Продавец Воздуха (glavholod) wrote in foto_history,
Продавец Воздуха
glavholod
foto_history

Category:

«А город подумал: ученья идут…» Неизвестная сторона.

  Перед тем как рассказать о некоторых любопытных сторонах этой известной истории, напомню о событиях апреля 1966 года в небе над Берлином. 
  6 апреля 1966 года летчики 668 БАП 132 БАД 24 ВА, размещенного в окрестностях Берлина, командир самолёта капитан Капустин и штурман старший лейтенант Янов получили приказ перегнать новейший перехватчик Як-28П на соседний аэродром Кетен.


 
   В 15-30 с аэродрома Финов в Германии поднялось звено Капустина. На 12-й минуте полета, или через четыре минуты после набора высоты произошел отказ сразу двух двигателей. Когда Капустин и Янов снизились под облака, то увидели под собой Берлин. Вдали виднелись река Шпрее, озеро и широкая поляна за ним.
 

  Решение пришло мгновенно: попытаться, пользуясь набранной скоростью, дотянуть до озера и приводниться на нем. Самолет последним усилием преодолел два жилых многоэтажных дома и дамбу, по которой шло оживленное автомобильное движение.
После этого скорости для приводнения уже не осталось. Истребитель свалился на крыло и камнем рухнул в озеро Штессензее. 



  Летчики могли спастись, но тогда неуправляемый самолет рухнул бы на густонаселенные районы Западного Берлина. Никто бы их не обвинил: с земли уже поступила команда на катапультирование. Но летчики не могли допустить неминуемой гибели десятков мирных людей.
  Уже потом была написана известная песня "Огромное небо" на стихи Роберта Рождественского. Уже потом именем Капустина в Ростове была названа улица и школа. Потом в память о подвиге были возведены три мемориала в Германии. Больше о летчиках можно прочесть тут или в этом материале.
  Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы. Самолет упал в английском секторе западного Берлина в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее. Английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее.
  Но одновременно началась и еще одна операция – разведывательная. Первое сообщение об аварии советского самолета англичане получили от операторов аэропорта Гатов, которые перехватили переговоры пилотов с землей. Сотрудники Британской Военной Миссии (BRIXMIS), начали операцию по поиску обломков самолета в озере. Дело в том, что ЯК-28П Капустина и Янова был оснащен новейшим радарным комплексом «Орел» (Skipspin по классификации НАТО), да и двигатели самолета тоже были интересны англичанам.
       
  Сотрудники Британской военной полиции (RMP) немедленно окружили озеро Штессензее. По приказу бригадного генерала Девида Вилсона (David Wilson) военные водолазы приступили к поиску частей станции «Орел» и других деталей самолета. На место аварии были направлены катера, и плавучий кран, под которым работали водолазы.
  В это время группа военных переводчиков миссии и военных полицейских вела переговоры с советскими военными во главе с генералом Булановым. Англичанам необходимо было любой ценой тянуть время и не допустить советских к месту катастрофы. В то же время, официальных поводов попасть в британский сектор Берлина у Буланова не было, потому и попытка силового прорыва к месту аварии могла привести к непредсказуемым последствиям. Как вспоминали англичане, дело едва не дошло до перестрелки. В это время из Фарнборо вылетела группа авиаспециалистов, а водолазы и фотографы работали с обломками самолета.
  К середине дня 7 апреля тела летчиков были извлечены со дна озера, однако майору Стефенсону (Geoffrey Stephenson) удалось убедить Буланова в том, что тела летчиков еще не найдены и англичане прилагают все усилия к их поиску.      
  Британские военные продолжали тянуть время, в то время как части радара уже направлялись в Англию для детального изучения.

  Тела летчиков были выданы советской стороне только утром 8 апреля. В 14-40 того же дня к платформе с плавучим краном подошел катер, который выгрузил нескольких пассажиров. К днищу катера водолазы на тросах закрепили двигатели ЯК-28, который катер и отбуксировал к британскому берегу на обратном пути.  Еще через 48 часов детали радара и двигателей были аккуратно возвращены к месту крушения. 13 апреля плот с обломками самолета причалил к берегу советского сектора и обломки самолета были возвращены представителям СССР. Конечно, некоторых деталей самолета не хватало, но англичане объяснили это трудностями поиска на дне.
  Военно-техническая разведка НАТО с удовольствием познакомилась еще и со станцией радиокомандного наведения "Лазурь", и с другими техническими новинками Як-28П. И хотя к тому времени построили уже 435 таких самолетов, в серию он не пошел, и официально на вооружение так и не был принят.
Эта операция стала достоянием гласности только в 2003 году, когда на экраны вышел сериал о работе британской разведки Codename Brixmis.

Источники:
Статья
Воспоминания

P.S. 6 апреля 2012 истребитель ВМС США F-18 потерял управление во время учебного полёта в районе города Вирджиния-Бич, примерно в двух сотнях километров от Вашингтона. Как сообщают местные СМИ со ссылкой на очевидцев, перед падением палубный истребитель-бомбардировщик F-18 летел очень низко, с жутким грохотом, задрав нос и сбрасывая топливо. В какой-то момент пилоты катапультировались, об их судьбе пока не сообщается. А многотонная машина рухнула на землю. При падении самолёт серьёзно повредил один или два жилых дома, – начался пожар. Над кварталом поднимаются черные клубы дыма. К месту крушения стянуты значительные силы пожарных, полиции и спасателей.


А нажмите в LJtimes рекомендовать запись – Вам все равно, а мне будет приятно )
Tags: авиация, военная история, разведка
Subscribe

  • Самые красивые пионерки СССР. Кино и жизнь

    Одну из них сразу после фильма называли не иначе как "самая известная пионерка страны". Юная московская школьница Катя Деревщикова…

  • Первые автобусы в Санкт-Петербурге

    1907. Открытие омнибусного (автобусного) сообщения «Александровский сад - Балтийский вокзал», ноябрь 1907. Автобусная остановка у…

  • Цирк Чинизелли

    Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, Цирк Чинизелли , первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России.…

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments

  • Самые красивые пионерки СССР. Кино и жизнь

    Одну из них сразу после фильма называли не иначе как "самая известная пионерка страны". Юная московская школьница Катя Деревщикова…

  • Первые автобусы в Санкт-Петербурге

    1907. Открытие омнибусного (автобусного) сообщения «Александровский сад - Балтийский вокзал», ноябрь 1907. Автобусная остановка у…

  • Цирк Чинизелли

    Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, Цирк Чинизелли , первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России.…