svjatoy (svjatoy) wrote in foto_history,
svjatoy
svjatoy
foto_history

Categories:

Ас № 1!

35.49 КБ
Почти на всех фотографиях, где мне попадалось изображение этого парня, он улыбается.
Видать, весельчак "по жизни".
Живи он в США, то наверняка стал бы эталоном азиато-американца - весел и удачлив.
"Ноу проблем, бойз!"
Но этот парень в Америке не жил.
Он с США воевал.

В 1965 году, только-только освоив истребитель МиГ-17, лейтенант ВВС ДРВ Нгуен Ван Кок, был в составе группы лётчиков направлен в СССР для освоения истребителя МиГ-21.
Группа завершила свое обучение в Советском Союзе в 1966 году.
Первые боевые вылеты Ван Кока пришлись на декабрь 1966, когда ему было двадцать шесть лет от роду. Новёхонький МиГ-21ПФ радовал лётчика, и хотя побед тогда Кок не имел, но боевой опыт какой-никакой, а приобретался.

69.53 КБ

А дальше случилось событие, которое вполне могло поставить крест не только на военной карьере тогда уже старшего лейтенанта Кока, а и на самой его жизни.
2 января 1967 года Нгуен Ван Кок в составе восьмёрки истребителей МиГ-21ПФ бросился на перехват группы американских истребителей-бомбардировщиков F-105, идущих стандартным маршрутом на бомбардировку Ханоя. По крайней мере, так вьетнамским лётчикам сообщили с пункта наземного наведения. Американские истребители шли к Ханою, не только используя обычный маршрут, но и открыто разговаривали в эфире используя известные позывные подразделений F-105. Главной проблемой вьетнамцев стало то, что вьетнамские МиГ-21 встретили не ожидаемых "105-х", нагруженных тяжеленными бомбами, а перехватчики F-4C "Фантом", несущих всего-то по паре "сайдвиндеров" под плоскостями. А в кабинах "Фантомов" сидели лётчики из 8-го Тактического истребительного крыла (ТИК "Волчья стая"), специально натасканные на ведение маневренного воздушного боя. За считанные секунды пять МиГ-21, объятых пламенем, начали свое падение на землю ("сайдвиндер" в сопле - причина пожара!).
Одним из этих пятерых и оказался Нгуен Ван Кок.
Правда, надо сказать, что из всех пяти сбитых лётчиков, живы остались все (на МиГ-21 стояло чертовски надёжное катапультное кресло).
После этого боя Нгуен Ван Кок усвоил раз и навсегда - летчик-истребитель в любой момент должен быть готов в ступить в бой, вне зависимости от того, обеспечен он радиолокационным прикрытием или нет.
Прошло немного времени и везунчику-старлею дали новый самолёт.
День 30 апреля 1968 года у американского пилота-истребителя Роберта А. Эббота не удался. Его F-105D "Тандерчиф" (один из сорока наносивших удар по ГЭС в Ханое), получил в фюзеляж ракету, выпущенную с вьетнамского МиГ-21, выскочившего как чёртик из табакерки буквально из ниоткуда.
Удар вьетнамца был сокрушительным - взрыв буквально перерубил фюзеляж "тандерчифа" и Эбботу пришлось срочно катапультироваться, однако едва коснувшись земли, он был взят вьетнамскими солдатами в плен. Тогда Эббот еще не знал, что на его долю выпало стать первой жертвой будущего "аса номер один" вьетнамской войны - старшего лейтенанта Нгуена Вана Кока.
В описании этого боя, Кок был немногословен: "Я поднялся в воздух будучи ведомым Нгуена Нгока До. На высоте 2500 метров на 30 градусов левее нас я заметил F-105, летящих ниже. Ведущий также. Мы оба увеличили скорость и спикировали на американцев, даже и не подозревавших о нашем присутствии. Нгок До сбил второй самолет из этой четверки. До этого момента я прикрывал его, однако с появлением в поле моего зрения вражеского истребителя я также открыл огонь по американцу, сбив его. Получив приказ возвращаться, мы благополучино вернулись на базу, в то время как оставшиеся F-105 сбрасывали свои бомбы и начинали поиск своих потерпевших фиаско товарищей".
Надо сказать, что тут атаковало американцев четыре вьетнамских истребителя, которые сбили три F-105.

64.20 КБ

Фотограф запечатлел старшего лейтенанта Нгуена Вана Кока в день его первой победы.
Как обычно старший лейтенант улыбался.

23 августа 1967 года ВВС США осуществили налет на Ханой, в котором приняли участие около 40 самолетов. "Ответом" вьетнамской стороны были четыре МиГ-17, которых сопровождали два МиГ-21ПФ, пилотируемые Нгуеном Нхатом Чью (ведущий) и Нгуеном Ваном Коком (ведомый). В то время излюбленной тактикой вьетнамцев была "двойная атака": классическая скоординированная атака с разных направлений. "17-е" шли впереди, отвлекая сопровождение и выступая в качестве приманки, в то время как "21-е" атаковали с тыла, внезапно поражая истребителей-бомбардировщиков и эскорт.
В тот день вьетнамские летчики мастерски претворили в жизнь эту тактику, сбив не менее, чем три американских реактивных самолета. Кок и здесь был немногословен:
"Я и мой ведущий - Нгуен Нхат Чью проделали долгий обходной путь по кругу, чтобы занять оптимальную позицию для атаки вражеского порядка сзади. Мой напарник сбил один "Тандерчиф" ракетой "воздух-воздух", ну а я в тот момент успешно атаковал "Фантом" с помощью Р-3С. Между тем мой ведущий начал новую атаку, однако его вторая ракета прошла мимо цели. Он вошел в облачность с набором высоты для того, чтобы через считанные мгновения появиться, ведя огонь из пушки. Я также выпустил ракету в "Фантом", однако так как я оказался на линии огня своего спикировавшего напарника, мой самолет получил повреждения. Несмотря на это, все элементы управления функционировали нормально и я запросил продолжения схватки. Как бы то ни было, командование приказало возвращаться на базу: из-за полученных повреждений мой МиГ мог развивать скорость, не превышающую 600км/ч."
Этот инцидент стал единственной неприятностью для вьетнамской стороны в тот день: "добычей" Нгуена Вана Кока стал F-4D, пилотируемый майором Чарльзом Р.Тайлером и капитаном Р.Н.Ситтнером (Тайлер попал в плен, а Ситтнер погиб). Чью, в свою очередь, сбил F-105D Эльмо Бэйкера (попал в плен).
3 октября 1967 Нгуен Ван Кок в составе пары, поднялись по тревоге в воздух на своих МиГ-21. Американских самолетов было три: RF-4C и эскорт из двух F-4D, один из которых (как выяснилось позже) уже был поврежден вьетнамской ПВО (вышел из строя один из двигателей). Задача обнаружить американские самолеты была не из легких: пара американских EB-66 (самолётов электронной разведки и борьбы), не входя в зону действия вьетнамской ПВО, устроила настоящую "свистопляску с засветкой" в эфире, из-за чего вьетнамские РЛС были в состоянии лишь приблизительно определить местонахождение противника. Для визуального обнаружения вражеских самолетов Ван Кок набрал высоту в 7500 метров, и примерно через шесть минут после взлета обнаружил их. Он незаметно приблизился к замыкающему F-4D (уже повреждённому) и выпустил ракету P-3С, поразившую цель. Экипаж "Фантома" (не к месту забывший старое голливудское напутствие "парни, не стройте из себя героев!") был вынужден катапультироваться, но летчику Муру и оператору Гальбрандсену повезло - оба были эвакуированы спасателями.
7 октября 1967 Кок снова одержал верх над F-105F (оба пилота, выпрыгнув с парашютом, попали в плен). Это была четвертая победа вьетнамца.
19 ноября 1967 жертвой Кока стал очередной F-105F (экипаж Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф погибли) - пятая по счету победа.
19 декабря 1967 фотоконтроль истребителя Кока бесстрастно фиксирует попадание ракеты в самолёт врага, и снова в F-105. Американская сторона безвозвратные потери "105-х" (хоть боевые, хоть небоевые) в этот день отрицает. (Что ж, кому-то из американских лётчиков, в лотерее под названием "Война", пофартило вытащить счастливый билетик.)
3 февраля 1968 года Ван Кок уничтожает редкую цель - перехватчик F-102A "Дельта даггер", пилот которого Уоллас Л.Уиггинс погиб при взрыве. (Кстати, ведомым у Кока в этом боевом вылете был Фам Тхань Нган, который за войну сбил 8 американских самолетов).

55.53 КБ

Слева направо: Тхань Нган, Трань Хан и Ван Кок

В последней четверти 1969 года вьетнамские истребители вели очень тяжёлые и напряженные бои ("Роллинг Тандер", подтверждая своё название, вовсю громыхало над Северным Вьетнамом), но на всех фотографиях этого периода Нгуен Ван Кок улыбается:

59.91 КБ

Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа) и Нгуен Док Соат (6 воздушных побед, слева) слушают Фам Тань Нгана (в центре, 8 воздушных побед), рассказывающего об одной из своих побед

7 мая 1968 Ван Кок, пилотировавший свой МиГ-21 "Красный 4326", поднялся в воздух будучи ведомым Данга Нгока Нгу; их сопровождали два других МиГ-21, пилотируемых Нгуеном Даном Кинем и Нгуеном Ваном Лунгом. Самолеты стартовали с аэродрома Тхо Ксуан (тогда находившегося еще на территории южного Вьетнама). Первичной целью Нгу и Кока был EKA-3B (самолет-заправщик на базе палубного штурмовика A-3), однако оба МиГа были замечены самолетом дальнего обнаружения и электронной борьбы EА-1, и в тот район были отправлены пять F-4B. Нгуен Ван Кок вспоминал:
"Я и мой ведомый - Данг Нгок Нгу поднялись в воздух с Тхо Ксуан. Вторая пара МиГов, которые пилотировали Нгуен Данг Кинь и Нгуен Ван Лунг, выступала в качестве сопровождения. Из-за плохой координации с местными войсками ПВО нас приняли за американцев и открыли по нам огонь. Это было не единственной ошибкой: поначалу Данг Нгок Нгу принял сопровождающие МиГи за американские самолеты и сбросил ПТБ, готовясь к атаке, однако вскоре он опознал их. Прежде чем нам сообщили о приближении истребителей со стороны моря, мы сделали еще три круга над До Луонг. Вот на этот-то раз это и были американцы. Данг Нгок Нгу заметил два F-4 в пяти километрах справа по борту. Было облачно и он не мог занять позицию для атаки. Я хотел последовать за ним, однако понял, что у меня осталось мало топлива. В то время когда я собирался было вернуться на Тхо Ксуан, в поле моего зрения попал "Фантом", шедший впереди на высоте 2500 метров. Я последовал за ним и выпустил две ракеты с расстояния в 1500 метров - "Фантом" рухнул в море, объятый пламенем." Пилот Кристиансен и оператор Крамер, пилотировавшие F-4B, были вынуждены катапультироваться. И снова американцев выручил вертолёт спасателей.
Этот "Фантом" стал последней жертвой Вана Кока в том году: окончание бомбовой кампании "Роллинг Тандер" 31 октября (в соответствии с приказом действовавшего президента США Линдона Джонсона) означало для него невозможность сбить какой-либо еще боевой самолет противника.
Однако ВВС США продолжали отправлять БПЛА для осуществления разведывательных вылетов - так, два этих беспилотных самолета стали последней "добычей" Вана Кока в декабре 1969 года.
Впрочем, сейчас появилась информация, что 20 декабря 1969 года самолёт OV-10 "Бронко" был сбит "мигом" (оба пилота "Бронко" погибли). Учитывая, что боевой вылет в этом районе в этот день имел только Кок, а вьетнамские лётчики-истребители не были знакомы с этим типом самолетов, то не исключено, что Кок перехватил этот OV-10 приняв его за БПЛА "Файрби".
Но даже без учёта этой победы точно известно следующее: с 8 вражескими самолетами и 2 БПЛА в послужном списке, Нгуен Ван Кок стал асом № 1 во вьетнамской войне. Более того, американские источники подтверждают 7 из 8 сбитых им самолетов - таким образом, Ван Кок - воздушный ас, признанный обеими сторонами, что происходит очень редко.
К тому же, Нгуен Ван Кок до сих пор является самым результативным летчиком-истребителем (по подтвержденным победам) из всех когда-либо сражавшихся на самолетах с максимальной скоростью более 2Мах.

62.77 КБ

Относительно недавняя фотография (ноябрь 1994г.): Нгуен Ван Кок рассказывает венгерскому историку Иштвану Топерчеру об одной из своих побед над F-4.
После 1969 года Нгуен Ван Кок не воевал, являсь лётчиком-инструктором Центра боевой подготовки. И если судить по результатам войны, готовил он своих учеников хорошо.
И ещё одна маленькая техническая подробность - принято считать, что во вьетнамской войне вьетнамские лётчики-истребители были обязаны своими победами больше пушкам, чем ракетам. Нгуен Ван Кок полность опровергает этот тезис - все его противники (даже БПЛА) были сбиты ракетами Р-3С (советской "пиратской" копией американской ракеты AIM-9 "сайдвиндер").
Tags: Азия, военная история, линчости, личности
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments