Иллюстрированный журнал (photozone_t) wrote in foto_history,
Иллюстрированный журнал
photozone_t
foto_history

Category:

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

Оригинал взят у photozone_t в Броненосный фрегат "Князь Пожарский"
"Князь Пожарский" (до 4 июля 1866 г. - "Пожарский") - Заложен 18 ноября 1864 года на верфи «Галерный остров» в Санкт-Петербурге английским подрядчиком К. Митчеллом под наблюдением корабельного инженера штабс-капитана А. Ф. Соболева.
Спущен на воду 31 августа 1867 года. Вступил в строй в 1869 году.

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"


Вступив в строй в 1869 г., броненосный фрегат "Князь Пожарский", являвшийся по сути дела опытным кораблем, продолжал переделываться. Так, в 1871 г. в соответствии с замечаниями начальника броненосной эскадры адмирала Г. И. Бутакова на фрегате взамен уже отсутствовавшей боевой рубки установили над средним мостиком для защиты от ружейного огня в ближнем бою броневое прикрытие толщиной 50,8 мм. Неудивительно, что после стольких переделок насыщенный новшествами, но перегруженный корабль "не обнаружил хороших морских качеств". В 1872 г. его передали в распоряжение адмирала А. А. Попова - общепризнанного авторитета в начавшемся тогда в России создании броненосных крейсеров. Действительно, выполненные по его указаниям переделки, изменения в дифферентовке и рангоуте сделали фрегат "хорошим морским боевым судном", пригодным для действий в океане. "Князь Пожарский" стал первым русским броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтики, когда летом 1873 г. совершил плавание в Средиземное море с заходом в Англию. На пути из Мальты в Пирей фрегат успешно выдержал жестокий шторм.

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

После возвращения в Россию осенью 1875 г. "Князь Пожарский" подвергся новым переделкам, еще более приблизившим его к типу океанского крейсера: корпус покрыли однорядной (на сквозных болтах) деревянной обшивкой и цинковыми листами, вместо старых шести котлов установили восемь новых и вместо одной трубы две - постоянную и подъемную, перебрали и основательно переделали машину. В результате на испытаниях осенью 1877 г. корабль при осадке 6,26 м достиг 11,9, а при осадке 6,36 м - 11,7 уз, превысив на целый узел скорость, показанную пять лет назад. Давление пара в котлах составляло 1,54 ат, мощность - 2214 л. с. Емкость угольных ям составляла лишь 365 т, такого запаса даже при соблюдении спецификационного расхода топлива (2,95 т/ч) хватало лишь на 123 ч полного хода. В дополнение к восьми 203-мм, стольким же 152-мм и 87-мм, а также нескольким 16 и 44-мм скорострельным орудиям корабль вооружили приспособлениями для использования шестовых, откидных и буксируемых мин. Площадь парусов составляла около 2200 кв.м, высота грот-мачты от палубы до топа 16,5 м, масса рангоута 135 т, четырех адмиралтейских якорей 16,8 т, а 500 саженей их цепей калибром 54 мм - около 56 т. Экипаж достигал почти 500 человек (24 офицера и более 470 матросов).

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

В мае 1878 г. "Князь Пожарский" вновь отправился в Средиземное море для продолжения службы в роли станционера (корабль, находящийся "на станции" - на стоянке в иностранном порту обычно в распоряжении дипломатического представительства) при посольстве в Пирее, откуда совершал походы в порты Греции, Италии, Франции. В апреле 1880 г. фрегат ушел на Дальний Восток. Предполагалось оставить корабль в составе Сибирской флотилии, но в сентябре 1881 г. он покинул Владивосток и вернулся в Пирей, а спустя год "Князь Пожарский" бросил якорь на Кронштадтском рейде, совершив чуть ли не самое длительное в русском флоте, более чем четырехлетнее заграничное плавание. За 51 месяц фрегат прошел 40 900 миль, из них 8163 - под парусами; под парами проведено 188 дней, машины находились в действии 5213 ч, общий расход угля составил 16 300 т, Продолжительное океанское плавание явилось серьезной проверкой надежности и эффективности корабельных систем и механизмов, всей боевой техники. Стала очевидной необходимость перехода от ручных штурвалов к механическим рулевым приводам - на переходе в 1880 г. в Аравийском море у о. Сокотра корабль с трудом удерживался во время шторма на курсе усилиями шести рулевых. Подтвердилась необходимость совершенствования боевого электрического освещения (прожекторов).

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

Неудобства тогдашнего способа постановки корабельных мин заграждения с использованием плотов и стрел уже в то время пробудили изобретательскую мысль мо-лодого минного офицера фрегата мичмана В. А. Степанова (впоследствии автор проекта первого в мире надводного минного заградителя). Износившаяся цинковая обшивка корпуса была заменена при доковании в Нагасаки, однако продолжавшееся обрастание во время длительного плавания в южных широтах и выход из строя одного из котлов вместе с перегрузкой явились причиной снижения полной скорости до 9,76 уз.

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

После проведения ряда работ по усовершенствованию устройств и механизмов "Князь Пожарский" стал флагманским кораблем практической эскадры Балтийского моря. В 1885 г. его командиром был назначен капитан 1 ранга С. О. Макаров, с именем которого связано использование на этом фрегате ряда важных технических новшеств. Еще в 70-е годы XIX в. в соответствии с разрабатывавшимися Макаровым (тогда еще мичманом) основными принципами обеспечения непотопляемости на корабле был установлен первый образец водоотливной системы с магистральной трубой, а в 1885 г. по указанию Степана Осиповича изготовлен пластырь для заделки больших таранных пробоин. Макаров успешно испытал на своем корабле разработанное им приспособление для стрельбы в штормовых условиях с закрытыми орудийными портами из относительно низко расположенной центральной батареи. В 1887 г. на фрегате заменили котлы. К 1890 г. из старой артиллерии на его вооружении остались лишь две 203-мм, две 152-мм и четыре 87-мм пушки. Взамен снятых появились два более скорострельных 64-мм орудия системы Барановского (они же десантные с колесными лафетами), две 47-мм и пять 37-мм пятиствольных револьверных пушки Гочкисса, одна 37-мм для установки на марсах, а затем два надводных торпедных аппарата. Из крупных орудий на корабле к 1904 г. осталось лишь одно давно устаревшее 152-мм на деревянном станке.

Броненосный фрегат "Князь Пожарский"

По классификации 1892 г. "Князь Пожарский", плававший в отряде морского кадетского корпуса, относился к крейсерам 1 ранга, однако он уже не имел серьезного боевого значения; не осуществились и проекты его капитального обновления. В период бурного развития техники ему оставалась роль учебного корабля, в класс которых он официально перешел в 1906 г. Три года спустя вместе с монитором "Смерч" крейсер становится блокшивом, а в 1911 г. исключается из списков флота.


Так же посмотрите:
Сталинград. Февраль - март 1943 года.
Покорители Америки
Детский труд в шахтах



Tags: военная история, история России, флот
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments