gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote in foto_history,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b
foto_history

Category:

Когда строилась Игла Клеопатры?



Строго говоря, это название носят два объекта. Но один из них с первых свидетельств был стоящим, про него и про свидетельства о нем мы и будем в основном говорить; второй с первых свидетельств лежал, поэтому название получил "за компанию"; скажем немного и о нем.

Два Александрийских обелиска из гранита, считается, были вырублены в Асуане при Тутмосе III около 1475 года до н.э. и привезены при императоре Октавиане Августе в Александрию в честь победы над Антонием в известном сюжете в I веке до н.э. Там и получили название: Иглы Клеопатры. Стоячий был подарен США и перевезен в Нью-Йорк, лежачий подарен Англии и перевезен в Лондон.

Добавлю один интересный факт: первый проект обелиска на месте Александровской колонны на Дворцовой площади - фактически копия двух Александрийских обелисков. Но от него отказались в пользу проекта, повторяющего Александрийскую же гранитную колонну Помпея, каковую и построили за два года. Слева нью-йоркский, справа лондонский, в центре проект Александрийского обелиска, все три - фактически один проект одного цеха.



Вес Лондонской Иглы 180 тонн, Нью-Йоркской 244 тонн. Их доставка и установка в 1878 и 1881 годах в эпоху механизмов и стали были задачами решаемыми. В этом посте хорошая подборка материалов по доставке Нью-Йоркского, тут подборка по Лондонскому.

До отправки Нью-Йркского обелиска проводили раскопки основания. Есть фото с обеих сторон.

Налицо чугунный остов, на котором и формовали постепенным поднятием грунта и опалубных форм обелиск. А без него 244-тонное сооружение априори стоять не будет.





Вот это, пишут, бронзовые опоры из-под Нью-йоркского обелиска. Стояли в двух углах по диагонали, в двух других опорами были камни.



Проблема в том, что при весе 244 тонны подпорочки из медных сплавов сомнутся, как пластилин, и без этих табличек ясно.

И чугуняка на фото на эти декоративные подпорки из бронзы далеко не похожа. И что, интересно, за камень мог - в теории - подпирать два других угла? Рыхлая глыба рядом с чугуном - явно не он.

А если мы посмотрим на угол с "бронзовой подпоркой" на правом фото с раскопок, то увидим, что фотограф примитивными средствами , доступными в 1880 году, т.е. легкими движениями кисти еще по мокрому, поработал над этим углом, замыливая изображение. А потом так же примитивно нанес изображение реечки поверх)) Фотошопа не было, увы, у фотографов 140 лет назад... Левое фото вообще дурацкое рисование. Фотограф явно не из поколения камеры Обскура, те рисовали в масштаб аккуратней.

Свидетельство. В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и игл Клеопатры, и пирамид в труде Проскинитарий.

Впервые он был издан в 1837 году в составе 2 тома "Сказаний русского народа" Иваном Сахаровым в журнальной версии, в 1849 году в книжной. До этого существовал в списках. Сегодня даже церковные круги многие такие списки объявляют подлогом . Сахаров указал, что печатал со списка конца 17 века, сверенного с синодальным оригиналом. Издатель 1870 года называет своими источниками "рукопись недревнюю, сверенную со списком" самого Суханова из синодальной библиотеки, рукопись этнографа 19 века Перевощикова и рукопись, датированную по шрифту, которым она исполнена, временем "около 1730 года". Эту дату "свидетельства Суханова о пирамидах" нам и придется принять за первую более-менее надежную.

"Свидетельства" у Суханова еще меньше, чем у Барского.

Пристроены в конец главы о Египте три строки между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями:

Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.

Это всё.



Понятие у переписчика , дописавшего в труд Суханова фразу о пирамидах, еще более мутное, чем у Потемкина, издавшего труд Василия Барского посмертно, он даже и слова "пирамиды" еще не знает.

Хотя Суханов, считается, был великим знатоком и переводчиком греческого.

Ясно, что нынешних пирамид Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников, ранний переписчик труда Суханова в 1730 году. Они строились, но были еще в стадии куч грунта, фараоновыми горами - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов, увидев их.

А это страничка с описанием Иглы Клеопатры у Суханова.



Автор обычно весьма точен в описании размеров, но здесь грубо ошибся.

12 саженей - 25,6 м.

Высота Иглы менее 21 метра. Из них, как мы помним по фото раскопок, не менее 4 метров было в земле.

Ошибиться в полтора раза едва ли мог автор, всегда точно указывавший размер. А раз у источника в полтора раза завышена высота, то он не мог видеть обелиск, но знал о нем.



Описание изображений еще более странное.
Ни на нью-йоркском, ни на каком другом египетском обелиске нет такого:

сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя

Объясняются эти странности, на мой взгляд, одним. На момент самого раннего надежного списка 1730 ни древнеегипетской письменности, ни понятия о ней в научном обороте еще не было.

Рисунок Барского также датирован 1730 годом, но он бесспорно рисован с натуры. Сравним с оригиналом в Нью-Йорке.



Характерно искажена перспектива у Барского - верх сжат, чем выше, тем сильнее, низ растянут. Такой ракурс возможен, когда художник стоит ближе к колонне и примерно на треть длины колонны выше фотографа. Сейчас такая точка в воздухе.

Это сравнение многое дает.

Барский застал финал строительства - уборку строительного (опалубного) грунта.

И мы вслед за Барским уверенно можем датировать окончание строительства 1730-м годом.

У цеховика - "переписчика Суханова" было представление об обелиске, но в момент его последнего впечатления он мог видеть только холм, на верхней площадке коего еще шла формовали обелиск.

Сабли, луки... а инаго и знать нельзя наверняка были в проекте до нынешней письменности древних египтян, картушей, нынешнюю еще не разработали.

Остается объяснить, как быть со свидетельством об Игле путешественника, художника, писателя Корнелиса де Брюйна, который был в Александрии и якобы видел обелиск в 1681 году, о чем рассказал в книге Reizen van Cornelis de Bruyn в 1698 году.

Чтобы понять, что художник не видел обелиска, достаточно посмотреть на свидетельство и оригинал.







Бросается в глаза, что художник изобразил совсем небывалую верхушку Иглы в первом случае и невозможную ни при каком ракурсе верхушку во втором.

Далее, он поставил обелиск на землю как предмет с плоским дном. От незнания, естественно. У реального обелиска низ закруглен со всех сторон, без постамента и опор он стоять не может. Именно в месте начала закругления у художника граница земли.

Сравнение с этой и этой стороной; их барельеф больше других похож на набросанный художником.



Рисунок барельефа, в отличие от рисунка Барского, в первом случае - чушь из головы, во втором - крайне небрежный, условный и поспешный набросок, еще и на нестандартной вкладке, не типичной для 730-страничной книги. Видимо так и было: рисунок делался в год издания, по совету издателя, причем эскиз барельефа художнику дали буквально на минутку, чтобы он просто кружочки-линии набросал, форму же обелиска, вершину, в тот момент никто не представлял - ни художник, ни издатель, ни советчики.

*

В книге и на рисунках Барского есть еще два памятника - вторая, лежачая Игла Клеопатры и стоящая колонна Помпея.





Они старше Нью-Йоркской Иглы, хотя вряд ли больше, чем на годы.

Лежачая Игла никогда не стояла, в Лондоне ее и поставили первый раз. А в Александрии делали на месте, формовкой искусственного гранита в металлической форме, что заметно по закругленности грани, резко отличающей ее от четкой, граненой нью-йоркской Иглы, делавшейся вертикально, строительным грунтом. Слегка продавила масса опалубный лист характерным для листовой металлической формы образом - строители с порциями частили или сроки схватывания не блюли.





Опалубные формы снимались выкапыванием. Как сняли, так и бросили обелиск, даже не прикопав; цех всю дорогу делает эти вещи по минимуму. Художник-документалист David Roberts, 1838 год.



Стоять обелиску не на чем, пятка гладкая, остова нет.



Обратим внимание, как стропят колонну с основания - это единственный возможный способ.



Сравните со строплением нью-йоркской Иглы: так цеплять стропы можно только за каркас - одно целое с обелиском.





И еще раз помянем единый цех, делавший историю и в Египте, и в Питере. Второй готовый к моменту достройки Иглы Клеопатры александрийский памятник, колонна Помпея - технологическая копия питерского Александрийского столпа, сделанного век спустя той же технологией - составной сердцевиной под гранитную оболочку. Посмотрите , как строилась Александровская колонна, и по каким признакам это видно.

Фото от реставраторов, как в Питере, не нашлось, есть только туристские фото снизу. Но и на них прослеживаются и характерные волны питерского столпа.



И продольное латание оболочки, типичное для питерского; шов от опалубной формы виден вдоль заплат реставраторов, он мог стать причиной продольной трещины в оболочке.



И перекос с энтазисом.



Строительный грунт на колонне Помпея использовался только для сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубная форма из створок.

*

Контрольный просмотр. Источники до 1730 года.
В 1704 году иеромонахи Макарий и Сильверст проживали у Александрийского патриарха , видели "столпик невеликий мармуровый", "семь слупов мармуровых, круглых, весьма хороших", арапов, страусов и всякое прочее. Обелисков Клеопатры не видели. Колонны Помпея тоже. Не было их еще.

Ничего не заметил ни в Александрии, ни в Каире автор книги Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского , посещавший Египет в 1708 году.

Английский капеллан Томас Шоу (Thomas Shaw, 1694-1751) был в Египте в 1721 году и показал те самые сабли, луки... а инаго и знать нельзя Суханова в книге 1738 года Travels, or, observations relating to several parts of Barbary and the Levant . Естественно, проект. Высота Иглы, по тексту книги, 50 фр.футов (16 метров) и 3 фута в земле, второй Иглы он не знает.



И еще о приритете свидетельства Барского, а не европейских авторов. В том же 1730 году ректор Парижского университета Роллен издал первый, посвященный Египту, том монументального труда о древней истории, компиляции всех известных сведений историков античности, переведенный Тредиаковским в 1749 году. Читаем, зная, что 120 локтей, 180 футов, 30 саженей - это 50, 54, 64 метра. Т.е. ни один источник обелисков в глаза не видел.



*

Иными словами - итожим - первое бесспорно реально свидетельство об Игле Клеопатры, да еще в процессе достройки на стадии уборки строительного грунта - свидетельство Василия Григоровича-Барского 1730 года. Это и есть год строительства данного памятника. Все имеющиеся свидетельства ранее этого года настолько расходятся с реальным объектом, что в принципе не могли быть оставлены людьми, видевшими реально исполненный объект.

Ума и здоровья!


Другие материалы о создании истории






Tags: 1700-е, 1800-е, достояние человечества, история, история Египта
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments