astrahanfoto (astrahanfoto) wrote in foto_history,
astrahanfoto
astrahanfoto
foto_history

Category:

Астраханские фотографы 1880-1890 годов

     В 1880 году количество открываемых фотографий уменьшается. В городе из открытых ранее пятнадцати фотоателье прочно и уверено работают только три – ателье С.М. Вишневского, С.И. Климашевской В.Ф. Веркмейстера. Остальные, не выдержав трудностей и конкуренции, перестали существовать.

     Продолжает «заселяться» фотографическими заведениями Варвациевский канал. Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко во время пребывания в Астрахани сравнил канал с Английской набережной в Петербурге.

     За неполные двадцать лет на канаве были открыты десять ателье. По образному выражению А.Н. Штылько, это «была фотографическая линия». Особенно плотно был заполнен квартал между Полицейским и Пешеходным (Мечниковским) мостами. 


Г.С Шикалов 1894
Г.С Шикалов 1894


     Здесь  в 1882 году открывает свою фотографию двадцативосьмилетний поляк Станислав Александрович Петкевич (полагаем, тоже из семьи ссыльных польских переселенцев). «Имею честь уведомить, что с 1 июля с.г. мною будет открыта новая фотография в доме братьев Сергеевых, на Канаве, рядом с фотографией  г. Климашевского. Аккуратным исполнением заказов надеюсь заслужить доверие астраханской публики», - извещает он в «Астраханском листке» 22 июня. Это объявление повторяется в газете несколько раз.


     О молодом фотографе известно, что за год до этого в Римско-Католической приходской церкви был обвенчан дворянин Станислав Петкевич с девицею Сузанной Нагулевич семнадцати лет. Спустя 15 лет, в 1897 году, С.А. Петкевич живет в Томске и владеет «Варшавской фотографией». 


Портрет молодых мужчин 1882. Из коллекции М.Ю. Катруцы
2. Портрет молодых мужчин 1882. Из коллекции М.Ю. Катруцы

     Желая разбогатеть, в Астраханскую губернию начинают приезжать любители быстрой наживы из ближних и дальних мест. Так, херсонский мещанин Василий Петрович Самофалов, уже имеющий свое фотографическое заведение в городе Царицыне Саратовской губернии, в июне 1883 года просит астраханского губернатора выдать ему свидетельство на временные заказы в городе Цареве. После кратковременной переписке ему было выдано свидетельство с резолюцией: «Разрешить и учредить наблюдение». 

Портрет священо служителя с женой. Конец 1880-х годов.
3. Портрет священо служителя с женой. Конец 1880-х годов.

В.Егоров. Плот старого промысла. Конец 1880-х годов.
4. В.Егоров. Плот старого промысла. Конец 1880-х годов.

     Фотограф Григорий Борисович Фарбер из города Петровска Дагестанской области дважды за 1883 год просит разрешить на открытие фотографии в Астрахани. За свои фотоработы в 1881 году он был удостоен Высочайшей награды. Во втором прошении фотограф подробно объясняет, почему он хочет открыть фотографию в Астрахани:  «Так как сын сой воспитывается в астраханской классической гимназии, а остальные дети требуют такое же воспитание… я не имею возможности так же и средств жить в разлуке с детьми...». В доказательство Фарбер предоставляет массу документов: свидетельство о благонадежности, разрешение на открытие фотографии от начальника Дагестанской области, диплом о Высочайшей награде, паспорт. Было ли дано разрешение Г.Б. Фарберу на открытие фотографии, неизвестно. Материалов, подтверждающих это, пока не найдено. 

В.Егоров. Втаскивание белуги по волокуше на плот на Вахромеевском промысле. 1890
5. В.Егоров. Втаскивание белуги по волокуше на плот на Вахромеевском промысле. 1890

     В феврале 1888 года астраханский мещанин Владимир Егоров открывает собственную фотографию на Канаве, 47, в доме Страховой, рядом с Татарским (Адмиралтейским) мостом. К сожалению, отчество фотографа неизвестно до сих пор. С большим трудом удалось узнать его имя – после кропотливых поисков оно было найдено на единственном паспарту. 


В.Егоров. Бригада неводных рабочих. Конец 1880-х годов.
6. В.Егоров. Бригада неводных рабочих. Конец 1880-х годов.

     До того как открыть свое собственное ателье в 1881 году, В. Егоров работал фотографом  у С.М. Вишницкого и Л.В. Климашевского. Работал так успешно, что владельцы самых известных фотографий публично выясняли отношения на страницах газет из-за «рядового» фотографа. В перепалку был втянут и сам Егоров: «Фотограф Егоров, служивший у содержателя фотографии Климашевского, поступил к фотографу Вишневскому, в так как я всегда получал лестные отзывы о своих работах, то и считаю долгом заявить о месте моего служения астраханскому обществу». В музее хранится три портретных фотографии из ателье В. Егорова. Мы располагаем двумя личными паспарту мастера. 



7.

     
     Особый интерес представляют отдельные листы с фотографиями Владимира Егорова, коих в фонде насчитывается около ста пятидесяти. Вероятно, это листы из альбомов или папок с клапанами, куда вкладывались тематические фотографии на паспорту большого формата. Посвящены они астраханским рыбным промыслам. Фотограф работал на Чуркинском, Никитинском, Корневском, Большом Белинском, Вахромеевском и Новокосовском промысловых участках. В результате родилась большая серия фотографий, на которой исключительно подробно представлены добыча рыбы и ее обработка, рыбацкий инвентарь, виды промыслов и сел, рыбаки и кочующие близ промыслов калмыки. Фотографии представляют большую ценность. Многие приемы рыболовства канули в лету, тем больший интерес вызывают снимки с такими малопонятными надписями, как: «Икряной жом», «Проискной багор», «Прививка и встежка снасти», «Косная лодка», «Группа рабочих опарывает невод» и другие. 


8.


9.

     В 1891 году В. Егоров продает свою фотографию М.А. Козлову, а сам уезжает в Асхабад (Ашхабад), где в 1892 открывает новую фотографию. 

В.Егоров. Калмыцкое кочевье. Конец 1880-х годов.
10. В.Егоров. Калмыцкое кочевье. Конец 1880-х годов.

     1 сентября домашний учитель Л. Лист открывает «Новую фотографию» в доме Бабаносова напротив Полицейского (Морского) сада. Ателье проработало более трех лет. «Честь имею довести до астраханской публики, … что работы будут производиться как мелкие, так и всевозможных других размеров, для чего мною приобретены новейшей конструкции аппараты, а так же и другие необходимые для этого приспособления. Смею надеяться, что астраханская публика не оставит меня своим благосклонным вниманием. Цены в ателье общедоступные». 


11. 


12. 

Портрет Н.А.Федосеева. 1893
13. Портрет Н.А.Федосеева. 1893

     В 1893 году на Александровском бульваре (ныне площадь имени В.И. Ленина) в доме Инковской работает фотоателье К.М. Шимича. Ничего кроме имени и времени работы фотографа неизвестно, но в музее есть две его фотографии – это портрет коллежского асессора Николая Александровича Федосеева, почтово-телеграфного чиновника второго разряда и коллежского советника Нила Степановича Соколова, врач глазной лечебницы на улице Почтовой (ныне Чернышевского). 


Дом купца З.Н.Зурабова. 1893. Из коллекции М.Ю.Катруцы
14. Дом купца З.Н.Зурабова. 1893. Из коллекции М.Ю.Катруцы

К.М.Шимич. Семейный портрет 1893. Из коллекции М.Ю. Катруцы
15. К.М.Шимич. Семейный портрет 1893. Из коллекции М.Ю. Катруцы

     На видовой фотографии К.М. Шимича изображен один из домов Захара Никитича Зурабова, богатого купца, родного брата фотографа Николая Никитича Зурабова. До сих пор это здание под номером 103 украшает Набережную 1 Мая. Суда по фирменному паспарту и колличеству сохранившихся фотографий мастера, ателье К.М. Шимича проработало не один год и имело свою клиентуру. 


Портрет Н.С.Соколова. 1893.
16. Портрет Н.С.Соколова. 1893.

     В 1899 году Алексей Поликарпович Пухов открывает автоматическую фотографию в Подкремлевском саду, так же назывался Александровский бульвар. 



17.


18.

В.Люцернов. Закладка фруктового сада. 1895.
19. В.Люцернов. Закладка фруктового сада. 1895.

     В 1890-е годы в городах и селах астраханской губернии работают несколько фотографов. В Царевском уезде в слободе Николаевской работает фотограф Росляков, в слободе Капустин Яр – Герасим Савельевич Шикалов в музее хранится пять его фотографий с личной подписью. Снимки сделаны в августе 1894 года во время прибытия икон Михаила Черниговского и преподобного Сергия Радонежского в слободу Капустин Яр и город Царев. Фотография «Выбытие святых икон из Троицкого храма 17 августа 1894 года» открывает эту главу. 


В. Люцернов. Урок естествознания. 1895.
20. В. Люцернов. Урок естествознания. 1895.

     Большой интерес представляет коллекция из семи фотографий, посвященная Астраханскому калмыцкому училищу. Ее передал в музей писатель-краевед Александр Сергеевич Марков. Фотографии сделаны надзирателем училища Василием Люцерновым в апреле 1895 года. Классные комнаты, учебный процесс, комната для моления, работы на природе, спальня – все попало в объектив любознательного преподавателя-энтузиаста.  

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии  Астрахань 2011 тираж. 1000



Tags: города, история России
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments