Александр Майсурян (maysuryan) wrote in foto_history,
Александр Майсурян
maysuryan
foto_history

Categories:

День в истории. "Иогансон допрашивает коммунистов"


Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933

25 (13) июля — день рождения художника Бориса Иогансона (1893—1973). В СССР он получил все мыслимые для живописца титулы и награды и считался «отцом социалистического реализма» в живописи. «Иогансон допрашивает коммунистов» — так шутливо в советские времена художники называли его, как сказали бы теперь, культовую картину «Допрос коммунистов» (1933). Картина получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1937). А о впечатлении, которая она производила на советских граждан, можно судить, например. по цитате из романа Владимира Дудинцева:
«Любимой картиной его детства было полотно Иогансона «Допрос коммунистов» — там были изображены два мужественных, уверенных в своей правоте человека, стоящих перед готовыми лопнуть от злости белогвардейцами, и толстый их генерал уже тащил из кобуры пистолет».
Всё это понятно, но почему же коммунистов на полотне «допрашивает Иогансон»? Очень просто — в СССР не особо скрывалось (хотя и не слишком афишировалось), что автор картины, увенчанный всеми советскими лаврами, был в молодости... офицером белой гвардии и служил у Колчака. «И факты подтверждают это: служба в белой армии, где художник увидел моральное ничтожество белых офицеров, побег из армии, скитания по дорогам гражданской войны, тифозный госпиталь и, наконец, служба в Красной Армии — действительно «этапы большого пути», закономерно приведшего живописца к выводу, что служить народу — главное призвание художника». Так писал о нём журнал «Искусство» в 1959 году.
Согласно скандальным воспоминаниям художника Алексея Смирнова «Заговор недорезанных», служил Иогансон именно в контрразведке, так что допросы пленных относились как раз к его прерогативе. Историк Александр Немировский замечал: «изобразил он на картине и самого себя в виде быкообразного генерала, который сидит косо на стуле и тянет из кобуры наган — не то для устрашения, не то допрос, собственно, уже закончился, и генерал собирается тут же на месте завершить его посредством этого самого нагана».
О работе над произведением Борис Владимирович рассказывал так: «Когда работал над эскизом картины «Допрос коммунистов», то в первом варианте в окно комнаты светило солнце. Это не давало необходимого напряжения, драматизма. Следовательно, надо было сделать нечто другое».
— Когда что-то не решается, делай наоборот, — говорил он. И написал за окном синюю ночь: это придало сюжету полотна необходимый драматизм...
А это другое известное полотно мастера:


Борис Иогансон. Советский суд. 1928

Историю его создания автор рассказывал так: «Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи». Любопытно, что на основе картины есть и действительно шаржированный плакат с изображением той же сценки, и автором на самом плакате значится Иогансон.



Стихи с плаката:
Советский суд
Соблазнился кулачина
На Акулькину красу.
Родила батрачка сына.
Пров не платит. Девка — в суд.
Вызван в суд и Пров Тимохин,
Говорит — земли черней:
«Врёт Акуля! Всё подвохи!
Много хахалей у ней!»
Пров орёт, напружив шею,
Злая ложь в его речах.
Девка ж — клад, — никто за нею
Ничего не примечал.
Зря кулак наделал звону,
Клевета для всех ясна.
Ты заплатишь по закону
Алименты все сполна.


Между прочим, в творчестве других советских художников можно явственно заметить влияние «Допроса коммунистов»:


Харис Якупов (1919—2010). «Перед приговором». 1954
Tags: 1910-е, 1930-е, живопись, искусство, история СССР, тексты
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments