ihistorian (ihistorian) wrote in foto_history,
ihistorian
ihistorian
foto_history

Category:

Велосипед как показатель зажиточности колхозника.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Под катом фотография в большем размере и текст, из которого она мной взята.


Часто сталкиваюсь с позицией дилетантов: газеты врут, статистика врет и т. п. Дилетанты не понимают, что обилие исторических источников позволяет историку перепроверить большинство исторических фактов.

Возьмем мои любимые велосипеды, наличие которых во второй половине 1930-х гг. для власти были маркером и доказательством роста уровня жизни в колхозной деревне. Подобными же маркерами служили такие новые товары для массового потребителя как часы, патефоны, радио.

К примеру, советским велосипеду, часам и патефону был посвящен весь номер известного журнала, направленного на «пиар» советских достижений за рубежом: «СССР на стройке», 1935 г., №7. Всего лишь через два года после пережитого советской деревней из-за кулацкого саботажа голода, достигнутого дна уровня жизни, советская торговля развернула рекламу велосипедов, расчитывая на резко возросший уровень жизни. Показываю страничку из этого журнала.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Вообще, в эти годы специально устраивались велопробеги через села и райцентры, чтобы представить крестьянам выгоды нового товара, прозводство которого велось уже в сотнях тысяч штук. Партийные органы придумали даже специальные отчеты, где должно было рассказываться о зажиточных колхозниках и наличию у них велосипедов.

А вот, например, заметка в газете Базарно-Карабулакского райкома ВКП(б) и райисполкома «Колхозная правда» 1 апреля 1939 года.



Посмотреть на Яндекс.Фотках


В архиве мы находим сводный отчет Саратовского облпотребсоюза по движению товаров в розничных предприятиях за 1940 г. Не самый удачный по выпуску велосипедов промышленностью, видимо, сказывалась переориентация на военные нужды. Статистика производства велосипедов следующая:

1928 г.- 10,8 тыс. шт.
1932 г. - 125,6 тыс.шт.
1937 г. - 540,7
1940 г. - 255



За 1940 год только потребкооперация Саратовской области продала велосипедов и запчастей на 404 тысячи рублей. Едва ли запчасти занимали значительный объем продаж. Вычтем на них 10%, останется 364 тыс. Тогда разделив остаток на примерную цену велосипеда, мы примерно получим число проданных за 1940 г. велосипедов через потребкооперацию Саратовской области.

Точной цены на велосипед в 1940 г. у меня нет. Никак не найду. Предположив цену на уровне 250 рублей, мы получим годовой объем продаж на уровне 1456 шт, а при средней цене в 300 руб — 1213 шт.

Следует отметить, что почти весь объем продаж потребкооперации это села и райцентры, к тому же большинство райцентров Саратовской области также были селами. А если что и доставалось горожанам, то ведь и селяне покупали в городах, когда отвозили продукцию на рынок, специально за покупками ездили.

По переписи населения 1939 г. в области на селе проживало 1 133 тыс. чел. ИМХО это примерно 250 тыс. семей.

Таким образом, перепроверяются данные различных источников. Осталось найти точные цены на велосипеды в конце 1930-х гг. Может кто знает? А также очень интересуют фотографии из семейных архивов 1930-х гг. с велосипедами. На сайте Большой русский альбом выложены следующие фотографии 1937-1940 гг. с велосипедами из семейных альбомов, в основном горожан


Фотографии в альбоме «Велосипеды» mitrofan-alyabjev на Яндекс.Фотках




















Добро пожаловать в мир настоящей истории. С вами в Лаборатории историка был ihistorian.

Источник.
Tags: история СССР, спорт, техника
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments