y4astkoviy2021 (y4astkoviy2021) wrote in foto_history,
y4astkoviy2021
y4astkoviy2021
foto_history

Categories:

В небе "Холодной войны": как поляк сбил чеха



В июле 1970 проходили учения армий Варшавского договора "Зенит-70", одной из задач которых была проверка системы ПВО Польской Народной Республики.

В учениях принимали участие самолеты Чехословацкой Социалистической Республики - они имитировали нарушителей польского воздушного пространства на южном направлении. Здесь действовали части 3-го корпуса ПВО Польши, в том числе 11-й полк истребительной авиации ПВО из Вроцлава, который был временно передислоцирован на аэродром Олешницы.

В 3:20 14 июля 1970 с аэродрома Намести-над-Ослов стартовал Су-7БКЛ борт "6512", в кабине которого находился капитан Францишек Кужик из 20-го полка истребителей-бомбардировщиков ВВС ЧСР.

Капитан Францишек Кужик
Самолет нес четыре подвесных 600-литровых топливных бака. Это был рутинный полет на высоте 9500 м по маршруту: Намести-над-Ослов - Калиш - Вроцлав - Намести-над-Ослов.

Су-7БКЛ из состава 20-го полка истребителей-бомбардировщиков ВВС ЧСР
За 20 минут самолет уже углубился где-то на полсотни километров в польское воздушное пространство. Польские почти сразу же радары разоблачили "нарушителя".

Сигнал тревоги передали на аэродром Олешницы, откуда стартовал поручик Генрик Осерда. Однако во время подготовки к старту в его истребителе МиГ-21ПФМ возникла неисправность. Осерда молниеносно пересел в один из самолетов дежурной пары.

Польский МиГ-21ПФМ
Около 3:44 наземные посты ПВО вывели его на заднюю полусферу "нарушителя", и Осерда нажал кнопку ...

Он был убежден, что на истребителе подвешены учебные ракеты, но машина дежурной пары была вооружена боевыми ракетами! Из-за того что истребитель стоял в на боевом дежурстве, на него подвесили две инфракрасные зенитные ракеты РС-2УС . В любом случае, польский пилот, не был предупрежден наземным персоналом, что было грубой ошибкой. Захватив цель на экране своего РЛС РП-21 «Сафир», он выполнил отрепетированные действия по пуску зенитных ракет...

Генрик Осерда
Можно только представить удивление поручика, когда он увидел, что из-под левого крыла его самолета сошла ракета РС-2УС. И, наверное, еще больше было удивление капитана Кужика, когда около 3:47 он почувствовал взрыв в хвосте своего самолета ...

Кужик сразу же катапультировался и благополучно приземлился на парашюте. Капитан был убежден, что столкнулся в воздухе с другим самолетом, и о том, что его сбил поляк, узнал уже только в госпитале, где проходил обследование.

Поляки постарались загладить свою вину - они отправили Кужика в санаторий в Сопоте (на Балтике), а в качестве компенсации за сбитую машину передали собственный Су-7БКЛ, борт "23".
Правда, переданая машина была "битой" - незадолго до этого она потерпела крушение, но была отремонтирована. 23 февраля 1971 самолет перегнали из Быдгоще (где располагался польский 3-й полк истребителей-бомбардировщиков) до Намести-над-Ослов, причем операцию эту выполнил лично капитан Кужик.

Пилотскую карьеру Кужика прервало второе катапультирование 10 января 1984, уже с самолета Су-7В, на котором он летал как инструктор. После этого Кужика перевели на "нелетающую" должность. Переданый поляками Су-7БКЛ получил бортовой номер "6023" и прозвище "Поляк".
В 20-м полку он считался "счастливым" и благополучно дослужил до 1989, когда был списан из-за исчерпания ресурса.

А вот поручик Осерда после инцидента прожил едва полгода - 16 февраля 1971 он погиб в катастрофе на МиГ-21ПФМ...
Tags: 1970-е, Военная история, авиация, интересное, история Польши, истрия Чехословании, катастрофы
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments