдов для живописи.

Одним из первых Каррик покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии. За серию снимков "русские типы" Каррик был награжден в декабре 1862 г. наследником цесаревичем Николаем (сыном императора Александра II) бриллиантовым перстнем.

После этого объездил Ярославскую, Костромскую, Казанскую и Симбирскую губернии, посещал города и села Поволжья, Нижегородскую ярмарку, создав около этнографических, пейзажных и натюрмортных снимков.

3

Булла Карл Карлович (1855 — 1929) родоначальник русской фотожурналистики




На фото - всероссийский праздник воздухоплавания. Воздушный шар перед полетом. 8 сентября 1910 года.

 

Сын купца в десять лет приехал в Петербург, работал посыльным, а затем техником в фирме "Дюнант", где овладел профессией фотографа. В 1874 г. открыл свое первое ателье и магазин фототоваров.

Булла был самым оперативным в столице фотографом и, как писал в объявлении: "Всегда подготовлен к выезду". Он озаботился получением официального разрешения на право "снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей", в результате чего стал летописцем петербургской жизни, одним из пионеров развивающегося фоторепортажа. Снимки Буллы печатались во многих русских газетах, в журналах - "Нива", "Огонек", "Столица и усадьба", в зарубежной периодике: "Die Woche", "Illustrirte Zeitung", "Illustration" и др. Он печатает свои репортажи на открытках, которые можно рассылать по почте без конвертов.

Получив в 1896 г. звание "Фотограф Императорского двора" и специальный значок "Фотограф Санкт-Петербурга", Булла снимал официальные церемонии, военные маневры, заседания Государственной Думы, уличные баррикады, революционные манифестации. В 1910 г. за серию снимков сиротских домов Карлу Булле было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, которое распространялось и на двух его сыновей. В столичном ателье Буллы фотографировалась все представители околотеатра и околокультуры.

4

Барщевский Иван Федорович (1851 – 1948) фотограф архитектуры и "предметки"




На фото - портал Муромского Благовещенского собора XVII в. (1894 г.)

 

Барщевский стал не просто профессиональным фотографом, а знатоком и собирателем артефактов по архитектуре России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметов декоративно-прикладного искусства, письменности. Благодаря его фотографиям удалось восстановить памятники Ростовского кремля, после чего он стал вплотную работать со всеми обществами архитекторов и археологов.

Множество памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий. В 70–90-е гг. XIX в. И.Ф. Барщевский исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, снимая древности Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы – всего около 2,5 тыс. фотографий. Каждый объект он снимал с разных точек, обеспечивая полное документирование памятника.

В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издает на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались и частными лицами, и крупными архивами.

5

Морозовская Елена Лукинична, первая женщина-фотограф




На фото - А.К. Глазунов. 1895 г.

 

Черногорка по происхождению (урожденная Княжевич), в молодости работала и учительницей, и продавщицей магазина. Фотографией начала заниматься, как любительница; в 1892 г. окончила фотографические курсы V Отдела светописи при ИРТО. Завершила свое образование в Париже и открыла собственное ателье в Петербурге на Невском проспекте. Состояла в Дамском фотографическом кружке при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Петербурге. Активно снимала артистов, художников и литераторов. Была практически «светским хроникером» при дворе , запечатлела участников знаменитого костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце, а также большинство спектаклей театра В.Ф. Комиссаржевской (1904-1907 гг). А также ее вотчиной были портреты детей.

6

Рауль Ж-Х (Рауль из Парижа) автор первых постановочных снимков




На фото – крестьяне Орловской губернии (и древне-русское животное) 1870-е гг.

 

В 1860-х гг. ему принадлежала "Французская фотография" в центре Одессы. В 1870-е гг. он путешествует по России, создавая постановочные снимки этнографического жанра в центральных районах страны, в Малороссии, Бессарабии, на Кавказе, в Болгарии и Румынии. Снимки печатает в формате открыток и получает за них все мыслимые награды.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вслед за русскими войсками фотограф отправился в Румынию и Болгарию, создав серию снимков по местам боев. В 1879-1882 гг. вместе с профессором Новороссийского университета Н.П. Кондаковым совершил поездку по Северному Кавказу, Грузии и Армении, фотографируя христианские древности. За альбом снимков, сделанных на Синае, был награжден в 1881 г. орденом св. Станислава III степени.

Летом 1884 г., находясь после окончания очередной экспедиции с Кондаковым в Константинополе, пожелал вернуться на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал ателье.

7

Болдырев Иван Васильевич (1849 – 1898) автор фотосетов из народа




На фото - казаки перед выходом на службу, 1875 г.

 

Сын донского казака, пастух, в 15 лет обучившийся грамоте. Самоучкой овладел ремеслом часовщика, затем стал учеником фотографа в Новочеркасске. В 1872 г. приехал в Петербург, где стал работать в фотоателье, увлекся искусством и пошел вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

Одновременно изобретал и усовершенствовал объектив для снятия нескольких планов и повышения художественности своих снимков. Летом ездил на родину, где создал серию "Виды и типы 2-го Донского округа", в которой использовал объектив собственной конструкции. Коллеги признали в нем талант светописца и следующими сериями стали "Бахчисарайский альбом" (1880) и интерьеры Императорской публичной библиотеки.

Одновременно мудрил над созданием "смоловидной пленки-пластинки", которая, однако, не нашла промышленного применения в России. За что ему нужно сказать спасибо – так это за изобретенный им моментальный затвор и подробную серию снимков, посвященных художественной и культурной жизни Петербурга.

 

 

 

 

Щербакова Ольга






Tags: история России, история Санкт-Петербурга
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments