А3 (tlrm) wrote in foto_history,
А3
tlrm
foto_history

Category:

Легендарный борт Ту-155 СССР 85035

Оригинал взят у tlrm в Легендарный борт Ту-155 СССР 85035


Наконец отснял с нормального ракурса Ту 155 в ЛИИ на стоянке. Очень жаль, что эта машина сейчас в таком полу разрушенном состоянии, хотя сыграла не малую роль в развитии технологий криогенных (газовых) двигателей.

Проект Ту 155 развивался в 80-х годах. Первый полет эта машина совершила 15 апреля 1988 года с экипажем под руководством летчика-испытателя В.Севанакаева. Ее отличие от серийного Ту 154Б состояло в том, что вместо центрального двигателя НК-8-2У был установлен экспериментальный двигатель НК-88 способный использовать в качестве топлива сжиженный водород. Отсюда и название криогенный двигатель.Сжиженный водород имеет температуру - 253 градуса С. Топливо размещалось в специальном топливном баке, который разместили в задней части салона. Размещение в крыльях в то время было сопряжено с очень большими технологическими проблемами. Думаю, что сейчас скорее всего тоже. Огромное внимание было уделено безопасности.
Дело в том, что топливо сверх летучее и при смешивании с атмосферным кислородом весьма взрывоопасное. Поэтому в самолете были предусмотрены специальные системы: а) гелиевую, управляющую агрегатами силовой установки; б) азотную, замещающую обычную атмосферу в отсеках самолета и предупреждающую экипаж в случае утечки криогенного топлива задолго до взрывоопасной концентрации; в) систему контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.
Весь комплекс летающей лаборатории потребовал создания совершенно новых систем практически с нуля. Были созданы совершенно новые уникальные системы заправки, пневмопитания, телевизионного контроля, газоанализа, контроля качества топлива и противопожарная системы.

Изначально самолет делался из серийного Ту-154Б № 85035 и назывался Ту-154ЛЛ (летающая лаборатория). Позже ему присвоили обозначение Ту-155.





Внешне самолет тоже отличается от серийного. Хорошо видны обтекатели выпускных коллекторов системы вентиляции топливного отсека. Они расположены над центральным воздухозаборником и над хвостовым оперением. Так же по бортам видны наплывы, скорее всего скрывающие какие-то дополнительные трубопроводы вновь установленных систем.



Самолет Ту-155 прошел обширный комплекс испытаний, в ходе которых установлено 14 мировых рекордов, совершен международный перелет по маршруту Москва - Братислава (Чехословакия) - Ницца (Франция), Москва - Ганновер (ФРГ)



Планировалось создание целой серии самолетов с газовыми двигателями на базе Ту-154, Ту-204 и Ту-134. В конце 90-х планировалось создание Ту-156 с двигателями НК-89 способными работать на сжиженном природном газе. Самолет должен был иметь 2 топливных бака (сзади и впереди под полом салона) и предназначался для грузовых перевозок. Общее время полета при стандартной крейсерской скорости 900-950 км/ч планировалось более 120 мин. Велись довольно длительные переговоры с Газпромом о финансировании проекта и разработке технологической базы для создания криогенного топлива.

Однако, проекту не суждено было иметь широкое развитие в то время. Дело в том, что расчеты показали - для получения 1 Дж энергии от сжигания водородного топлива, нужно затратить около 4Дж другой энергии чтобы получить это самое водородное топливо. Именно поэтому в НК-89 перешли на сжиженный природный газ. Но введение такой новой системы в комплексе требовало огромных затрат на создание топливной базы, переоборудования аэропортов и так далее. Учитывая, что объем фюзеляжа уменьшился примерно на 1/3, а время полета не превышало пока 120 мин, проект в целом был признан экономически не целесообразным.

Но важность проделанной работы очень велика. Наработки определенные получены, СССР стал первой страной создавшей летающий самолет с таким двигателем. И многие ведущие западные страны проявляли большой интерес к машине.

На данный момент самолет находится на открытой стоянке - свалке, которую иногда называют "экспозицией"... а по сути просто отстойник железа. Мне кажется самолет достоин лучшей участи быть хотя бы в музее где за ним хоть как-то следили бы.

Tags: авиация
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments