Валентин Шеховцов (valentincehov) wrote in foto_history,
Валентин Шеховцов
valentincehov
foto_history

Category:

Человечество умнеет?

ниж3
Американские новобранцы, отправляющиеся в Европу на фронты Первой мировой войны, проходят тесты на интеллект (фото 1917 года)

Психологи заметили, что с начала прошлого века проводимые в разных странах тесты на "коэффициент интеллекта" дают с каждым годом все более и более высокие результаты. Это так называемый эффект Флинна, по имени новозеландского политолога Джеймса Флинна, впервые подметившего данную закономерность в 1980 году на многолетних данных по 20 странам.
Россия в их число не входит, у нас массовых измерений такого рода нет, но во многих странах коэффициент интеллекта измеряют, например, при поступлении на работу или зачислении в армию.  Человек среднего ума получает в этих тестах 100 очков. Выпускник университета - 120. Коэффициент интеллекта выше 130 имеют обычно только 2% населения.

Джеймс Флинн пришел к своему наблюдению, стараясь опровергнуть мнение некоторых антропологов о генетической умственной неполноценности негров. Он хотел доказать, что дело только в меньшей доступности образования для чернокожих в Африке и США. Тогда интеллект негров должен улучшаться по мере устранения дискриминации. Для проверки Флинн взял многолетние данные тестов на коэффициент интеллекта, проводимых при зачислении в армию США.

Действительно, оказалось, что результаты тестов у негров растут, но растет и общий интеллектуальный уровень всех новобранцев.  Как заметил Флинн, в среднем за 10 лет народы самых разных стран становятся умнее на 3 балла. Но имеются существенные различия по странам, особенно если смотреть не по годам, а по поколениям, подвергающимся тесту (продолжительность одного поколения принята в 30 лет).

Сильнее всего от поколения к поколению прибывало ума в Бельгии, Израиле и Голландии (плюс 20 очков за поколение), а медленнее всего процесс шел в Дании и Швеции (10 очков за поколение). Тот, кто сто лет назад попадал в верхние 10% самых умных, теперь относился бы к 5% самых глупых.  Улучшение результатов тестов все ускоряется. Так, среднегодовой прирост коэффициента интеллекта в США с 1947 по 1972 год составил 0,31 балла, а с 1973 до 90-х годов - 0,36.

Уже самого первооткрывателя смутило его наблюдение. Если считать, что количество талантов и гениев выросло за последние полвека в 20 раз (а получается именно так), то где же ожидаемый расцвет культуры? Правда, развитие науки и техники, количество научных работ, продукция издательств действительно растут от года к году почти лавинообразно.  Неясны и причины роста интеллекта человечества.

Предлагаются самые разные объяснения: рост продолжительности обучения в школе во многих развитых странах с 9 или 10 до 11 и даже 12 лет; общее улучшение питания и здравоохранения; уменьшение количества детей в семье, благодаря чему имеющиеся один-два ребенка получают больше внимания от родителей и лучшее образование.

Есть и другие гипотезы, например, стимулирующая ум роль телевидения (но оно широко вошло в жизнь только полвека назад, а "рост ума" отмечается уже сто лет). То же можно сказать о предполагаемой роли персональных компьютеров.  Недавно опубликованное исследование норвежских психологов прибавляет загадок.

Йон Сундет из Психологического института в Осло рассмотрел результаты тестов 960 тысяч молодых людей, с 1954 по 2002 год вступавших в ряды норвежских вооруженных сил. Оказалось, что в последние годы рост интеллекта новобранцев замедлился. С 1954 по 1969 год они прибавляли в год по пол-очка.

Позже, до 1976 года, прирост замедлился до 0,2 очка в год. До начала 80-х годов пошло уменьшение интеллекта, "съевшее" почти весь предыдущий прирост. Причем провал образовался в основном за счет ухудшения способности работать с числами. В этой области уровень 60-х годов более не восстановился.

Однако общий балл заметно вырос с середины 80-х до середины 90-х годов за счет повышения умения быстро воспринимать и обрабатывать новую информацию. Но с середины 90-х годов это умение больше не росло, а способность работать со словами ухудшилась, и в результате общий балл снова уменьшился. Подобные же тенденции отмечены в Швеции.

Причины всех этих колебаний неясны.  Зато вполне понятны причины падения интеллекта у жителей одного горного поселка в Канаде. В 70-х годах прошлого века канадские социологи следили за его жителями. Долгое время поселок оставался без телевидения - горы препятствовали радиоволнам. Среди населения периодически проводили тесты на интеллект. К поселку наконец подвели телевизионный кабель. Постепенно ухудшилась сообразительность при решении сложных задач теста и у детей и у взрослых.   

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Natur + Kosmos», «Psychologie Heute», «VDI-Nachrichten» и «Zeitwissen» (Германия), «American Scientist» и «Wired» (США), «Зa m’interesse», «Decouverte», «Recherche», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета

Наука и жизнь №6, 2006 О чем пишут научно- популярные журналы мира
Tags: 1910-е
Subscribe

Posts from This Сommunity “1910-е” Tag

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments