a_i_z (a_i_z) wrote in foto_history,
a_i_z
a_i_z
foto_history

Category:

Последний портрет Николая II...

   
       
Этот портрет Борис Кустодиев закончил в 1915 году и стал этот портрет последним царским портретом.
Называется он до чрезвычайности торжественно и церемониально:
"Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского".

       

Полное, на мой взгляд, несоответствие официоза названия и содержания.
Никак не скажешь, что на картине всемогущий царь-государь:
такой распрекрасный добрый молодец в красной рубахе (аки финист-ясный сокол),
который всех вражьих супостатов, конечно же, одолеет и наступит тогда на Руси всеобщее благоденствие...
Конечно же, никакая это не красная рубаха, а гимнастёрка и шапка – офицера лейб-гвардии императорского Стрелкового полка.

Портрет удивительный.
Вроде абсолютно статичный, а попробуйте отклониться, глядя на него, вправо-влево: он будет следить за вами глазами.
И глаза у Николая II на этом портрете удивительные - чистые, лучистые.

Про царские глаза запишет 19-летняя Марина Цветаева, когда пойдёт с отцом на открытие Музея изящных искусств в мае 1912 года.
После того, как Николай II с семейством прошествовал по красной ковровой дорожке мимо приглашённых на открытие.

Справа от царя на ступеньках - Иван Владимирович Цветаев, создатель и первый директор Музея:


Глаза у царя совершенно детские, - запишет Марина Цветаева, - проницательные, каждому казалось - смотрит только на него...
- Папа, а на меня государь посмотрел! - похвастается она отцу.
- Так на тебя и посмотрел? - Честное слово!
Отец философски: - Всё может быть, нужно же куда-нибудь смотреть...

Кустодиевий портрет маленький 24,7 см х 24,8 см.
Говорят, на фронте в 1915 году, когда патриотизм был ещё на подъёме, этот портрет в открытках расходился по рукам на ура.

Кстати, весь интернет забит рассказом Кустодиева про то, как он писал этот портрет.
Хотя рассказ его совсем не про этот портрет:

"Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления,
может быть, у них теперь это в моде — "обласкивать", как раньше "облаивали".
Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики),
а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы.
Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — "из-за жеста".
Враг новшества, и импрессионизм смешивает с революцией:
"импрессионизм и я — это две вещи несовместимые" - его фраза. И все в таком роде".

Да, так всё и было, но только - в мирное время! За 4 года до портрета.
В 1915 году уже не было никаких поездок в Царское Село: война, царю не до позирования.
А 12 раз ездил в Царское - это в конце 1910-1911 для работы над бюстом Николая II в мундире лейб-гвардии Гусарского полка:






Так что Кустодиев писал царский портрет по бюсту и фото. Как оказалось - последний портрет.
Tags: Николай II, живопись, история России, картины, личности, портреты, скульптура, текст
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments