?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Взрыв в Техас-Сити. 
10th-Aug-2012 12:28 am
Оригинал взят у mgsupgs в Взрыв в Техас-Сити.
Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:22

Малоизвестная в наших пенатах история техногенной катастрофы в США.

Взрыв произошел 16 апреля 1947 года и начался с пожара на борту французского судна «Грандкамп» (по другим источникам "Гранкан") в порту Техас-Сити (штат Техас). В результате пожара взорвались около 2300 тонн аммиачной селитры, погибли по меньшей мере 581 человек. Более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы . Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.






Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:19

Молодой фоторепортер Джон Клинтон давно жаждал сенсации. Но в маленьком портовом городке Техас-Сити на берегу Мексиканского залива их не было. Какие события вообще могли быть в этой глуши, если население составляло всего семнадцать с половиной тысяч человек!

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:1

Он уже было собрался выехать из дому в редакцию газеты, как зазвонил телефон. Знакомый женский голос взволнованно сообщил: "Джонни, срочно приезжай! У нас в порту загорелся пароход. Дыму, как на войне! Сделаешь отличный репортаж. У тебя есть шанс! Мчись!"

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:2

Протиснувшись сквозь толпу зевак, молодой репортер увидел серую громаду парохода. К разочарованию Клинтона, это не был роскошный туристский теплоход и из его иллюминаторов не высовывались молоденькие пассажирки с криками "Спасите!" У пирса стоял обычный "либерти" - американское детище военного времени - 135-метровый грузовик в 10 000 т с паровой машиной мощностью 2,5 тыс. л. с. На корме парохода лениво полоскался на ветру трехцветный французский флаг. Название - "Гранкан", порт приписки - Марсель. Из четвертого трюма судна валил густой белый дым.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:3

Шарль де Желлябон, капитан парохода, не отрывая пристального взгляда от открытого люка, нехотя отвечал на вопросы репортера.

- Да, уже пятый день под подгрузкой. Принимаем удобрение - аммиачную селитру. Чистый, безобидный груз. Уже погрузили 2300 т. На твиндеках арахисовые орехи, сизаль и фрезерные станки. Должны сняться на Дюнкерк и Бордо, как только закончим погрузку и отремонтируем машину. Думаю, что пожар скоро потушим...

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:4

Ничего больше не добившись от угрюмого французского капитана,
Клинтон, уехал сделав на всякий случай два портретных снимка.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:17

Через несколько часов его фотографии напечатают все ведущие издания страны.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:16

Ровно через 2 минуты, когда автомобиль Клинтона уже мчался по улицам города, над пирсом, где был ошвартован "Гранкан", в весеннее небо взметнулся гигантский язык оранжево-коричневого пламени.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:5

Оглушительный, неслыханный доселе в этих краях грохот эхом пронесся над застывшими водами залива Галвестон. "Гранкан", как исполинская граната весом 10 ООО т, разорвался на мелкие куски, наполнив воздух гудением и визгом.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:20

Конечно, слова "мелкие куски" следует понимать, учитывая величину парохода. Многие части корабля весом в тонну позже были найдены от места взрыва в радиусе 2 миль. Двухтонный кусок паровой машины, пролетев одну милю по воздуху, упал на проезжавший по центральной площади города автомобиль. Как подкошенные, рухнули портовые бетонные склады и 10-метровые нефтяные вышки, стоявшие на другом берегу залива. Находившиеся у борта горевшего парохода четыре пожарные машины перелетели через пирс и упали в воду. Стоявшие у противоположного пирса американские пароходы "Хайфлайер" и "Вильсон Киин", несмотря на то что от взорвавшегося "Гранкана" их отделял длинный железобетонный склад, оказались сорванными со швартовов и получили сильные повреждения.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:6

Вода у пирса, где только что стоял пароход, как будто испарилась, обнажив дно залива. Через несколько секунд высокая волна хлынула на берег бухты. Загруженная нефтью 50-метровая баржа, ошвартованная по носу "Гранкана", как щепка, была выброшена на пирс и опустилась в 70 м от его края на крыши стоявших в ряд легковых машин, раздавив их, как куриные яйца. В других местах, на служебных стоянках, волной накрыло 600 автомашин.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:7

Сила взрыва была чудовищна. Раскаленные металлические куски парохода, части его каровой машины и котлов, его груз - изуродованные взрывом фрезерные станки весом более тонны, сотни пылающих кип сиза ля - все это взлетело в воздух и упало на город и залив в радиусе 2 миль. Тысячи мертвых чаек камнем упали на землю. Два спортивных самолета, пролетавших в это время над городом, были сбиты воздушной волной и погибли в заливе.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:8

Роберт Моррис, рабочий химического завода, в момент взрыва ехал по территории порта в открытом "виллисе". Машину подняло в воздух на несколько метров и опустило на залитый водой пирс.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:14

Большинство находившихся в порту людей было убито. Многие получили тяжелые ранения. Рабочий Фрэнк Тейлор находился в момент взрыва в складе инструмента. На него обрушилась крыша. Очевидцы рассказывали, что он, весь окровавленный, вылез из-под обломков здания, побежал по пирсу и прыгнул в воду. В состоянии шока он переплыл залив Галвестон и вылез на противоположный берег у своего дома. Увидев, что его жена и дети убиты взрывом, Тейлор схватил валявшийся под ногами молоток и начал лихорадочно прибивать доски разбитого жилища. Он сошел с ума.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:9

Сотни домов на другом берегу залива были разрушены полностью. Взрывом выбило все стекла в домах, которые находились на расстоянии 25 миль от "Гранкана". Взрыв "десятитысячетонной гранаты" зафиксировали сейсмографы, находившиеся в тысяче миль от Техас-Сити. Специалисты подсчитали, что сила взрыва была равна силе пяти 25-тонных, самых мощных авиационных бомб.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:10

Чудовищный взрыв, прогремевший над заливом Галвестон в 9 часов 12 минут 16 апреля 1947 г., был лишь прелюдией к катастрофе Техас-Сити - города химии на юге США.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:11

Упавшие после взрыва на город раскаленные осколки металла, горящие кипы сизаля явились причиной сотен очагов пожара. Одно за другим с быстротой цепной реакции вспыхивали нефте- и бензохранилища шести нефтеперегонных компаний. Из лопнувших в результате взрыва нефтепроводов текла нефть, она воспламенялась при первом попадании раскаленного куска металла. Горели склады, дома, целые улицы. Район порта оказался отрезанным от города огненной стеной. Тушить пожар было некому: 27 из 50 пожарных города погибли при взрыве. В городе началась паника. Никто не знал, что произошло.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:12

Исполинский пожар неистовствовал, и, поскольку попытки его погасить ни к чему не приводили, мэр города обратился к губернатору штата Техас с просьбой направить все автомашины химического тушения на помощь гибнущему в огне Техас-Сити. Это было исполнено и, казалось, победа над огнем близка. Но в 1 час 10 минут ночи, когда уже удалось ликвидировать основные очаги пожара, над заливом Галвестон один за другим взметнулись в черное небо два кровавых языка пламени, снова над городом прогремели взрывы. Это взорвались пароходы "Хайфлайер" и "Вильсон Киин".

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:13

На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер.
Борьба с огнем длилась около 3 суток.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:18

Итоги трагедии: 1500 погибших, несколько сот пропавших без вести, 3,5 тысячи раненых.
Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:15

Назначенной сенатом США комиссии все же удалось установить следующее.

1. Фабрики, выпускавшие удобрение в стофунтовых бумажных мешках, нарушили элементарные нормы противопожарной безопасности. Тара для этого вещества должна быть только металлической.

2. Портовые власти Техас-Сити разрешали грузчикам во время работ в трюмах пароходов курить. Они курили и во время погрузки аммиачной селитры в трюме "Гранкана".

3. Ни капитан парохода "Гранкан", ни администрация порта не знали, каким колоссальным взрывным потенциалом обладает нитрат аммония (аммиачная селитра).

4. Ни руководивший тушением пожара в трюме "Гранкана" старший помощник капитана, ни руководство пожарной охраны Техас-Сити не знали, что тушить аммиачную селитру следовало только водой, причем большим объемом.

5. Причиной пожара на "Гранкане", вероятнее всего, следует считать брошенный грузчиками в трюме окурок, а причиной взрыва - преступное действие безграмотного в этом деле старшего помощника капитана - применение паротушения.

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:23

Граната в 10 000 тонн (23 фотографии), photo:21

Источники:

1. Вики.
2. Тыц.



Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
10th-Aug-2012 10:07 am (UTC)
Не Россия в катастрофах! К сожалению, весь мир им подвержен. Память о погибших надо обеспечить но помнит надо в первую очередь о живых!
10th-Aug-2012 11:23 am (UTC)
Ну почему же - малоизвестная?
Всем, кто в детстве зачитывался книжкой Л. Скрябина "Как пароход погубил город" - очень даже известная ;)
Там даже приводилась история об учителе физкультуры в местной школе, который сказал школьникам, что это - очередное учение по гражданской обороне, надо действовать так, как он учил. Благодаря его распоряжением из пылающего здания удалось вывести всех учеников без потерь...
Спасибо за пост. В той книжке фотографий по данной катастрофе практически не было.

Edited at 2012-08-10 11:25 am (UTC)
10th-Aug-2012 12:54 pm (UTC)
Я тоже читал ее)))). Там еще приводился пример взрыва парахода с тротилом в Канаде в годы первой мировой войны - самый мощный взрыв на земле до иобретения атомной бомбы. Не могли разойтись в проливе два капитана. ((( Последствия были еще более страшными.
11th-Aug-2012 10:42 am (UTC)
Причем, чсх, оба капитана остались живы!!!
10th-Aug-2012 03:53 pm (UTC)
ад на земле, жуть.. а название судна скорее всего читается "Гранкам", по-французски если, либо "Грэндкемп" по-англ.
10th-Aug-2012 04:03 pm (UTC)
Нарушение поверх нарушения, а сверху ещё и окурок. :-/
10th-Aug-2012 04:37 pm (UTC)
Впечатляет .
10th-Aug-2012 04:46 pm (UTC)
Лишний раз задумаешься о том, что не только Правила дорожного движения написаны кровью, но и таблички "Не курить!" тоже...
Спасибо за пост.
This page was loaded Sep 24th 2019, 9:20 am GMT.