Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Category:

10 знаменитых советских перформансов

Самые знаменитые советские исторические и символические действия, которые в наше время, вероятно, назвали бы перформансами.

1. Стихи Демьяна на памятнике Александру III (1922). В 1922 году по решению Петросовета и с одобрения Ленина на постамент конной статуи царя Александра III в Петрограде рабочие нанесли специально сочинённые стихи Демьяна Бедного «Пугало». Четверостишие было написано как бы от имени покойного царя:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.



Рабочие наносят на памятник Александру III четверостишие Демьяна Бедного



Это карикатура Дмитрия Моора 1922 года: царь и его конь с любопытством читают стихи на постаменте...


2. Памятник в клетке (1927). Спустя пять лет, когда праздновалась 10-я годовщина революции, с памятником поступили ещё более радикально: его поместили в клетку!





И всё-таки царский памятник берегли как достояние истории и искусства. В годы войны обкладывали мешками с песком, и это спасло статую даже при прямом попадании неприятельского артиллерийского снаряда.

3. Шествия общества «Долой стыд» (1924). Одним из самых знаменитых перформансов 20-х годов следует, видимо, считать шествия нудистов из общества «Долой стыд» в Москве и других советских городах. К сожалению, фотографий этих демонстраций не сохранилось. Но вот фотография типичного советского пляжа на берегах Москвы-реки, из которой видно, насколько нудизм в сфере отдыха был в то время обычным делом.



Вот как рассказывали об этом современники:
«Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась». (Писатель Михаил Булгаков).
«Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?». (Художница Наталья Северцова-Габричевская).
«Появилось даже общество «Долой стыд!». Кто его придумал — не знаю. Мне запомнился только один эпизод из его «деятельности». В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая пара. Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока возмущённые шумели, трамвай подошёл к остановке, и голая «агитбригада» раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд». (Писательница Наталья Баранская).


Карикатура Ка-Фр'а «Голая пропаганда» (фрагмент) на общество «Долой стыд!» (1924 год)

Наконец, 12 сентября 1924 года в газете «Известия» появились печатные разъяснения наркома здравоохранения Николая Семашко. «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения, – заявил он. – Во-первых... жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая «революционность»... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь... Улицы Москвы – не берег Чёрного моря... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против «голых танцев» и не можем не протестовать против этого новшества. В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты капиталистические уродства, как проституция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности... Поэтому я считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами».
После этого общий ветер переменился – журналы стали печатать ехидные шутки вроде таких – покупательница в магазине возмущается:
– Как вам не стыдно так обвешивать?!
– Я, гражданка, член Общества «Долой Стыд».
Лауреат Пулитцеровской премии Х.Р. Никерборгер (Hubert Renfro Knickerbocker) описал свое путешествие в 1931 году по берегам Москвы-реки. Вот его наблюдения: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце... Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей – полностью обнажены... Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков, либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками... На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены... Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания».
Из своих наблюдений гость делал такой любопытный вывод, который позволяет лучше понять социальную и политическую сторону советского натуризма 20-х годов: «Снимание одежды – наиболее радикальное уравнительное действие, которое может быть предпринято человечеством... При обнажённости классовые различия исчезают. Рабочие, крестьяне, конторские работники становятся вдруг просто людьми. Это, в краткой форме, излагает... главную цель советских революционеров. Вот почему... этим летом в Советском Союзе, на каждой его реке, на берегах всех его озер и морей, буквально миллионы мужчин и женщин плавали и загорали под солнцем без одежды, естественно, как будто по-другому не могло и быть...»

4. Сожжение паранджи (1927). 8 марта 1927 года на площадях городов Узбекистана прошли массовые сожжения паранджи. Одна из таких акций состоялась в Андижане. На площади Регистан в Самарканде тысячи узбекских женщин также сняли с себя паранджи, сложили их в кучу, а затем подожгли её. В этот день от паранджи избавились 10 тысяч женщин. Ещё 90 тысяч женщин сняли паранджу в течение трёх последующих месяцев.


Сжигание чачванов (вариант чадры) в Андижане в Международный женский день 8 марта 1927 года



А вот этот советский плакат 20-х годов, как можно понять по изображению, ненавязчиво призывал женщин Средней Азии не только чадру, но и нечто большее с себя скинуть. Он может показаться в наше время чем-то уж совсем фантастическим и совершенно невероятным. Что, вариант лиги «Долой стыд!» в Средней Азии? В обществе с мусульманскими традициями? Да не с ума ли сошёл автор плаката?..



Но всё было не так уж фантастично. По крайней мере, вот эта знаменитая фотография «Узбекская мадонна» запечатлела освобождённую мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребёнка грудью. Это самый известный снимок фотографа Макса Захаровича Пенсона (1893—1959). Как произведение фотоискусства он получил высшую награду Всемирной выставки в Париже в 1937 году.



5. Трамвай-гроб на Красной площади (1928). С 1909 по 1930 год по московской Красной площади ходил трамвай. А в 1928 году здесь проехал агитационный трамвай — гроб русского капитализма. В нём лежал огромный карикатурный труп буржуя.



6. Пасха и рождество комсомола (1920-1930-е). Список советских перформансов будет неполным без упоминания шествий, приуроченных к 1 Мая или религиозным праздникам, которые называли «пасхой» или «рождеством» комсомола.


1923 год. Комсомольское рождество на Малой Дмитровке



Обращает внимание, что на второй фотографии в числе буржуев и прочих потешных врагов демонстранты несут и карикатуру на Л.Д. Троцкого. Видимо, к этому моменту (с конца 20-х) он тоже прочно вошёл в число высмеиваемых врагов.


Г. Шубина. Комсомольская пасха. 1928

А это карикатуры на тему комсомольских карнавалов:


Рисунок Л. Генча. 1932 год. «Ошибка старушки. — Господи Иисусе, батюшку-то узнаю, но церковь до чего изменилась!»


Рисунок Ю. Ганфа. 1935 год. «Майский вечер. — Теперь я понимаю, что такое тяжёлый гнёт прошлого».


Рисунок Л. Генча. 1938 год. «Ах, эти чёрные глаза...» «— Милая Надя, я очарован вашими глазами».

7. «Парад пленных и поливальных машин» (1944). 17 июля 1944 года по Москве прошли около 57 тысяч пленных немецких солдат, офицеров и генералов. В основном они принадлежали к группе армий «Центр», разгромленной накануне в Белоруссии. Операция НКВД называлась «Большой вальс». Мой отец, тогда ещё московский школьник, был очевидцем этого парада пленных. Он произвёл на него большое впечатление, и он его не раз вспоминал много лет спустя, как и другое событие тех лет — салют Победы. Говорил с улыбкой: «А потом за ними ещё пустили колонну поливальных машин, которые всё мыли и чистили — так, чтобы даже следы их с асфальта смыть!». И взмахом руки показывал, как начисто смыли.



8. Фашистские знамёна у Мавзолея (1945). 24 июня 1945 года, на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. Кульминацией парада стал момент, который газета «Правда» в те дни описывала так: «Внезапно смолкает оркестр. Раздаётся резкая дробь барабанов. Взору представляется незабываемая, глубоко символичная картина. К трибуне подходит колонна бойцов. У каждого в руках — немецкое знамя. 200 пленённых вражеских знамён несёт колонна. Сейчас они — единственное, что напоминает о былых полках и дивизиях Гитлера. Поравнявшись с трибуной, бойцы делают поворот направо и презрительным жестом, с силой бросают вражеские знамёна на мостовую, к подножию Мавзолея…»





9. Ботиночная дипломатия в ООН (1960). Этот перформанс носил более «камерный» характер, чем предыдущие, тем не менее прогремел на весь мир. 12 октября 1960 года на 15-й Генеральной ассамблее ООН во время речи одного из антикоммунистических ораторов глава Советского правительства Никита Хрущёв снял с ноги ботинок и положил его перед собой. Очевидцы расходятся в свидетельствах — то ли лидер СССР стал стучать ботинком по столу, выражая своё негодование, то ли просто показал, что собирается так делать. На самом деле сценка с ботинком была тщательно продумана и подготовлена. Как известно, ООН была, да и остаётся, своего рода «мировым парламентом», и коммунисты в этом парламенте составляли меньшинство. Ещё перед поездкой Хрущёв поинтересовался у своих помощников, какие существуют в мировой парламентской практике сильные, но при этом разрешённые регламентом способы обструкции. Он с удовольствием вспомнил, что в дореволюционной Государственной Думе, где депутатов-большевиков было всего полдюжины, они умели, тем не менее, с помощью обструкции влиять на ход заседаний. Зять советского премьера журналист Алексей Аджубей: «Не без юмора рассказал, что Бадаев, член большевистской фракции в думе, специально учился у мальчишек свистеть — в думе все большевики освистывали неугодных ораторов, да так, что их речи практически невозможно было услышать». Хрущёву ответили, что есть такой способ парламентской обструкции: стучать обувью по столу, заглушая речи ораторов противоположной стороны. Никита Сергеевич взял это себе «на заметку».




А так он выглядел на карикатурах из западной печати. Это — рисунок голландского художника

Советские граждане подробно узнали про историю с ботинком из речи того же Алексея Аджубея на XXII съезде КПСС. Он заявил с высшей партийной трибуны 26 октября 1961 года: «Может быть, это и шокировало дипломатических дам западного мира, но просто здорово было, когда товарищ Н.С. Хрущёв во время одной из провокационных речей, которую произносил западный дипломат, снял ботинок и начал им стучать по столу. (Бурные аплодисменты. Смех.) Всем сразу стало ясно: мы решительно против, мы не хотим слушать такие речи! Причём Никита Сергеевич Хрущёв ботинок положил таким образом (впереди нашей делегации сидела делегация фашистской Испании), что носок ботинка почти упирался в шею франкистского министра иностранных дел, но не полностью. В данном случае была проявлена дипломатическая гибкость! (Смех. Бурные аплодисменты.)».
Что можно сказать, подытоживая эту историю? Это был яркий жест, вполне в русле самостоятельной и смелой политики, которую в те годы проводил СССР на международной арене. И притом целиком в рамках мировой парламентской практики. Стыдиться надо вовсе не «ботиночной дипломатии», а более поздних времён, когда Москва стала стараться выглядеть «белой и пушистой» в глазах буржуазного Запада и одного за другим сдавала ему своих настоящих друзей и союзников...

10. «До свиданья, наш ласковый Миша!» (1980). 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Олимпийских игр в Москве.
На этой церемонии зрителям больше всего запомнился талисман Олимпиады Мишка, улетающий на воздушных шариках и прощально машущий лапой под грустную песенку:
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес...


Tags: 1920-е, 1930-е, 1940-е, 1960-е, 1980-е, история СССР, тексты
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments