Фотографии Запорожья (zpphoto) wrote in foto_history,
Фотографии Запорожья
zpphoto
foto_history

Categories:

Мосты Стрелецкого. (Константиновские мосты) в 1941 - 1943 г. в Запорожье




Оккупированное Запорожье. Восстановление оккупантами разрушенного в ходе военных действий моста им. Стрелецкого через р. Днепр. Фото: август 1941 г.




Реконструкция железнодорожного моста им. Стрелецкого через р. Днепр. Радость по поводу восстановленного моста, длилась недолго, так как в октябре 1943 года мост был взорван в условиях наступления советских войск. Фото: август 1941 г.


Восстановленный мост им. Стрелецкого. Мост был взорван уже через 3 месяца после восстановления, в ходе наступления советских войск. Фото: июль1943 г.


Фашисткий митинг по случаю открытия железнодорожного движения через восстановленный мост им. Стрелецкого через Днепр в Запорожье. На заднем плане, в ожидании отправления немецкий паровоз тип 52.  Фото: июль 1943 г.


На открытии восстановленного моста им. Стрелецкого  через р. Днепр в Запорожье, присутствовали нацисты всех рангов. Фото: июль 1943 г.




Фашисткий митинг по случаю открытия железнодорожного движения через восстановленный мост им. Стрелецкого через Днепр в Запорожье. Фото: июль 1943 г.



Поезд с двумя немецкими паровозами тип 52 на восстановленном мосту им. Стрелецкого через р. Днепр в Запорожье. Значительно упростило восстановление моста - ремонт верхнего яруса, использование нижнего яруса, где проходит автомобильная дорога, не допускается. Фото: июль 1943 г.


Историческая справка: мосты Стрелецкого.(Константиновские мосты)

Довоенные мосты через Старый и Новый Днепр (мосты инженера Константинова)

Мосты были двухъярусные. Верхний ярус — для двухпутейноо железнодорожного движения, а нижний шириной 7,75 м — для грузового и легкового автотранспорта, а также для пешеходов. Для этого с обеих сторон нижнего яруса на консолях были сделаны тротуары.
Полная длина моста через Новый Днепр составляла 715 м и он состоял из трех основных арочных пролетов до 140 м каждый. Со стороны обеих берегов были подходы. Подход с левого берега образовывался двухпролетной фермой длиной 140 м и фермой длиной 25 м перекрывающей въезд шоссейной дороги. Со стороны правого берега была однопролетная ферма длиной 56 м и для шоссейной дороги ферма в 25 м Высота моста составляла 50 метров.
Двухпролетная неразрезная ферма на Левом берегу Нового Днепра была сделана с целью потенциального сооружения подводного канала под любым из пролетов, если в перспективе появится необходимость пропускать суда с большой осадкой.

Мост через Старый Днепр был одноарочным, имел длину 370 м, состоял из арки длиной 224 м и подходов в виде металлических рамных эстакад.
Этот одноарочный мост с пролетом в 224 м, был тогда самым большим однопролетным мостом в Европе.


Общий вес металла обеих мостов составлял — 13700 т, из которых на трехарочный мост приходилось 8480 т, а на одноарочный —5220 т. Проекты мостов через Новый и Старый Днепр были разработаны и рассчитаны профессором Стрелецким.
Одноарочный металлический мост через Старый Днепр. Сооружался одно¬временно с трехарочным мостом. Мост монтирован специалистами из Чехословакии.
Самые ответственные части моста — арки - были изготовлены из ферросилициевой стали, а надарочные строения — из обычной углеродистой марки Ст.З. Прокат ферросилициевой стали был заказан на Витковецком сталеплавильном заводе в Чехословакии.
Мост был клепаной конструкции. Часть конструкций моста была склепана в Чехословакии, часть — у нас на Днепропетровском металлургическом заводе.
Мост через Старый Днепр собирали специалисты из Чехословакии, трехарочный мост через Новый Днепр — наши под руководством сормовского инженера Константинова, который имел опыт сборки мостов в Сибири.
Жители г. Запорожья называли эти мосты Константиновскими.
В канун 14-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 6-го ноября 1931 г. началось железнодорожное движение по новой магистрали через остров Хортицу и Днепр. Почти десять лет по мостам перевозились мирные грузы. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны, по мостам уже проходили воинские эшелоны.

К середине августа противник подошел к Запорожью. Над городом нависла угроза захвата. Срочно были укомплектованы батальоны по защите города. 18 августа фашисты после ожесточенной артподготовки и под прикрытием танков прорвали нашу оборону и вышли на правый берег Днепра.
Они хотели сходу захватить плотину ДнепроГЭС и мосты - это обеспечило бы им беспрепятственную переправу через Днепр и захват города.
Нам удалось произвести взрыв проезжей части плотины и не дать противнику прорваться в город. Но незначительные наши силы не смогли противостоять мощному танковому удару противника, и мост через Старый Днепр был захвачен врагом.
Защитники моста погибли. Противник вышел на остров Хортица. Мост через Новый Днепр был подорван нашими отходящими отрядами, однако неудачно. Враг воспользовался этим, просочился на левый берег и занял плацдарм в районе парка Металлургов. Однако подразделения 247-й стрелковой дивизии окружили неприятеля и полностью очистили левый берег Днепра. Но противник еще находился на острове Хортица. Положение было критическим. С острова он обстреливал весь город.
Наше командование приняло решение очистить остров Хортицу от неприятелей. Ночью 3-го сентября началось форсирование Днепра на широком фронте в районе Дубовой рощи.
Батальон капитана Чистова с наступлением рассвета начал атаковать неприятеля. В результате жестоких кровопролитных боев, длившихся 5-го и 6-го сентября, противник отступил за Старый Днепр — остров был очищен от неприятеля.
Одновременно с захватом южной части острова батальоном капитана Чистова начался штурм северной стороны острова, отрядом И.И. Воронюка противник был разбит. Обе штурмовые группы соединились в районе станции «Сич» на острове.
Когда противник оставил остров, под ураганным минометным огнем, политрук М.З. Бочаров заминировал мост через старый Днепр и взорвал его вместе с застрявшей там вражеской техникой. Более 40 дней наши подразделения удерживали остров в своих руках, противник не смог пройти на левый берег. В это время производили демонтаж промышленных предприятий и их эвакуацию, когда появилась угроза окружения наших войск дислоцированных в Запорожье, наши отступающие войска, окончательно подорвали мост через Новый Днепр и 3-го октября оставили город.

За два года оккупации города Запорожья неприятель частично восстановил мосты через Днепр и по железной дороге перебрасывал подкрепление своей армии.
С началом наступления наших войск осенью 1943 г. наши летчики, которыми командовал наш земляк В.А.Судец, получили задание разрушить железнодорожные мосты через Днепр. Как вспоминает маршал авиации В.А Судец, мосты через Днепр имели для противника исключительное значение, и стали для наших летчиков объектом номер один.
Однако прорваться к утыканым зенитками мостам было очень сложно. Уже несколько наших самолетов было сбито.
В одной из сводок тех лет мы читаем:
«21 сентября 1943 г. группа в количестве 8 самолетов Ил-2, ведущий командир 3-ей авиаэскадрильи гв. лейтенант А. Усманов, вылетела на боевое задание, чтобы разрушить железнодорожные мосты через реку Днепр... Усманов над целью сбит, упал в реку Днепр». Однако, приняв весь огонь вражеских зениток на себя, дал возможность остальной группе подойти к мосту и разрушить его - задача была выполнена.
После окончательного освобождения г. Запорожья и о. Хортицы от неприятеля началась расчистка Днепра от груды искореженного металла — некогда ажурных красавцев-мостов через Днепр. Они перекрывали фарватер реки и не давали возможности подвозить грузы к начавшейся отстраиваться плотине ДнепроГЭС. Довоенные мосты инженера Константинова располагались как раз там, где сейчас находятся железобетонные арочные мосты инженера Преображенского

(Источник Книга - Адельберг Л. Мосты Запорожья. 1980г. издана в 2005г.)

Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments