astrahanfoto (astrahanfoto) wrote in foto_history,
astrahanfoto
astrahanfoto
foto_history

Category:

Фотография Л.В. КЛИМАШЕВСКОГО (1829-1904) и С.И. КЛИМАШЕВСКОЙ (1851-?)

     Самым известным фотографом в Астрахани в конце XIX и в начале XX века была С.И. Климашевская. Станислава Ивановна Климашевская - уникальное явление в истории астраханской фотографии. Мало кому известно, что в качестве владельца фотоателье она заменила своего мужа Лаврентия Викентьевича Климашевского.

     Мы не имеем информации, когда и при каких обстоятельствах семья Климашевских появилась в Астрахани. Полагаем, случилось это задолго до известных польских событий. Судя по всему, семья была состоятельной.



     После разгрома польского восстания 1863-1864 годов из западных губерний Российской империи и царства Польского, в том числе из Гродненской, Виленской, Ковенской, Могилевской в Астраханскую губернию были высланы на поселение польские дворяне. Переселенцы были размещены по всей губернии, особенно много их было в Черноярском, Енотаевском, Красноярском и Астраханском уездах. Среди поляков, высланных под строгий полицейский надзор, были друзья и знакомые Л.В. Климашевского. В мае 1866 года Лаврентий Викентьевич присутствовал на крещении младенца Екатерины Эйсмонт в Красном Яру. Родители новорожденной, Мартин и Иоганна Эйсмонт, находились на поселении в селе Владимировка Енотаевского уезда. Воспреемниками на крещении были друзья Л.В. Климашевского - капитан Владимир Вояковский и Анна Калиновская, жена Красноярского уездного врача. Сам же Лаврентий Викентьевич выступал в роли гостя.





2. Автор неизвестен. Фотография Л.В. С.И. Климашевских (справа) Начало ХХ века.

     Пять лет спустя Лаврентий Климашевский женится. В книге «Метрические записи о венчанных в Римско-Католической приходской церкви», хранящейся в Государственном архиве Астраханской области, есть запись, что «10 ноября 1871 года в Римско-Католической приходской церкви настоятель почетный каноник Ксаверий Рубажевич... на основании разрешения епископа Липецкого обвенчал астраханского мещанина Лаврентия Климашевского, юношу 42 лет, со Станиславой Круминович, девицею 20 лет, обоих римско-католического вероисповедания из г. Астрахани по взаимному согласию внешними признаками обнаруженному».



3. Портрет девушки. 1880-е годы.

     Таинство произошло в присутствии родителей жениха, дворян Викентия и Анны, урожденной Шумковской, Климашевских, и невесты, Яна и Алоизии, урожденной Стржижевской, Круминович, а также свидетелей Номера Климашевского, капитана Иеронима Бржезовского, врача Адольфа Длужневского, врача Алоизия Калиновского (Адольф Игнатьевич Длужневский - известный городской врач, среди пациентов которого были высокопоставленные лица, жил в собственном доме напротив Смоленской церкви).



4.

     Лаврентий Викентьевич решил заняться фотографией и открыть свое ателье. Занятие это всегда было не из дешевых и требовало значительного начального капитала. В 1878 году он обращается к астраханскому губернатору с прошением разрешить ему открыть фотографию. После обязательной проверки 23 декабря 1878 года астраханскому мещанину Л.В. Климашевскому было выдано свидетельство № 5729 на право открытия во 2-м участке г. Астрахани по набережной Варвациевского канала в собственном доме фотографического заведения. Это великолепное здание располагалось у Полицейского (ныне Варвациевского) моста рядом с домом братьев Сергеевых (бывшая редакция газеты «Волга») и, к великому сожалению, было снесено в 1970-годы для расчистки площади под издательский комплекс. Сохранилось изображение фасада здания с выложеной по фронтону надписью «Фотография».



5.

     Л.В. Климашевский купил фотоателье у М.Я. Кожебаткина. На оборотной стороне первых фотографий, сделанных в ателье Климашевского, напечатано: «Центральная фотография» Л К (Л.К. - Лаврентий Климашевский, - С.Н.) бывшая Кожебаткина у Полицейского моста в Астрахани». Часто приобретая фотографии на заведомо «раскрученном» месте, новые владельцы некоторое время сохраняли в названии фамилию прежнего владельца с припиской «бывшая».



6. Портрет матери и дочери. 1880-е годы.

     В фондах музея-заповедника хранится порядка двадцати фото-графий, сделанных в ателье Л.В. Климашевского, их формат -«визит» и «кабинет». В основном это портреты, но есть и групповые семейные фото. На одном из них - Серафима Андреевна Горшкова-Ветлугина с дочерьми Екатериной и Валентиной. На некоторых снимках появляется интерьер, рисованные декорации. Большое внимание уделяется внешнему оформлению фотографий: трижды фотограф заказывает новые фирменные паспарту.



7. Портрет С.А.Горшковой с дочерьми Екатериной и Валентиной. 1880-е годы.

     В ателье Л.В. Климашевского выполнена фотография с изображением блюда, поднесенного императору Александру III в 1883 году, астраханским городским обществом. Позднее, в 1904 году это фото передал в Петровское общество исследователей Астраханского края Петр Харлампиевич Хлебников, уездный предводитель дворянства.



8. Друзья. Конец 1870-х годов.

     В 1881 году фотографом в ателье Л.В. Климашевского служит В. Егоров. Спустя некоторое время его приглашает к себе работающий по соседству фотограф С.М. Вишневский. Между владельцами ателье произошел конфликт, который вылился на страницы астраханских газет. Климашевский пытается объяснить сложившуюся ситуацию в газетном объявлении: «По причине получаемых в моем фотографическом заведении разнообразных заказов, а именно больших групп, портретов и разных видов, я вынужден был заменить бывшего у меня фотографа Егорова более опытным. Работающий ныне у меня фотограф в продолжение нескольких лет служил в придворных фотографиях г. Москвы и пользуется лучшей репутацией»32. Вишневский на это ответил с сарказмом: «... что же касается заявления Климашевского, будто Егоров неопытен, то публика может судить о его опытности по фотографиям, выставленным в витринах в течение 2-х лет и стоящим по настоящее время у него же, Климашевского».



9. Семейный портрет. Конец XIX века.

     Ателье успешно проработало до весны 1883 года. Здоровье пятидесятичетырехлетнего владельца фотоателье ухудшилось. Чувствуя «расстройство здоровья», Климашевский обращается к медицинской помощи. Возникает необходимость уехать на лечение, но деятельность своего фотографического заведения Климашевский не прекращает, а обращается к астраханскому губернатору с просьбой передать в собственность его жены Станиславы Ивановны Климашевской как права на фотографию, так и «саму мастерскую со всеми приспособлениями, аппаратами, материалами, обстановкой и съемной галереей».



10. Портрет мужчины. 1880-е годы.

     По распоряжению губернатора была проверена благонадежность С.И Климашевской. Из рапорта полицмейстера Михаила Федоровича Инковского от 29 апреля 1883 года: «... С.И. Климашевская ни в чем предосудительном замечена не была и вращается большею частию в обществе лиц, принадлежащих к польской национальности, у которых состоит в большом уважении; под следствием и судом не состояла и не состоит ...».



11. Портрет двух девочек. Конец XIX века.

     16 мая 1883 года мещанке С.И. Климашевской было «выдано свидетельство № 1823 на право приема в собственность фотографического заведения и содержания оного»36. Молодой владелице фотографии было тридцать два года. Муж ее, поправив здоровье, отошел от дел, а Станислава Ивановна преуспела в необычном для женщины занятии.



12. Портрет священника Л.С. Рязанского. 29.9.1903.

     Постепенно фотография Климашевской становится самой популярной и посещаемой в городе. На протяжении тридцати лет - с 1885 года до 1915 года - имя С.И. Климашевской встречается в «Памятных книжках Астраханской губернии» постоянно. В фондах музея-заповедника хранится больше всего работ именно этого фотоателье - свыше трехсот пятидесяти фотографий и несколько альбомов. Очень много портретов, особенно юношеских, ученических, прелестны детские фотографии, есть групповые, семейные, свадебные. Среди них выделяются портреты священника Мариинской женской гимназии Леонида Степановича Рязанского, известного врача-стоматолога Федора Григорьевича Фарманова - организатора медицинского образования в Астрахани; семейные фотографии Вячеслава Ивановича Склабинского - редактора и издателя «Астраханского справочного листка» и его дочери Елены Склабинской; Петра Степановича Янчикова - владельца чугунолитейного завода на Старо-Кузнечной (ныне Московской) улице. В семье Янчиковых было девять детей. На снимке запечатлены слева направо: Ольга Ивановна (2) и Петр Степанович (6), дети - Леонид (1), Лидия (4), Борис (5), Таисия (8), Федор (9), внуки - Ираида (3) и Александр (7).



13.

     В ателье выполнялись сложные фотографии с привлечением большого количества людей. В музее хранится крупноформатная фотография (35,0 х 45,0 см), объявление о продаже которой было напечатано в «Астраханском листке» 12 марта 1887 года: «Фотография С.И. Климашевской извещает гг. служащих в обществе «Кавказ и Меркурий», что копия с группы, состоящей из 229 лиц, служащих в обществе «Кавказ и Меркурий», и 32 видов пристаней и видов судов общества, поднесенной председательствующему директору правления А.П. Жандръ в день его 25-летнего юбилея, продается по 5 рублей экземпляр; дешевле же никогда не продавалась и не будет продаваться».



14. Портрет Е.В. Склабинской. 1903.

     В ателье фотографировались представители разных слоев общества. Много знаменитых фамилий: писатель Н.Г. Чернышевский, отец Иоанн Кронштадский, губернатор И.Н. Соколовский, управляющий городскими имуществами князь В.А. Кудашев, купцы братья И.И. Губин и А.И. Губин, рыбопромышленник А.А. Сапожников, певец Ф,И. Шаляпин, писатель A.M. Горький.



15. Портрет И.В. Склабинского с внуками Ириной, Ниной и Юрием.1911.

     С.И. Климашевская уделяла большое внимание внешнему виду своих фотографий, семь раз менялся ее фирменный бланк. Паспарту заказывались в литографиях Варшавы, Вены, Москвы. На ранних паспарту было скромно написано: «Фотографическое заведение Климашевской в Астрахани у Полицейского моста, собственный дом», ниже расположен медальон с профилями основателей фотографии Ньепса, Дагера и Тальбота.



16. Портрет князя В.А. Кудашева. 1890-е годы.

     Работа фотографии была высоко оценена на нескольких престижных выставках за рубежом. Климашевская была награждена двумя золотыми медалями. Первая - за победу в международной промышленной выставке в Мадриде в 1884 году. Аверс медали украшает портрет испанского короля Альфонса XII. Вторая - за победу в международной сельскохозяйственной выставке в Неаполе. На обеих медалях выгравировано имя С.И. Климашевской. С этого времени на оборотной стороне паспарту фотографий появляются медальоны с изображением этих медалей, а несколько лет спустя к ним добавится отличительный знак-виньетка с изображением императорской короны и надписью: «Двора Его Величества Шаха Персидского фотография С. Климашевской».



17.

     С.И. Климашевская являлась действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края с 27 сентября 1887 года. По заказу общества она бесплатно выполняла фотографии к альбомам, выставкам. С 1902 года состояла в секции натуралистов.



18. Семейный портрет. Начало ХХ века.

     Постоянно в астраханских газетах печатаются объявления-рекламы фотографии Климашевской. Особенно они часты в 1894 году, когда фотография получила право именоваться «Двора Его Величества Шаха Персидского фотография».



19. Портрет Ф.Г. Фарманова. Начало ХХ века.

     Так февральские номера «Астраханского справочного листка» пестрели объявлениями такого содержания: «Двора Его Величества Шаха Персидского фотография С.И. Климашевской». Съемка производится во всякую погоду. Группы виньеточные. Портреты на фарфоре».



20. С.И. Климашевская. Вид на Астрахань. Начало ХХ века.

     В марте объявления носили несколько иной характер: «С открытием навигации фотографические снимки шхун, пароходов и разных судов производит по доступной цене «Фотография Двора Его Величества Шаха Персидского С.И. Климашевской».

     В апреле новый текст объявления: «Двора Его Величества Шаха Персидского фотография С.И. Климашевской». Кроме всех других обыкновенных фотографических работ ателье исполняет скоро и изящно большие портреты до натуральной величины, посредством увеличительного аппарата эффектно получаются с маленьких карточек увеличенные до очень больших размеров виды и снимки с п/х, шхун, зданий и т.п.». И так до конца года.



21.

     Это было единственное в городе придворное фотоателье. «Персидское Генеральное консульство имеет резиденцией Астрахань и круг его распространялся на Саратовскую, Самарскую, Казанскую и Ниже-городскую губернии». Надо сказать, что столь высокий статус «Двора Его Величества Шаха Персидского» имели несколько российских фотоателье. Получить статус придворной фотографии было непросто. Первым и главным условием было высокое качество работы. Ателье С.И. Климашевской отвечало этому вполне. Носить столь высокое звание было большой честью и не менее большой ответственностью. Звание было не просто почетно, но и являлось важным преимуществом в конкурентной борьбе между астраханскими фотографиями.


22. С.И. Климашевская. Промысловые рабочие за обедом. Конец XIX века.

     Станислава Ивановна не просто содержала ателье, но и была (редкое для России того времени явление) действующим фотографом. Об этом свидетельствует следующий факт. «В 1895 году она в качестве фотографа совершила поездку по Букеевской Орде, результатом которой явился прекрасно изданный «Школьный альбом Букеевской Орды». В предисловии к альбому А. Воскресенский, инспектор русско-киргизских школ в Букеевской Орде, пишет: «Госпожа фотограф С.И. Климашевская, которой принадлежит честь исполнения альбома, в техническом отношении приняла на себя немалый труд и лично совершила вместе с нами поездку по степям из Ханской ставки через Казанку, Таловку и Харохой, так что все фотографические снимки ее взяты прямо с натуры и служат точным отображением живой действительности». Этот альбом с золотым обрезом хранится в фондах музея-заповедника с дарственной надписью: «В музей Петровского общества от действительного члена Станиславы Ивановны Климашевской. 25.04.1896 г.».



23. С.И. Климашевская. Церковь Рождества Богородицы. Начало ХХ века.

     В 1898 году в здании фотографии производился ремонт. Уже в октябре «фотография была переведена в собственный дом на Канаве, рядом с почтою во вновь отделанное помещение, которое было приспособлено к новейшим требованиям фотографического искусства». А требования все возрастали. Конкуренция усиливалась. По соседству с фотоателье Климашевской по-прежнему интересно, творчески работал Степан Михайлович Вишневский. На Кутуме у Сапожниковского (Коммунистического) моста набирало силы фотоателье Михаила Алексеевича Козлова. Мощно, динамично развивалась фотография Владимира Александровича Сергеева на Московской (Советской) улице.



24. С.И. Климашевская. Внутренний вид церкви при Астраханском Николаевском детском приюте. Конец 1890-х годов.

     Высокая конкуренция заставляла мыслить и работать нестандартно, разнообразить технику и исполнение. Объявление в газете доказывает это: «Только недавно фотография С. Климашевской выставила в театре витрину с крашенными прозрачными рисунками на стекле... Фотографией М. А. Козлова выставлено несколько образцов тоже прозрачных фотографий, но отпечатанных на фарфоре».



25. С.И. Климашевская. Внутренний вид аптеки "Братьев Арнольд" 1890-е годы.

     Проходит время, необычные новинки приедаются посетителям, и снова ателье Климашевской идет в ногу со временем: «Фотография С.И. Климашевской изготовляет скоро с каждой фотографической карточки по способу сэми-эмаль броши, брелоки, запонки и булавки для галстуков. Принимаются заказы на группы и общие виньеточные. Учащимся большая скидка. Получены в большом выборе багетные рамы».



26. С.И. Климашевская. Портрет семьи Янчиковых. 1900-е годы.

     В книге И.Н. Штылько «Иллюстрированная Астрахань», изданной в 1899 году, не осталась без внимания фотография Станиславы Ивановны Климашевской. Одним из первых дано ее рекламное объявление.

     Приняв на себя груз ответственности за работу фотографии в тридцать с небольшим лет, Климашевская почти сорок лет несла на себе эту тяжелую ношу. Репутация ателье держалась на ней. И старания Станиславы Ивановны оказались не напрасными. Ее фотография постоянно была на виду. От заказчиков не было отбоя. И все это благодаря ее деловой хватке, напору и неистощимой энергии. Немаловажен тот факт, что Станислава Ивановна, как любитель, хорошо рисовала, несомненно, обладала художественным вкусом. По ее эскизам оформлялись поздравительные адреса.



27. С.И. Климашевская. Организаторы "Лиги борьбы с туберкулезом". 12.4.1912

     16 ноября 1904 году в возрасте семидесяти пяти лет ушел из жизни Лаврентий Викентьевич Климашевский. Станислава Ивановна с прискорбием известила родных и знакомых о кончине мужа. Панихида состоялась в помещении фотографии в присутствии родных, знакомых и бывших служащих ателье. Уже немолодая Климашевская остается одна во главе дела, начатого ее мужем, справляясь со всевозможными трудностями.



28. С.И. Климашевская. Сестры милосердия Ирининской общины. 1906-1908

     Постоянно расширяется ассортимент услуг: по желанию заказчиков съемка может производиться новейшими способами и аппаратами на частных квартирах, в общественных учреждениях, по особому заявлению даже после закрытия фотоателье и во всякую погоду, изготовляются вечерние снимки при дневном искусственном освещении, портреты от натуральной величины до медальонов. Выпускаются фотографические виды инородцев, сцены из калмыцкой, киргизской и казачьей жизни, картины рыболовства, соледобычи. Часто пополняется ассортимент альбомов и багетных рам.



29. С.И. Климашевская. Медицинский персонал Федоровского приюта с выздоравливающими бойцами. М.А. Готт во втором ряду третья слева. 1915.

     Фотоателье откликалось на все важные городские события: «Фотографические снимки выборщиков от г. Астрахани в Государственную Думу поступили в продажу в фотографии С.И. Климашевской. Об этом извещаются снимавшиеся и все желающие приобрести снимки!» - так писал «Астраханский вестник» 18 июня 1906 года.



30. С.И. Климашевская. Квинтет. март, 1911.

     В музее хранится много крупноформатных фотографий, среди них «Чиновники управления государственными имуществами и калмыцким народом» (1886), «Иоанн Кронштадский среди духовенства, чиновничества, купечества Астрахани» (1902), «Служащие Астраханского «Товарищества братьев Нобель» (1904), «Дирекция Астраханского Императорского музыкального общества с губернатором И.Н. Соколовским» (1910), «Группа организаторов праздника «День белой ромашки» (1912).



31. С.И. Климашевская. Селение Новая Казанка. Фото из "Школьного альбома Букеевской Орды" 1895

     Созданная в Астрахани «Лига борьбы с туберкулезом» 12 апреля 1912 года впервые устроила «День белой ромашки». Полученные от продажи ромашек средства пошли на организацию кумысолечебницы и санатория для больных туберкулезом. Организаторы события в полном составе сфотографировались в самом известном астраханском фотоателье.



32. С.И. Климашевская. Первый трамвай. Из фотоальбома "Общественный трамвай в Астрахани". 1900

     На фотографии 1906-1908 годов изображены сестры милосердия Ирининской общины. Среди них Агриппина Сергеевна Медведева (стоит первая слева) и Елена Кузьминична Архипова (сидит первая справа). Сестры милосердия общества Красного Креста Ирининской общины работали при лечебнице, которая «была открыта в 1901 году в квартале на пересечении улиц Крестовой (ныне Мечникова), 1-й Бакалдинской (Лычманова), Персидской (Гилянская), Калустовской (Дарвина). Там члены общества - сестры милосердия оказывали помощь страждущим»45. Ныне это Областная больница № 2 имени И.Н. Аламдарова.



33. 

     Фотография 1911 года «Квинтет» запечатлела астраханских музыкантов И.И. Романовского (1), Небратенко (3), П.И. Беляева (4), Дадашеву (5).



34.

     В ателье изготовлялись не только фотографии, но и тематические альбомы. Самые интересные представлены в отдельной главе книги. В 1913 году во время пребывания Великих княгинь Марии Александровны и Марии Павловны в Астраханской губернии С.И. Климашевская преподнесла им «Альбом видов и типов г Астрахани».



35. С.И. Климашевская. Рабочая комната в инвалидном доме. 1921.

     У С.И. Климашевской всегда служили первоклассные фотографы и ретушеры. Поработав в ателье и получив драгоценный опыт и начальный капитал, фотографы заводили свое дело - открывали новые фотографии. Так случилось с Владимиром Егоровым. В 1888 году он открыл собственное ателье недалеко на Канаве.

     В 1906 году фотографами в ателье работают Николай Дмитриевич Коновалов 34 лет, мещанин из города Волоколамска Московской губернии, и германский подданный, уроженец России Рудольф Федорович Баденмюллер 34 лет. Последний вскоре откроет свое фотоателье. Ретушером в это же время служит Николай Генрихович Прусиловский 53 лет. В 1911 году в ателье поступает «новый фотограф-художник, работавший за границей в Дрездене». Об этом неоднократно извещает газета «Астраханский вестник». В 1916 году фотографом в ателье работает Станислав Рейнис.



36. С.И. Климашевская. Правление Астраханского союза пищевиков. 1920.

     С.И. Климашевская являлась бессменным членом правления Общества вспомоществования бедным прихожанам Астраханской Римско-Католической церкви. В мае 1898 года на общем собрании прихожан Римско-Католической церкви был положительно решен вопрос об учреждении Католического благотворительного общества. Была избрана особая комиссия из пяти прихожан под председательством священника для выработки проекта устава, который был представлен на обсуждение второго общего собрания прихожан. Католического населения в Астраханской губернии в это время насчитывалось около двух тысяч человек. На собрании присутствовала и семья Климашевских. Станислава Ивановна принимает активное участие в деятельности общества. В 1901 году она уже постоянный член Римско-Католического благотворительного общества, а в 1907 году становится его председательницей. С 1910 года по 1914 год она - товарищ председателя. В 1915 году председателем Римско-Католическо-го благотворительного общества избирается ксендз Адам Деш, а шестидесятичетырехлетняя Станислава Ивановна Климашевская становится вице-председателем.

     С.И. Климашевская постоянно участвует в благотворительной деятельности. «16 октября 1916 года «Астраханское польское благотворительное общество» устраивает в думском зале лотерею-аллегри на содержание школы и ремесленных мастерских. Скудных средств не хватает на множество несчастных, обездоленных детей, а потому общество вынуждено обратиться к добрым отзывчивым людям с просьбой не отказать в посильных пожертвованиях, которые с благодарностью принимаются деньгами и вещами в фотографии Климашевской», - так писала газета «Астраханский вестник».

     С 1911 года Станислава Ивановна состоит в женском клубе, ко¬торый располагался в Театральном переулке в доме Агамова.

      Между тем дела идут прекрасно. Ателье процветает - не за горами его сорокалетний юбилей. Один только каменный дом Климашевской по Варвациевскому каналу в 1911 году оценивается в 26093 рублей. Станислава Ивановна имеет возможность расширить свои владения - она покупает дом во 2-м участке на Петропавловской (ныне Шаумяна) улице.

     Первая мировая война оказалась тяжелым периодом для астраханских фотографов, изменились условия работы, ухудшилось снабжение, но ателье С.И. Климашевской продолжает работать. Однако ее объявления в газетах встречаются все реже и реже. В 1915 году Климашевская фотографирует группу выздоравливающих бойцов с медицинским персоналом лазарета Федоровского приюта. Федоровский приют находился рядом с Покровским собором. Станиславе Ивановне удалось пережить трудности военного времени, сохранив ателье.

     Наступают иные времена. Одна за другой закрываются фотографии, но старейшее ателье в Астрахани еще существует. В 1917 году среди четырех работающих старых астраханских фотографий (И.М. Бочкарева, Н.В. Румянцева, Ф. Роговенко) значится и ателье С.И. Климашевской. Постепенно и эти очаги старой культуры начинают угасать...

     В музее хранятся две фотографии С.И. Климашевской последнего периода. Это снимок 1920 года с изображением правления астраханского союза пищевиков (он завершает эту главу) и снимок 1921 года - на нем рабочая комната в инвалидном доме № 9 по улице Володарского. Согбенные старушки прядут пряжу и вяжут носки. Вот так. Не больше и не меньше. Роскошная обстановка и прекрасные фотографии в годы расцвета ателье и натурные съемки в инвалидном доме... Печальное завершение профессиональной деятельности, которой была посвящена вся жизнь. Это последние ставшие символическими фотографии самого известного астраханского фотоателье.

     В общей сложности фотография Лаврентия Викентьевича и Станиславы Ивановны Климашевских проработала сорок три года, уступив пальму первенства только ателье Степана Михайловича и Александры Никифоровны Вишневских. К сожалению, дальнейшая судьба ателье и самой Станиславы Ивановны неизвестны.

      Логическую точку в этой публикации поставило время. В 1899 году в Астрахани Бельгийской фирмой прокладывается первая трамвайная линия, завершившаяся пуском трамвая в 1900 году. Этот факт не остался без внимания. Фотография С.И. Климашевской выпускает альбом, посвященный этому важному в истории города событию. В фондах музея подобного альбома не было. И вот он появился при очень интересных обстоятельствах. В мае 2009 года на презентации выставки одного предмета - «Шлема Ивана Грозного» из собрания Королевской Оружейной палаты в Стокгольме в Астраханском музее боевой славы Николас Госс, генеральный менеджер компании «Лундин Петролиум», подарил музею альбом С.И. Климашевской «Общественный трамвай в Астрахани». Он был приобретен в одном из антикварных магазинов Лондона. Снимки Станиславы Ивановны разлетелись по всему миру. Так еще один предмет стал музейным экспонатом, пополнив коллекцию фотографий С.И. Климашевской. Хочется надеяться, что продолжение следует...

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000

Tags: история фотографии, фотоателье
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments